double arrow

Воронеж 2013

1

А.С. Свиридов

КУЛЬТУРА

ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА И ЕЁ СЛАГАЕМЫЕ

1.1. Культура - основа повышения умственной

работоспособности. Выделение умственного труда

«Культура - обработка и уход, возделывание, образова­ние, умственное и нравственное», - читаем мы в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля. В этом опре­делении объединились два подхода к пониманию слова «куль­тура»: культура как совершенствование, облагораживание физических сил, материальных приобретений человека, общества 11 целом и культура как «культивированние духа», т. е. процесс и результат воспитания и образования. Таким образом, куль­тура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материаль­ных и духовных ценностях.

Культура - это не только результат, но и сам процесс сознательной интеллектуальной деятельности человека, в ходе которого изменяется и окружающая его среда, и он сам. Толь­ко по достижениям культуры можно судить о природе или на­значении человека.




Культура не сводится лишь к накопленному материаль­ному и духовному богатству, но представляет собой непре­рывный творческий акт, единственный способ существования человечества и основной отличительный признак, разделяю­щий человека и животный мир. Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности. Из этого первого, как из крошечного зернышка, брошенного на благодатную почву нашей планеты, в течение тысячелетий выросло могучее древо познания, связанное с человеческим интеллектом и воплощенное в науке. Культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, тем не менее проявляет свою сущность именно в области духа, что находит выражение прежде всего в совершенствовании самого челове­ка. Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 -1872) гово­рил о том, что не плоть, а дух делает человека человеком. Ес­тественно, в поступательном развитии общества закономерно возрастает роль духовной культуры как фактора созидания. Культура - иммунитет против дикости, невежества и варварст­ва. Культура - это способность мыслить, понимать и ощущать себя не в сиюминутной жизни, но воспринимать жизнь в мас­штабах мировой истории. Поэтому в человеческом обществе, в развитии цивилизации культуре всегда отводилась ключевая, фундаментальная, основополагающая роль.

Главными категориями культуры и первостепенными объектами «возделывания» являются человечество как единый биологический вид и личность как его основная структурная единица. Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, именно она обеспечивает общее духовное начало. Следует понимать, что культура проявляется в условиях взаимодействия формирующих объективных фак­торов: макро- и микросреды, существующей системы обуче­ния и воспитания, субъективной способности личности сту­дента к сознательному перестраиванию своего собственного внутреннего мира. В процессе проявляется движущее проти­воречие: между тем, что есть, и тем, что должно быть. Юность - это не только самая лучшая, но и самая ответственная пора в жизни человека, когда он хочет стать умным, сильным, доб­рым, преуспевать в жизни. Культура осуществляет форми­рующее, воспитательное воздействие. В этом процессе реша­ется двуединая задача: создание и обоснование идеала, его достижение людьми. Идеал как цель культуры есть спе­цифический желаемый образ современных отношений и гар­моничной личности. Идеал может иметь общественное и лич­ное звучание.



Общественный идеал - целостное представление о со­вершенных отношениях и совершенной личности, имеющееся в общественном сознании.

Индивидуальный идеал - представление человека об об­разе, поведении, деятельности, своеобразной духовной модели совершенной, цельной, динамичной личности, носителе высоких достоинств. Индивидуальный идеал, как правило, персо­нифицирован в культуре личности студента. Одна из важней­ших задач культуры - создание более «человечного» человека, отвечающего высшему идеалу.



Через какие же каналы связи протекает процесс ста­новления культуры личности студента? Если конкретизиро­вать, то можно сказать, что личность зависит: во-первых, от степени приобщения ее к культуре - это и есть среда, питаю­щая личность; во-вторых, решающим условием формирования личности студента является сознательный, целенаправленный, систематический процесс познания в течение всего периода обучения. Именно образование весьма интенсивно сти­мулирует максимально возможное усвоение знаний, овладение навыками, умениями мышления, и чем интенсивнее происхо­дит интеграция всех структурных компонентов учебной рабо­ты, тем эффективнее происходит формирование культуры личности; в-третьих, от психофизиологической организации личности, развития ее первой и второй сигнальной системы, состояния здоровья.

У студента своя микрокультурная среда, совпадающая с границами его учебного, умственного труда, которая включает определенную систему элементов, находящихся в тесной связи и взаимодействии.

Первая группа элементов носит личностный характер. Сюда относятся преподаватели и студенты, обладающие ак­тивностью, оказывающие влияние на личность. Преподаватели побуждают и принуждают к определенным формам взаимоот­ношений, деятельности, всем своим поведением, образом мышления и жизни. В обучении, рассматриваемом как процесс духовного наследования, отношение преподавателей и студен­тов к культуре различно. Речь идет о взаимодействии двух культур: культуры личности обучающего, выступающей как образец и предмет усвоения, и культуры личности обучаю­щихся, развивающейся путем усвоения новых ценностей.

Вторая группа элементов микросреды учебного заведе­ния носит вещественный характер. Это материальные, духов-

ные ценности и средства их распространения. В каждом учеб­ном заведении особое место занимает «эстетизация» микро­среды.

Третья группа элементов микросреды носит нормативно-­нравственный характер. Речь идет о передаваемых из поколе­ния в поколение и функционирующих в учебном заведении нормах и образцах поведения, привычках, традициях, которые оказывают непосредственное воздействие на обучающихся и регулируют их поведение.

