Л е к ц и я 9
При деловых коммуникациях
Практические инструменты повышения уверенности в себе
Тест (психологический) – от англ. «испытание», «проверка», «анализ» | Исследование определенных (психологических) качеств и свойств личности. Используется при отборе на работу, психологическом консультировании, решении спорных вопросов, конфликтных ситуаций. |
Управленческий/этический тренинг | Одна из возможностей внедрения этических принципов в деятельность трудового коллектива, организации, корпорации. Это наборы этических норм, своеобразные этические модули, которые включаются в общую программу подготовки персонала организации. Тренинг способствует практическому внедрению этических принципов в структуру принятия корпоративных решений. |
Деловая игра | Метод имитации принятия решений персоналом организации, осуществляемый по заданным правилам группой людей или компьютером в диалоговом режиме; применяется для решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций и т.п. |
Деловое общение – это, прежде всего, взаимодействие партнеров, обмен информацией, согласование позиций и точек зрения, и здесь мы также сталкиваемся с конфликтами и конфликтными ситуациями.
Конфликт (межличностный) – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.
Конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Основные проявления конфликтогенного поведения:
¨ открытое недоверие;
¨ перебивание собеседника;
¨ принижение значимости роли собеседника;
¨ подчеркивание различий между собой и собеседником;
¨ напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;
¨ устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
¨ заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
¨ постоянное навязывание своей точки зрения;
¨ неискренность в суждениях;
¨ резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
¨ неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;
¨ проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обвинения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний;
¨ проявление агрессивности.
Джонсон Сэмюэль: «Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок».
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Распределение позиций в общении
Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.
Свойства конфликта:
® противоречие между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
® противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;
® негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.
Структура конфликта:
® стороны или участники конфликта;
® предмет конфликта;
® представления участников конфликта о самих себе, о противостоящих сторонах.