Системообразующим ядром культуры является трудовая деятельность людей как главное условие, при котором форми­руются, реализуются и развиваются силы человека, вырабаты­ваются индивидуальные ценности, совершенствуется культура умственного труда. При этом, внутренне преобразуясь, пол­ноценная личность не ограничивается лишь освоением про­шлого опыта, а добавляет что-то новое к культурному насле­дию. Творчество, новаторство и самосовершенствование спо­собствуют прогрессу культуры. Овладение культурой умст­венного труда необходимо для достижения гражданской и ду­ховной зрелости, формирования способности мыслить с науч­ных позиций.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столь много смысловых оттенков, как культура. Она имеет преиму­щественно оценочное понимание. Когда говорят о культуре ума, чувства, труда, быта, то хотят дать общую оценку. Осо­бенно высоко ценятся такие проявления культуры, как надеж­ность, аккуратность, чистота, сознательность, творческое на­чало. Культура ассоциируется с интеллектом, грамотностью, духовными интересами, высшими достижениями человеческо­го гения - наукой, искусством, философией. Она является ре­зультатом сознательной деятельности, отличая человека от животных. Отличительные признаки человеческого образа жизни - высокая степень осознанности поведения, способ­ность пользоваться знаниями и передавать их посредством обычаев, языка, письменности. Культура - резервуар, в кото­ром накапливается, сохраняется, передается из поколения в поколение разнообразная информация. Вместе с тем культура М1 к творчество, мышление, любовь, вера, надежда есть та жиз­ненная стихия, которая одухотворяет человека. Содержание культуры включает понятия: разумность, образованность, просвещенность, воспитанность, гуманность. Она понимается как нечто высшее, достойное заботы и почитания. Культура воз­вышает душу, развивает умственные способности. Если со­вершить экскурс в историю, то будет очевидным, что разви­тию духовной культуры способствовало вычленение из не­дифференцированной трудовой деятельности умственного Труда. Начало этому было положено выделением организаторско-управленческой, жреческой и полководческой деятельно­сти, занятие которой в процессе усложнения хозяйственной и общественной жизни стало сначала частично, а затем и полно­стью освобождать людей, занятых этими видами деятельности, от непосредственного участия в производстве. Процесс разде­ления физического и умственного труда шел все дальше, за­хватывая новые профессионализирующиеся области духовной жизни. Профессиональными интеллигентами становились вы­дающиеся певцы, сказители, танцоры, постановщики театра­лизованных мифологических представлений, прославленные мастера в различных областях изобразительного и прикладно­го искусства, знатоки обычаев и родословия, знахари. Обычно такие люди обслуживали значительные по размерам общности людей и получали за свой труд вознаграждение продуктами, вещами и примитивными деньгами. Основной их клиентурой становилась родоплеменная знать, и многие из них оседали при дворах вождей. Например, при дворах верховных вождей зулусов известны имбонги - одновременно шуты, певцы и ораторы, обязанные прославлять своих хозяев и хулить их вра­гов, у кельтов Галлии при знатных военачальниках состояли певцы и музыканты. Понятно, что знать для укрепления своего престижа и власти нуждалась в талантливых художниках, генеалогистах и других профессионалах, поэтому она не только вознаграждала их труд, но и оказывала им покровительство и вообще всячески стимулировала их деятельность. Со своей стороны, такие профессионалы были заинтересованы в со­трудничестве с представителями социальной верхушки, так как те обеспечивали их материально, предоставляли им наи­более широкое поприще для демонстрации их талантов, создавали им имя. Были и такие, преимущественно странст­вующие профессионалы, которые связывали свою деятель­ность с удовлетворением потребностей простого народа и сво­им мастерством помогали ему в его сопротивлении развивав­шейся эксплуатации и нараставшему произволу. Но, каковы бы ни были ценностные ориентации этой древнейшей интел­лигенции, сам факт выделения профессионального умственно­го труда, как и другие виды специализации, в огромной степе­ни способствовал развитию и обогащению духовной культуры.

1.2. Некоторые психофизиологические основы умственной деятельности

Культурное творчество требует высокого подъема духа, поэтому эффективность умственного труда объективно зави­сит от природных данных, психофизиологии человека.

Знание основ психофизиологии работы головного мозга дает дополнительные возможности для более правильной ори­ентировки в учебном процессе.

Мозг - самый сложный, тонкий, уникальный и наиболее загадочный орган человеческого тела.

В середине прошлого века профессор Петербургского университета, великий русский ученый-физиолог Иван Ми­хайлович Сеченов (1829-1905) первый сделал попытку пред­ставить психические процессы чисто физиологически. И. М. Сеченов считал, что мысль - всего лишь сложнейший рефлекс. Это учение наиболее ярко выявляет биологические предпосылки высшей человеческой активности, проявляю­щиеся в труде, вместе с тем определенно подчеркивает соци­ально-исторические условия развития мозга под влиянием роста производительных сил и усложнения производственных отношений. В своей знаменитой книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов сделал решительный шаг к пониманию поведения человека, в том числе его произвольных актов, к которым относится и профессиональный труд, как системы рефлексов.

Другой замечательный учёный - академик Пётр Кузьмич Анохин (1898 - 1974) при разборе основных положений уче­нии о высшей нервной деятельности указывает прежде всего ми ос (условные и условные рефлексы.

безусловные рефлексы - врождённые рефлексы (они оп­ределяются наследственными механизмами), обеспечивающие хотя и важные для организма, но стандартные и относительно простые приспособительные реакции. Новорождённый обла­дает безусловными рефлексами, регулирующими кровообра­щение, дыхание, глотание и т. д. К сложным безусловным реф­лексам относятся пищевой, родительский, ориентировочный.

Универсальным, часто проявляющимся в жизни человека безусловным рефлексом служит ориентировочный рефлекс - реагирование на изменение окружающей обстановки, на новое, неожиданное.

При росте и развитии человека система безусловно-­рефлекторных связей оказывается недостаточной, чтобы обес­печить всё необходимое разнообразие реакции человека в ус­ловиях постоянно меняющейся и бесконечно разнообразной окружающей среды.

Потребуется дальнейшее серьёзное усовершенствование мозга, принципиально отражающееся на его деятельности. Та­кой этап наступает, когда мозг приобретает способность к об­разованию условных рефлексов.

Условные рефлексы - временные связи между какими-то раздражителями и определёнными ответами на них, они не врождённые, образуются при соответствующих условиях, мо­гут ненадолго образовывать единую цепь. Осуществление ус­ловных рефлексов взрослого человека высшими отделами цен­тральной нервной системы даёт им дополнительные преиму­щества: связывает с другими рефлексами, включает в общую систему всех процессов, делает их управляемыми. Любой вы­работанный условный рефлекс значительно легче поддаётся регулированию человеком, чем безусловный.

Закрепление условно-рефлекторных связей достигается организацией повторения, регулярными тренировками, упраж­нениями. Чтобы условно-рефлекторные связи образовывались и совершенствовались наиболее продуктивно, следует позабо­титься на занятии об отсутствии посторонних раздражителей (лишние разговоры, шум и т. д.).

Особую роль в формировании культуры личности, её ум­ственного труда играет учение И. П. Павлова о происхождении и развитии двух систем мозга, помогающих человеку правиль­но отражать, понимать окружающую действительность, дейст­вовать в соответствии с ней.

Первая сигнальная система - система нервных связей между органами чувств и высшими центрами коры головного мозга. Она даёт возможность человеку непосредственно вос­принимать и отражать окружающий мир.

Вторая сигнальная система формируется в процессе трудовой деятельности, развития речи и является основой вся­кого общественно-полезного труда, особенно умственного. Формирование второй сигнальной системы связано с совер­шенствованием первой и особым развитием мозга. Функцио­нирование второй сигнальной системы непосредственно свя­зано со словами. Чтобы слово приобрело сигнальное значение, должны быть образованы необходимые условно-рефлекторные связи - совпадение по времени двух очагов возбуждения в ко­ре больших полушарий - одного от слова, второго - от непо­средственного раздражителя, который оно обозначает.

Итак, первым и самым важным средством общения в учебном процессе является речь - самое важное, хотя и не единственное (музыка, изоискусство и т. д. ) орудие развития второй сигнальной системы, формирующейся в процессе тру­да.

Важнейшая подсистема в культуре личности - сознание. Соотношение мышления, речи и сознания не простое сосуще­ствование, а взаимодействие, взаимовлияние и единство, в ко-

котором определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание есть всегда словесно означенное отражение: где нет знака, там нет и сознания. Сло­им ее и. выражение мыслей.

Одной из особенностей учебного труда студента является ми» нацеленность на оптимизацию высшей нервной деятельности на основе образования, совершенствования, закрепления

Условно-рефлекторных связей и функциональных систем, а также развития устойчивых возможностей мозга, необходи­мых для будущей жизнедеятельности.

Обучение, воспитание, развитие, исследование, фор­мирование идут поэтому преимущественно как совершенствование деятельности второй сигнальной системы человека и усиление ее влияния на все другие нервные процессы и реакции, прежде всего, на произвольную активность и гармонзацию отношений с окружающей социальной действительностью

Для учебного труда студента, особенно первокурсников, характерно высокое напряжение, требующее интенсивной мобилизации психофизиологических возможностей головного мозга. Во время выступления на семинарских занятиях возрас­ти) т: кровяное давление (особенно быстро в первые несколько минут) на 14 мм ртутного столба, частота пульса (нередко дос­тигает 100-110), мощность сердечных сокращений (в 2 раза), частота и глубина дыхания, потребление кислорода, что свидетельствует об эмоциональном напряжении.

Творческий характер учебного труда студентов, совме­щение его с научно-исследовательской работой повышают нервно-психические нагрузки еще больше.

В силу того, что при умственном труде происходят глу­бокие биофизические и биохимические изменения в нервной и других системах организма, могущие при определённых усло­виях переходить в патологические, необратимые, студентам надо заботиться о своём здоровье, о чередовании труда и от­дыха.

Важнейшие выводы, которые вытекают из психофизио­логии человека, тесно связаны с культурой умственного труда личности:

1. Речь делает нас мыслящими существами. Слова нашей речи являются второй сигнальной системой, так как они заме­няют первую сигнальную систему.

2. Всё в человеческом организме, особенно в юношеском возрасте, регулируется законами условного рефлекса, совер­шенствуется процессами возбуждения и торможения, даёт возможность человеку добиваться высоких результатов в ум­ственном труде с меньшей затратой времени, сил и энергии. Сознательное, целеустремленное, систематическое развитие условных рефлексов, второй сигнальной системы оттачивает, совершенствует основные подсистемы, компоненты, качества культуры личности.

3. Бурное развитие науки, техники и производства при­вело к увеличению интеллектуального потенциала умственно­го труда.

1.3. Интеллект как интегральное качество высокораз­витой личности

Каждый человек от рождения обладает определёнными интеллектуальными способностями. Часто под интеллектом понимают процесс мышления, связанный с познанием. Мы рассмотрим интеллект как интегральное свойство культуры личности, находящееся во взаимодействии с другими качест­вами.

Интеллект - определяющий, основной компонент духов­ной культуры личности. Уровень развития современного об­щества предполагает формирование нового типа интеллекта.

По способу интеллектуальной деятельности сознание личности можно разделить на основные ступени: рассудок, ра­зум, мудрость.

Рассудок - низшая ступень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся чув­ственной конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Большинство понятий, лежащих в основе повседнев­ной липни, состоит из того, что именуется рассудком (здравым смыслом).

Разум - высшая ступень логического понимания, опери­рующая широкими обобщениями и ориентированная на наиболее полное и глубокое знание истины. На уровне разума личность достигает максимального приближения субъективного к объективному, а также единства теоретического и практи­ческого мышления. В этом смысле умный - значит хорошо мыслящий. Мышление - это процесс, а ум - способность. Умен гот, кто обладает способностью разобраться и принять правильное решение в сложной обстановке. Глупым же назы­вают человека, мышление которого примитивно. Его суждения непродуманны, беспорядочны, непоследовательны. Можно много учиться и оставаться глупым человеком.

Мудрость - это личностная характеристика совершен­ною знания, предполагающая способность мастерски приме­ним, эти знания в жизни, способность воспринимать действительность такой, какова она есть. Древнегреческий философ Демокрит (460—370 г. до н. э. ) считал, что мудрость даёт три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать.

Школа роста интеллектуальной культуры личности - познание, практика, опыт, к которому человек постоянно приоб­щается в течение всей своей жизни.

Чтобы быть мудрым, необходимо много, настойчиво и систематически учиться. Познание выступает как бесконечное приближение мышления к изучаемому объекту, как процесс погружения сознания личности в объективный мир. Знания могут выступать в различных формах: житейской, научной и художественной.

Житейское знание, базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, является важной ориентировочной осно­вой повседневного поведения людей, их взаимоотношений с природой и между собой. Эта форма знания развивается, обо­гащается по мере прогресса научного и художественного по­знания, вбирающих в себя житейский опыт.

Научные знания характеризуются осмыслением фактов в системе понятий той или иной науки, включаясь в состав тео­рии, образующей высший уровень научного знания.

Художественное познание, обладая определенной спе­цификой, играет огромную роль, ибо давая целостное отраже­ние мира человека и его места в мире, оно оттачивает способ­ность творческого воображения, фантазии, формируя эстети­ческую сторону любой человеческой деятельности, в том чис­ле и самого познания.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию. Знания - ядро личностной культуры, они помогают познавать окружающий мир и изменять отношение к жизни, другим людям, самому себе, делают человека богаче, позво­ляют направлять свои действия, контролировать мысли и по­ступки. Любое знание опредмечивается прежде всего в по­ступках и действиях. Насколько человек овладевает знанием, настолько и знание овладевает им, обретает в нем свою дейст­венную силу. Чем выше познавательная активность, тем объ­емнее система знаний, шире кругозор, а значит и общая интел­лектуальная культура, образованность, компетентность, само­стоятельность, уверенность в своих силах и способностях, стремление к творческому созиданию. Поэтому познание - это наука, искусство, сложная умственная деятельность, спо­соб существования разумного человека. Процесс приращения знаний нескончаем.

Познание, развитие и совершенствование интеллекта за­висят в большей степени от самого человека. Если у студента высшего учебного заведения нет интереса к познанию, разви­тию разума, носитель культуры никогда не сформируется. Се­годня жизнь с невиданной остротой требует, чтобы в любом учебном заведении были рядом учение и труд. Это нужно прежде всего для успешного обучения - совершенствования интеллекта.

Интеллектуальная культура, образованность личности подразумевают не только накопление знаний, но и прежде все­го интеллектуальное самовоспитание, свободную ориентировку в мире духовных богатств, приобретение способности понимать литературу, искусство, ориентироваться в философии, истории.

Уровень интеллектуальной культуры является результатом индивидуального личностного понимания, осмысления и выработки представлений, отношений, убеждений, а также "программ поведения", основанных на культуре общества. Интеллект объединяет в одно целое самосознание:

- деятельностный аспект - саморегуляцию;

- познавательный - самопознание;

- эмоционально-ценностный - самоотношение.

На этой основе формируется Я - концепция культуры личности. Поэтому интеллект не является фиксированной ве­личиной. Люди способны повышать его, к этому следует стре­миться каждому.

Культуру личности глубоко, по мнению выдающегося педагога К. Д. Ушинского, характеризуют чувства. Чувство - но особая, относительно устойчивая форма эмоциональных переживаний, имеющих отчётливо выраженный предметный характер. Различают: этические чувства, которые являются проявлением ценностного отношения человека к миру, выра­жают его идеалы; нравственные чувства, которые регулируют поведение человека в обществе; и, наконец - интеллектуаль­ные чувства.

Интеллектуальные чувства проявляются наиболее ярко в умственной деятельности и возможны лишь на сравнительно высоком уровне культуры. Таково, например, удивление, пред­полагающее осознание необычности явления, иногда даже его необъяснимости на основе того, что человек знает. Особо сле­дует выделить любознательность, которая является возмож­ным побуждением к познавательной деятельности, а также

чувство нового, удовлетворение от познанного, радость от­крытия для себя лично, недоумение, сомнение. Интеллектуаль­ные чувства стимулируют мышление, позволяют глубже про­никнуть в сущность и содержание понятий, категорий данной пауки, кроме того, не просто эмоционально окрашивают опре­деленные познавательные процессы, а, имея объективное со­держание и осмысленный характер, становятся могучей дина­мической силой в жизни студента.

Ядро и самобытность интеллекта составляют интеллекту­альные качества. Вот их краткая характеристика.

Быстрота ума - способность правильно решать сложные умственные задачи в ограниченное время, умение быстро ори­ентироваться в сложных условиях практической деятельности.

Прогностичностъ ума — способность предвидения собы­тий, явлений, результатов практической деятельности на осно­ве анализа последовательности и причинной обусловленности процессов, их возникновения и развития. В основе прогностичности ума лежат закрепленные в памяти смысловые обра­зования, которые отражают сущность тех или иных явлений. Способность предугадывания последующих событий во мно­гом обусловливается глубиной познания явлений, прочностью осмысления причинно-следственных связей, умением видеть закономерный характер протекания событий.

Гибкость ума - многообразие вариантов в подходе к ре­шению практических (учебных) задач, свобода от ско­вывающего влияния шаблонных и трафаретных способов их решения; легкость перестройки сложившихся схем мышления.

Глубина ума - способность познавать в предметах и явле­ниях наиболее существенное, скрытое, видеть за разрознен­ными фактами определенные причинно-следственные связи и отношения.

Данное качество предусматривает высокоразвитую спо­собность к анализу событий и явлений, изучаемого материала, помогает устанавливать связь между ними на основе предва­рительного выбора общего основания причинно-следственных отношений.

Широта ума - умение видеть единичное, частное на фо­не общего, более широкого явления. В основе данного интел­лектуального качества лежит способность к проведению ана­лиза через синтез. Эта способность выражается в определении системы связей и причинных обусловленностей, в области котрых данная проблема может иметь решение. При этом целостное восприятие задачи и анализ ее деталей осуществляются единовременно.

Логичность ума - строгая последовательность, систематичность в мышлении, умение пользоваться логическими приёмами и операциями.

Ясность ума - способность к сложным комбинациям на фоне четкого образного представления предметов и явлений, умение схематизировать.

Активность ума - способность к выработке самостоятельной мотивации к обучению, к поисковому методу мышления при решении практических (учебных) задач. Активность ума характеризуется осознанием необходимости своей деятельности, глубоким интересом к ней, высоким уровнем развития эмоций и чувств, выражающих отношение к процес­су и конечным результатам практических действий.

Критичность ума - трезвая оценка своих возможностей, тщательная проверка гипотез и намеченных планов действий. Критичность ума тесно связана с эмоциональной стороной деятельности личности, с переживанием ею своего отношения к тому, что она познает и делает.

Самостоятельность ума - уверенность в своих умственных силах, отсутствие слепой подражательности, умение самостоятельно решать сложные конфликтные задачи. Данное качество тесно связано с уровнем развития волевых качеств, а также основывается на степени сформированное™ профес­сионального мастерства.

Названные интеллектуальные качества личности разви­ваются на протяжении всей сознательной жизни, но наиболее целеустремленно и эффективно - в ходе обучения.

Обучение - процесс, при котором у обучающихся фор­мируются знания, навыки и умения, вырабатывается научное мировоззрение, осуществляется всестороннее развитие лично­сти. Все это проходит через умственную сферу обучающегося, анализируется, сравнивается, находит отражение в практиче­ской работе. Вопрос о развитии у студента интеллектуальных качеств связан с поиском путей повышения эффективности учебного процесса, разработкой и совершенствованием мето­дов, форм образования.

Динамика формирования и развития интеллекта личности

- самосознание, образование и умственная деятельность в ре­альной жизни - суть единого процесса. При этом образование личности - одна из основных функций интеллектуальной дея­тельности.

Определяющим видом деятельности для студента являет­ся учебный груд, и главной целью этого труда следует считать овладение системой общечеловеческих ценностей.

1.4. Психофизиологические особенности личности сту­дента, их значение для формирования навыков интеллектуального труда

Юношеский возраст - это период жизни между детством и взрослостью. К этому времени биологическое (физиологиче­ское) созревание уже в основном завершено, а в социальном отношении молодой человек ещё не является полностью само­стоятельной взрослой личностью. С этим связаны многие про­блемы юношеского, в том числе и студенческого возраста.

Слово «студент» - латинского происхождения, в перево­де на русский язык означает «усердно работающий, занимаю­щийся», т. е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризо­ваться с трех сторон:

-с психологической, которая представляет собой единст­во психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от ко­торых зависит протекание психических процессов, возникно­вение психических состояний, проявление психических обра­зований;

-с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студен-


определенной социальной группе, национальности и так

-с биологической, которая включает тип высшей нервной

деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, ножи, глаз, и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных приемах изменяется под влиянием условий жизни.

Знание этих характеристик раскрывает качества и воз­можности студента, его возрастные и личностные особенно- 1 1п Дня студенческого возраста характерны наименьшие ве­личины латентного периода реакций на простые, комбинирование и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разност- но11 чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков.

Сравнительно с другими периодами жизни, в юношеском воз- |нм к- отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и так далее. Таким образом, студенческий возраст характерн­ом си достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же рассматривать студента как личность, то возраст 18 - 20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало

"экономической активности", под которой демографы пони­мают включение человека в самостоятельную производствен­ную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное фор­мирование специальных способностей в связи с профессиона­лизацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве цен­трального периода становления характера и интеллекта. Это


время спортивных рекордов, начало художественных, техни­ческих и научных достижений.

В исследованиях, посвященных личности студента, пока­зывается противоречивость внутреннего мира, сложность на­хождения своей самобытности и формирования яркой, высо­кокультурной индивидуальности.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот пери­од достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возмож­ности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе иллюзию, что это возрастание сил будет про­должаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юно­сти, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проана­лизированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Ха­рактерной чертой нравственного развития в этом возрасте яв­ляется усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, на­стойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др. ).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психоло­гии и физиологии отмечают, что способность человека к соз­нательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. 1|п идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, пи. нос «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого пека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека и собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза,

специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Од­ни ко случается, что в это время принимаются решения в бу­дущем избежать работы по специальности. Зачастую наблю- шм1ся сдвиги в настроении студентов - от восторженного в черные месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.

За время обучения в вузе при наличии благоприятных условиях у студентов происходит развитие всех уровней психики.

Они определяют направленность ума человека, т. е. формиру­ют склад мышления, который характеризует профессиональ­ную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуаль­ною развития, в частности восприятия, представлений, памя- III, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации при работоспособности, усидчивости, тщательности и акку­ратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но, в общем, они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и не престижные профессии.

Специфика вуза требует достаточного уровня определён­ных способностей и качеств. Ведущие компоненты в структуре умственных способностей студентов технического вуза - вы­сокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно­практического интеллекта.

За время пребывания в вузе у будущих специалистов раз­виваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, ак­тивизация умственной деятельности и повышение её эффек­тивности. Однако нельзя при этом снижать внимание к поли­тической жизни страны, к философским проблемам.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блоки­рующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации ум­ственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств лично­сти.

Успеваемость студентов зависит не только от общего ин­теллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но так­же от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, на­правленности личности, ее самосознания и т. п.

В основе направленности личности лежат ее потребно­сти, которые могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище и т.д. ) и духовными (потребность в познании, музыке, книге, труде и т.д. ). Потребности предполагают свое дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые заставляют студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными и неосознанными или осознанными ними, частично. Стремление стать хорошим специалистом, ос­ипни, преподаваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком - это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента.

Важным условием оптимизации потенциальных возмож­ностей личности является ее активность, направленность на определенный вид деятельности: то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и целей его деятель­ности.

Можно выявить следующие мотивы учебной деятельности: I) направленность на приобретение знаний; 2) направ­ленность на получение профессии; 3) направленность на полу­чение диплома. Среди юношей преобладает направленность на получение профессии, в среде девушек - на получение дипло­ма

Обнаружена прямая корреляционная связь между на­правленностью на получение знаний и уровнем академической успешности. Направленность на получение профессии и на­правленность на получение диплома не отражаются непосредственно на результатах академической успешности. Отсутст­вие взаимосвязи между направленностью на получение ди­плома и академической успеваемостью мы объясняем тем, что, как показывает ряд данных, зачастую студенты при подготовке к экзаменам применяют мозговой «штурм», который далеко не всегда приводит к положительным результатам. Отсутствие взаимосвязи между направленностью на получение профессии и ус­пешностью обучения объясняется, по-видимому, тем, что при выраженной избирательности интересов студенты делят изу­чаемые дисциплины на «нужные» и «ненужные» для их про­фессионального роста. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические п психические силы на учебу, высокой регулярностью учебной

деятельности. Комплекс всех этих черт в совокупности с на­правленностью на получение знаний и обеспечивает высокую учебную успешность.

В деятельности и развитии студентов большую роль иг­рает мировоззрение - система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, дея­тельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы. Существенные особенности в поведении и деятельности сту­дентов вызываются различиями в темпераментах. С этим по­нятием тесно связано учение о четырёх типах высшей нервной деятельности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Темперамент влияет не только на проявление чувств или ско­рость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение каждого на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и ре­зультаты различных видов деятельности.

В деятельности студентов ярко проявляются способности (внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т. д. ) Способности развиваются вместе с совершенствованием внимания, памяти, творческого вообра­жения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств. Способности складываются на основе закрепления и проявле­ния свойств человека в связи с особенностями его деятельно­сти.

Опосредованно на успеваемость оказывает влияние даже тип телосложения (пикники - коренастые, плотные и астеники

- худые, высокие). Пикники более реактивные, быстро расхо­дуют силы, устают к концу занятий. Они чаще требуют повто­рения пройденного материала, так как у них хуже долговре­менная память. Им лучше отвечать в числе первых, так как благодаря значительной реактивности они быстрее теряют ра­бочий тонус. Другое дело астеники. Их реактивность позволяет выполнять, задачи с возрастающей сложностью, им реже не тми повторение пройденного материала. На экзаменах они могут отвечать в числе последних, так как они лучше сохраняют рабочий тонус; их организм, нервная система более

« нивы.

( п на нервной системы обеспечивает работоспособность, возможность длительное время быть сосредоточенным на изучении материале. Не влияя непосредственно на уровень Учебной успешности, она сказывается на приемах работы, способах подготовки учебных заданий.

Если у вас сильная нервная система, вы можете компенсировать нерегулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по ночам. Студенты с сильной нервной системой будучи малотревожными легко используют при ответах на экза­мене шпаргалки и т. п. Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы большое количество неизученного материала, не могут работать за счет Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся зна­нии Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нерв­ной системой становится причиной неуспеваемости. Умение работать систематически даже при средних интеллектуальных способностях обеспечивает студентам устойчивую высокую успеваемость. Отсутствие умения организовать себя, равно­мерно распределять учебные занятия даже при наличии достаточно развитого интеллекта ослабляет способность к усвоению накопленного материала и препятствует успешной учебе,

эмоциональные состояния, уровень развития волевых качеств, особенности психосоциотипа студента существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоот­ношений с однокурсниками и преподавателями.

1.5. Восприятие. Наблюдение. Представление

Процесс овладения учебным материалом начинается с ощущений, ибо они поставляют имеющий предметное содер­жание строительный материал для восприятия.

Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений, воздействующих в данный момент на органы чувств че­ловека. В зависимости от того, какой анализатор преобладаем при восприятии, различают зрительные, слуховые, вкусовые обонятельные, осязательные и кинестетические (двигательные) восприятия. Восприятие как познавательный процесс характеризуется рядом особенностей, которые участники обра­зовательного процесса должны учитывать в интересах повы­шения эффективности учебного труда.

Перцептивностъ - одна из таких особенностей. Это не просто пассивное созерцание, а решение какой-то конкретной задачи, сознательное восприятие человека.

Осмысленность - другая особенность восприятия. Одно из обеспечивающих её условий - ясность в изложении ма­териала.

Избирательность - еще одно свойство восприятия. Это такой процесс, когда из множества возбуждений, поступаю­щих в наши анализаторы, в данный момент воспринимается только то, на что обращается внимание.

Сосредоточиваемся же мы обычно на том, что имеет для нас какое-то значение, представляет интерес и зависит от об­щего содержания психической жизни человека, от прошлого опыта. Люди разных способностей по-разному будут воспри­нимать один и тот же предмет. Так, рассматривая бабочку-капустницу, человек с художественными способностями обра­тит внимание на изящество линий, сочетание красок, учёный посмотрит на бабочку как на представителя определенного класса насекомых, а овощевод отметит принадлежность ба­бочки к насекомым-вредителям.

Постоянство восприятия достигается благодаря тому, что текущий учебный материал опирается на ранее изученный. Поэтому, приступая к новой теме, целесообразно начинать изучение с повторения пройденного. Полнота восприятия дос­тигается при условии того, что в сознании человека происхо­дит сопоставление, сверка возникшего образа с уже имеющим­ся, проверенным опытом и закреплённым в значении слова.

Наблюдение - наиболее продуктивный тип восприятия. Смотреть и видеть - не одно и то же. Наблюдение имеет кон­ную цель, осуществляется планомерно, с использованием и ленных средств. Правильно организовать наблюдение пи при следующих условиях:

полезно обладать предварительными знаниями об интересующем нас предмете: наблюдать то, о чем мы не имеем никаких сведений, бывает очень трудно;

наблюдение хорошо вести по плану, беспорядочное рас­пивание объекта редко дает необходимые результаты;

наблюдение должно вестись с достаточной полнотой и иной; целесообразно замечать в объекте существенно важное и быть внимательным к деталям, имеющим значение для правильного понимания предмета;

наблюдение полезно сопровождать записями, сбором ментальных материалов, которые затем подвергаются тщательному анализу.

Наблюдательность как свойство личности формируется в процессе систематических занятий любимым делом, связана с развитием профессиональных интересов. Известны следующие И ионные виды восприятия и наблюдения: синтетический, аналитичсский, аналитико-синтетический и эмоциональный.

синтетический тип восприятия проявляется в склон­ности к обобщенному отражению явлений и определению основного смысла происходящего. Люди такого типа восприятия не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности.

Аналитический тип восприятия характеризуется стремле­нием выделить и проанализировать детали, частности. Люди этого типа восприятия скрупулезно вникают во все обстоятельства. Они нередко затрудняются понять основной смысл пилений.

Аналитико-синтетический тип восприятия и наблюдения обнаруживает стремление к пониманию основного смысла яв­ления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда сопоставляют анализ отдельных частей с выводами, факты с


их объяснением. Восприятие и наблюдение такого склада яв­ляется наиболее благоприятным для деятельности.

Эмоциональный тип восприятия и наблюдения характе­ризуется стремлением выразить свои переживания, вызванные каким-то явлением.

От качества восприятия зависит успех в учебе и степень реагирования студента на все окружающее. Это - важное каче­ство личности, имеющее большое значение при обучении, ко­гда учебный материал откладывается в нашем сознании в виде представлений.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления, представление памяти, воспоминания, а также образ, созданный продуктивным воображением; высшая форма чув­ственного отражения в виде наглядно-образного знания. Пред­ставление выступает как компонент, качество и процесс, из совокупности которых складываются содержание духовного мира человека, его знания, опыт, культура.

Это количественный показатель, раскрывающий широту знакомства с действительностью. Запас представлений студен­та говорит о возможности понимания им учебного материала. Он может рассматриваться и как результат его умственных за­нятий.

Ценность, верность представлений зависит от степени их соответствия отражаемым объектам и явлениям. Ведь человек планирует свои действия на базе представлений. Планы пре­допределяют результативность действий, но сами зависят от их соответствия действительности. Если представления сту­дента реальны, жизненны, то и его учеба будет результатив­ной. Такое соответствие обеспечивается тем, что представле­ния черпаются из действительности и проверяются практикой, а также если сообщаемый в учебном процессе материал обла­дает большой достоверностью. Тщательный подбор препода­вателем учебного материала, активная работа студентов на практических занятиях - вот предпосылка формирования у студентов реальных представлений.

От связи с действительностью зависит и другая качественная характеристика представлений студентов - их действительности,. Это то, насколько представления позволяют принимать, правильные решения и выполнять сообразные с обста­новкой действия. Представления, сформированные только на основе учебного материала и не подкрепленные практическим знакомством с лежащий в их основе действительностью, менее жизненны и действенны. Мера связи с действительностью и действенность представлений зависят от их конкретности и обобщённости.

Конкретными называют представления, полностью соответствующие определенным лицам, предметам или явлениям.

Обобщенными (или абстрактными) называют представления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений и которые не привязаны к конкретным предметам или явлениям. В обобщенных представле­ниях расширяется понимание действительности и углубляется понятие конкретного. Поэтому полноценное обучение не огра­ничивается только конкретными или общими знаниями. Оно должно идти от частного к общему.

Поскольку основной деятельностью студента является учебная деятельность, правомочен ряд вопросов: как учиться в аудитории и за её пределами, каковы условия работы на лек­ции, семинаре, практикуме, каковы требования к обучающимся и к их подготовке?

Ответам на эти вопросы посвящена следующая глава учебного пособия.

1.6. Виды занятий в техническом университете. Необходимость повышения познавательной и академической активности

При всём многообразии форм учебных занятий в вузе лекции, семинарские занятия, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы) основной формой учебного процесса традиционно остаётся лекция.

Суть лекционной формы состоит в том, что с одной сто­роны, преподаватель устно излагает основные теоретические вопросы темы, анализирует и обобщает их, с другой - студен­ты воспринимают, осмысливают и записывают учебный мате­риал, приходя совместно с преподавателем к обобщениям и выводам. Дидактическое назначение лекционного метода со­стоит в том, чтобы обучающихся ввести в науку, ознакомить их с основными принципами, категориями, закономерностями изучаемой дисциплины, показать ее методологию и логику, подчеркнуть значение для практической деятельности. Лекция позволяет ознакомиться с новейшими, еще не получившими освещения в учебной литературе, достижениями науки.

В то же время лекция - форма духовного общения, эф­фективное средство живого, непосредственного контакта ин­теллекта, чувств, воли, убежденности, мировоззрения, всего богатства культуры личности преподавателя с внутренним, духовным миром студентов.

Для студента лекция имеет решающее значение как ос­новной источник знаний и одновременно дает ему возмож­ность ориентироваться в учебниках и пособиях. Именно ори­ентироваться, так как если пытаться сделать больше, то возни­кает вечная проблема перегрузки, и один из путей ее разреше­ния - дозированное усвоение материала. Исследования, опыт, наблюдения показывают, что работа студентов на лекции тре­бует системы знаний, навыков, умений, привычек, а они, как правило, к началу обучения в вузе отсутствуют или слабо сформированы. Следовательно, первокурсникам необходимо учиться работать на лекции. Лекции бывают разные по видам: установочные, обзорные, учебно-программные и проблемные. Во всех этих видах лекций важно, что материал подаётся пре­подавателем дозированно (в отличие от учебной и научной ли­тературы).

Студенты имеют определенную систему знаний, убежде­ний, а также соответствующий уровень интеллекта и мировоз­зрения. Следовательно, лекции не только дают новые знания,

но и оттачивают, стабилизируют, развивают, совершенствуют приводят в более стройную систему.

Грамотная, логически стройная, последовательная лекция преподавателя формирует внутреннюю собранность, дисцип­линированность, организованность, учит быть внимательным, «минимально распределять свое время и силы.

Работа студента на уроке, лекции - сложный процесс, сочетающий в себе четыре вида деятельности: слушание, осмысление, конспектирование, доработку лекции.

Что же нужно, чтобы процесс слушания стал эффективным? Нужно приучиться поддерживать непрерывное внимание к преподавателю. Основная установка здесь - не поддаться соблазну отвлечься и не дать воли посторонним мыслям особенно хорошо помогает умение непосредственно сравнять своим психическим состоянием, приобретенное аутотренингом. Ниже приводятся несколько советов, помогающих процессу слушания.

1. Психологически настроиться на восприятие и запись рассказа, лекции, мобилизовать свою память, волю и мышление, сосредоточиться перед лекцией. Всегда помнить: ведущее место в успешном восприятии занимает жажда знаний, Познавательная потребность. Если у студента есть эта потребность, то усвоение учебного материала оказывается мотивированным.

2. Подготовить все необходимое для работы во время исполнения лекции: ручку, линейку, цветные карандаши

фломастеры, тетрадь. Для записи рассказа, лекции целесообразно завести тетрадь по каждой основной дисциплине, для небольших учебных предметов одну тетрадь на несколько родственных, близких по смыслу. В тетради следует оставлять чистой левую страницу или широкие поля для доработки кон­спекта рассказа, лекции и продолжения работы над данной те­мой. В дальнейшем у вас в результате чтения литературы и обдумывания конспекта должен появиться дополнительный материал, который вы сможете занести на оставленное для записей место.

3. Все новое может восприниматься только в логической связи со старым, уже вам известным, только с опорой на из­вестное. Поэтому чтобы понять и осмыслить очередную лек­цию, целесообразно заранее повторить материал предшествующей лекции.

4. На лекции учитесь концентрировать свое внимание только на ее содержании. Даже кратковременное отвлечение приводит к потере мысли лектора, которую очень трудно снова уловить. Для концентрации внимания постарайтесь понять и уяснить цель данной лекции, её место в курсе. Кроме того может оказаться целесообразным провести предварительное знакомство с содержанием лекции по учебной литературе. Это позволит обеспечить непрерывный интерес и постоянную умственную работу в течение всей лекции.

5. Производите анализ и обобщение. Во время лекции весьма важно периодически анализировать и обобщать поло­жения, раскрываемые в рассказе, лекции преподавателем. Особенно, когда преподаватель сообщает о том, что он начи­нает новую тему, а также в момент логического завершения любого этапа лекции.

6. Будьте постоянно готовы до конца выслушать лек­цию. Следует поработать над личностной психологической ус­тановкой - создать правильную мотивацию, сознательно управлять своим состоянием, вниманием. Эффективное слу­шание лекции - важнейшее условие правильного, добротного, полезного конспекта.

7. Предлагаемый учебный материал на уроке, лекции следует конспектировать всем, в том числе и студентам с от­личной памятью. Конспект лекции обеспечивает сохранение информации, являясь тем планом, по которому вы будете до­рабатывать лекцию, дополняя её новыми записями из учебни­ков, различных статей, а в будущем готовиться к экзаменам, зачетам, семинарам и использовать в своей практической ра­боте. Кроме того, запись позволяет существенно улучшить восприятие, мышление, уяснение и запоминание лекционного

щи, ибо вы задействуете не только слуховую память, но и зрительную, двигательную.

8. При конспектировании обязательно вдумывайтесь в слова лектора, стремитесь понять их содержание, уяснить

Если вам не удается понять ход мысли лектора, то не стремитесь чисто механически записывать его слова. Оставьте в конспекте пропуск и разберитесь в том, что говорит преподаватель. Пробелы вы сумеете заполнить позже, при самостоятельной подготовке. Такая работа на лекции позволит больше уделить внимания существу излагаемого лектором вопроса.

9. Очень полезно выработать у себя привычку пользоваться

условными обозначениями и сокращениями наиболее

часто встречающихся слов. Они должны быть, как правило, неизменными и стандартизированными, иначе в них трудно будет разобраться. При этом старайтесь пользоваться теми обозначениями и сокращениями, которые рекомендованы пре­подаватель.

10 . В конспект надо переносить все графики, рисунки,

схемы, которые изображаются преподавателем на доске. Учитесь аккуратно выполнять схемы и рисунки в своих тетрадях.

Они должны наглядно пояснять лекционный материал. Без

этого изучение его будет затруднено. Наиболее важные мысли, определения, формулы следует выделять. Поэтому широко пользуйтесь подчеркиванием цветными карандашами (фломастерами), текст делите на абзацы.

И настоящее время имеется тенденция к чтению лекций, ми которых материал преподносится не в готовом виде, а пу­м м постановки проблемных вопросов и задач. Для усвоения , учебного материала на таких занятиях вам необходимо осмыслить и попытаться самостоятельно дать ответы на поставлен­ные вопросы. При этом ваше мышление активизируется, начинает принимать творческий характер, что предопределяет формирование соответствующих умений и навыков.

Умение записывать лекцию складывается из точности передачи мыслей преподавателя, быстроты, ясности записи и такого оформления конспекта, которое позволит в последую­щем без труда находить узловые вопросы, выводы, определе­ния, указания на источники. Конспект лекции должен пред­ставлять собой сравнительно краткое, но достаточно полное отражение всех основных проблем, рассматриваемых препода­вателем. В конспекте важно отразить ход рассуждений препо­давателя, фиксировать приводимый им конкретный материал, особенно цифровой.

Доработка материала после лекции - это непременный завершающий этап, без которого работа не может быть закон­ченной. Эту доработку следует производить не откладывая, лучше в тот же день, когда лекция была прослушана и записа­на. В этом случае в памяти еще свежи все детали, и вам будет легче восстановить пропущенное, внести исправления, выде­лить основные положения.

Следующая форма обучения в вузе - семинар - не отно­сится к разряду новых, она известна со времён античности: се­минары проводились в дневнегреческих и римских школах. В переводе с латинского «зешшапиш» - рассадник, т.е. его зада­ча - посеять знания, «прорастающие» в сознании обучающих­ся, дающие в итоге самостоятельные суждения. В ходе семи­нара сочетаются сообщения, диспуты, анализ, комментарии. Эта форма обучения начала использоваться в Западной Европе уже в XVII веке, а с XIX века - в российских университетах. Тем не менее в современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гумани­тарным дисциплинам.

Семинар - один из наиболее сложных и в то же время наиболее эффективных, результативных видов учебных заня­тий. Он предназначен для закрепления теоретических положе­ний, формирования умения выступать перед аудиторией, четко и грамотно формулировать свои мысли и взгляды, что исклю­чительно важно для развития культуры личности. Активное участие в семинарах дает возможность студентам получить навыки, необходимые личности: составить план и текст докла­да, подготовить тезисы выступления, донести до аудитории свои мысли при устном выступлении. Именно на семинаре студенты обогащают свои знания новыми идеями, фактами и положениями, проявляют творческую активность. Семинар помогает в приобретении самостоятельного подхода к выяснению вопросов теории и обобщению практики, способствует те умения применять полученные знания для решения конкретных задач. Все это означает, что семинар призван быть норией творческого мышления».

Цели работы студента на семинаре можно сформулировать следующим образом: это выработка на основе анализа изученного материала собственного взгляда на проблему и пу­шения. Важны именно процесс поиска решений, формирование самостоятельности и оригинальности мышления. В результате рассуждений и совместного с товарищами поиска происходит не усвоение готовой истины, а в некотором смысле открытие. Умение делать выбор заставляет интенсивнее Н1 п. и одновременно быть доброжелательными, терпимы­, нажать точку зрения другого.

В вузовской практике используются разнообразные формы поведения семинара: развернутая беседа по вопросам, обсуждение докладов, сообщений, рефератов, деловые иры.

Семинар-конференция и т.д. Семинар призван повторить и закрепить усвоение наиболее важных (и, как правило, наиболее

трудных) разделов курса изучаемой дисциплины, глубже ораться в сущности основных вопросов, творчески усвоить принципы и овладеть навыками самостоятельного анализа явлений действительности, аргументированного отстаивания своих убеждений. Решение этих задач неотделимо от формирования в ходе обмена мнениями философских, политических, правовых, нравственных и других взглядов и убеждений, системы отношений к изучаемым событиям, процессам.

Наряду с семинарами важное значение в учебной деятельности имеют практические занятия. Каждый учебный курс

сопровождается практическими занятиями. Они составляют шачительную часть всего объёма аудиторных занятий и име­ют важнейшее значение для усвоения программного материа­ла. Одни из них требуют от студента преобразований, рекон­струкций, обобщений, другие - дополнительных умений, ко­торые студент должен приобрести самостоятельно, третьи -. исследовательской работы. Основное содержание упражнений

- задачи. Поэтому обязательным условием подготовки к прак­тическим занятиям является качественное изучение теоретиче­ского материала. Для этого надо внимательно прочитать кон спект рассказа, лекции и рекомендованную литературу, раз; браться в непонятных для себя местах, после чего самостоя тельно проверить вопросы.

Первоначально требуется чётко уяснить условие заданий, определить, какое теоретическое положение окажется полез­ным в данном случае, продумать решения вопросов. Поэтов для выработки стереотипа подготовки к ним следует изучить специальную методическую литературу. Затем необходим обдумать ход решения, т.е. выбрать общий метод решени наметить его план и определить последовательность выполз ния отдельных операций. Для этого следует вспомнить соответствующий теоретический материал, восстановить в памяти примеры решения подобных задач. Записи нужно вести в отдельной тетради, предназначенной для упражнений по данной дисциплине. Запись следует вести по возможности чётко, де­лая ссылки на соответствующие положения теоретического материала. Это позволит более тесно увязать теорию дисцип­лины с практическими задачами.

На групповых занятиях преподаватель часто дает разъяс­нения по сложным проблемам, в результате чего многие теоре­тические положения становятся более понятными и конкрет­ными. Дополнительные разъяснения преподавателя надо запи­сывать в своих конспектах. Такая их доработка существенно поможет вам при самостоятельной работе.

В конце занятия необходимо мысленно проанализировать свою работу и постараться обязательно выделить то новое, что вы уз



1




Сейчас читают про: