double arrow

Культурология

О. Ю. Соболева

Конспект лекций


КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека.

2. Структура культуры.

3. Функции культуры.

1. В научной литературе насчитывается множество определений культуры, что подтверждает фундаментальность, многоаспектность и неисчерпаемость этого понятия.

Слово “культура” латинского происхождения, первоначально обозначало “обработку”, “возделывание” чего-либо, т.е. вмешательство человека в естественные процессы. Из этих исторических корней вытекало самое широкое и распространенное определение культуры как искусственного мира, созданного человеком в противовес миру естественному, миру природы.

Таким образом, культура – это совокупность созданных человеком в ходе его истории материальных и духовных ценностей и деятельность на основе этих ценностей Þ формы культуры: материальная, духовная и т. д.

В понятие “культура” различные исторические эпохи вкладывали самый разный смысл. Древние греки – воспитанность (этим они выделялись от диких варваров), средневековый человек – личное совершенствование, Возрождение – гуманизм, просветители – разумность.

Современная культурология определила понятие “культуры” как форму и способ человеческой самореализации через стремление вскрыть и утвердить смысл своей жизни и соотнести его со смыслом сущего в целом. В это определение включается вся человеческая деятельность в духовных и материальных формах, все общение и мышление человека.

Т.о. культура предстает как смысловой мир. Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие:

- как существует этот мир?

- каково место человека в этом мире?

- как велика сила и бессилие человека? и др.,

решая которые, человечество преобразует окружающий мир, наделяя его собственными смыслами и превращая в мир культуры.

Смысловой мир передается из поколения в поколение и закрепляется культурой в знаково-символической системе (при помощи знака и символа).

2. КУЛЬТУРА

       
   


Специализированный уровень Обыденный уровень

(уровень элитарной культуры - (уровень массовой культуры-

культуры избранных культуры массового воспроизво-

дства и массового потребления)

Кумулятивный (уровень накопления): Здесь сосредотачивается профессиональный, социокультурный опыт; накапливаются культурные ценности. Трансляционный (уровень передачи информации через каналы связи): 1. Образовательные учреждения. 2. Средства массовой информации. 3. Учреждения культуры  

Структура культуры может быть представлена через ядро и ее периферийные слои.

Периферия: наука, менталитет, мораль, художественная

культура и т. д.

Ядро – это система ценностей, выработанных в реальной истории определенным социальным обществом.

Ядро культуры выполняет роль социального ДНК, хранящего информацию о ведущих ценностях эпохи. Ядро стабильно, но в переломные эпохи может изменяться – это смена доминирующих ценностей.

Периферию культуры составляют структуры, в которых реализуются основные ценностные установки культуры.

3. Культура многофункциональна и многогранна. Функции культуры:

· преобразующая (освоение, преобразование окружающего мира, т.к. человеку присуще стремление к творчеству);

· познавательная (концентрируется лучший социальный опыт, что создает условия и возможности для освоения и познания мира);

· трансляционная (функция передачи, исторической преемственности. Культура выполняет роль социальной памяти и выступает единственным механизмом передачи опыта);

· регулятивная (регулирует различные виды общественной и личной деятельности, опираясь на право и мораль);

· ценностная (культура представляет из себя систему ценностей и формирует у человека соответствующее времени определенные ценностные потребности и ориентации; по их уровню, качеству судят о степени культурности того или иного человека);

· коммуникативная (процесс обмена информацией между людьми).

А также эстетическая, воспитательная, духовно-нравственная и т. п., при этом каждый элемент культуры выполняет различные функции.

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Идеалистическая модель культуры Гегеля.

2. Цивилизация и культура: их взаимосвязь (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А.Сорокин).

3. Биологические концепции культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг).

4. Игровая модель культуры (Й.Хейзинга, М. Бахтин, С.Лем).

5. Русские традиции исследования культуры.

1. Философия Гегеля – это идеалистическая модель культуры, которая исходит из первичности идеи духа, сознания в развитии культуры. Мировой дух (абсолютная идея) – смысловое ядро гегелевской философии. Развитие культуры – это развитие мирового духа, который, преследуя свои цели и задачи, развертывает свою сущность, воплощаясь в науке, технике, искусстве, религии и т. д. Таким образом обеспечиваются общие закономерности, целостность и логика мировой культуры.

2. В теории цивилизации выделяются два направления:

теория локальных цивилизаций теория культурных суперсистем

(Шпенглер, Тойнби) (Сорокин)

О.Шпенглер рассматривал всемирную историю как ряд автономных культур (8). Каждая культура проходит ряд стадий от рождения, когда культура возникает, до своего упадка – смерти. Смерть культуры Шпенглер отожествляет с цивилизацией (цивилизация и культура противопоставляются). На смену культуре приходит бездушная механическая деятельность, бюрократия, милитаризм, технократизм.

В отличие от Шпенглера А.Тойнби рассматривает всемирную историю с точки зрения поступательного развития. По Тойнби все цивилизации проходят стадии зарождения, подъема, надлома, распада согласно закону “Вызова” и “Ответа”: если цивилизация обладает возможностью дать адекватный ответ на исторический вызов эпохи, происходит развитие цивилизации (цивилизация = культуре). Если нет – цивилизация погибает. Различные “ответы” на одни и те же “вызовы” обеспечивают альтернативность развития локальных культур.

Теория культурно-исторических типов П.А.Сорокина допускает наличие прогресса в общественном развитии. Кризис культуры Сорокин рассматривает не как смерть, а как смену “доминирующей ценности”, что приводит к становлению новой цивилизации (“культуры)”.

Выделяет: 1) идециональный тип ценностей (Европейская культура XIII-XVI вв., Восточная культура); 2) идеальный тип ценностей (Европейская культура XVI-XVII вв.). Промежуточный тип, ориентированный и на небо и на землю; 3) чувственный тип (Европейская культура XVII-XIX вв.). Ценности концентрируются вокруг реальной земной жизни, культура освобождается от религии и морали. Доминирующий принцип – реализм.

С исчерпанием одних ценностей происходит их смена, тем самым открываются новые творческие возможности культуры.

3. В психике человека австрийский врач З.Фрейд, основатель метода психоанализа, выделил три начала:

“Сверх-Я” “Оно” “Я”

нормы и запреты бессознательное начало сознание +

социокультурного биосексуальной природы, разум человека

характера которое служит человеку

для получения удовольствия

и продолжения рода

Сублимация – это направление биосексуальной энергии человека не по прямому назначению, а в целях разума и культуры, т. е. развитие культуры есть результат сублимации.

Карл Густав Юнг – швейцарский ученый, открыл культурные истоки бессознательного начала, которое имея социокультурное происхождение (возникло в результате социо-культурной деятельности людей) в силу своей значимости передается биологическим путем. По своей сущности – это коллективный, древний пласт психики и культуры, тождественный для всех людей – “коллективное бессознательное”. Первооснова его – архитип – это некое фундаментальное психическое переживание, лишенное предметности (архитип огня, стадности, тени, толпы и т. д.). С развитием сознания архитипы все больше уходят из жизни человека, но иногда вторгаются в культуру в самых жестких и примитивных формах: массовых беспорядках, войнах, психических эпидемиях (фашизм, большевизм). Культура призвана вести диалог с бессознательным для сохранения целостности человеческой души.

4. Голландский историк-медиевист Й.Хейзинга в работе “Homo Ludens” (“Человек играющий”) защищает тезис об игровом характере культуры: игра творит культуру. Играя, человек вырабатывает формы своей общественной жизни, которые создаются непреднамеренно, свободно. Хейзинга устанавливает триаду: “игра – праздник - священнодействие”. Игра – свойство человеческой природы, то, что предшествует культуре, творя ее. Праздник (Бахтин М. сказал бы – карнавал. Независимо от Хейзинга наш отечественный культуролог делает в своей работе “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса” аналогичные выводы) – первоначальная форма культуры, проистекающая из игры. Священнодействие – игровой ритуал, в котором правила и содержание игры заданы мифом, т.е. мыслью человека о сущности мира.

Известный польский философ (больше известный как писатель-фантаст) Станислав Лем, развивая идею культуры как системы игр, тем не менее не отождествляет культуру только с игрой, но и с биоценозом. Культура как форма адаптации должна выполнять минимум условий, обеспечивающих выживание человека. Но культура, как правило, избыточна по отношению к этому минимуму. Это значит, что существует “излишнее осложнение” культур, которые и производят ценности. Культура, по Лему, - это метаигра, правила которой либо усложняются, либо застывают.

5. Русские традиции анализа культуры – это, прежде всего, традиции гуманизма и просветительства. Значительное влияние на развитие русских культурологических концепций оказала полемика западничества и славянофильства. Первая – идея национального самоотречения + утверждение единого пути мировой культуры и цивилизации. Второе – национальная самобытность и исключительность.

Немаловажную роль играла концепция почвенности. Ее представлял Достоевский. По его мнению, добро и зло не зависят ни от культуры, ни от особенностей государственного устройства, а только лишь от человеческой природы. Великой почвой России является народ - “богоносец”. Только русский крестьянин сохранил всетерпимость и всечеловечность – истинный идеал Христа. Это позволит России не просто войти в европейскую культуру, а дать культурное преимущество России перед Западом.

С именем Л.Н.Толстого связана идея духовного самосовершенствования человека вне официальной церкви и общества. Толстовство рассматривало западную культуру как ложную, а русскую как самобытную.

К концу 19 в. формируется культурно-мировоззренческое понятие - “русская идея”. Ее авторами были В.Соловьев и Н.Бердяев. Это система взглядов о месте и роли России в мировом сообществе и мировой культуре: совокупность оригинальных черт, присущих только русской культуре на протяжении всей ее истории. Разновидностью “русской идеи” стало е в р а з и й с т в о – течение русской культурологической мысли, в основе которого лежат представления о России и русской культуре как о самобытном континенте Евразии с преобладанием азиатских начал (Вернадский, Гумилев).

МИФ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

1. Понятие мифа. Миф как основное отношение к миру.

2. Первобытные системы верований.

3. Особенности первобытной культуры

4. Характеристика первобытного искусства.

1. Миф - это исторически первая форма культуры, особый способ понимания, осмысления существования человека, основанный на бессознательном породнении человека с силами природы.

В основе мифа лежит закон аналогии: человек мыслил окружающий мир подобным самому себе, т. е. прежде всего живым, одухотворенным. Человек постигал окружающий мир в сходстве с самим собой – “очеловечивал”, переносил уже известный опыт собственного общества на мир неизвестного и непонятного.

Мифология обуславливается первоначальным отношением человека к природе. С одной стороны, практическая слабость человека перед могущественной, почти беспредельно властвующей над ним природой рождало страх и преклонение ей в образе обожествляемых явлений; с другой стороны, развивающееся ремесло, благодаря которому человек одерживал над природой победу, позволило освобождаться от этой власти.

Функции мифа в обществе:

1) Способ мироощущения и миропонимания окружающего мира.

2) Социализация, т.е. упорядочение человеческой жизни. Все правила поведения, жизненно необходимые для выживания рода, были освещены именем мифа, т. е. воспринимались как данные свыше Þ любое нарушение воспринималось как нарушение гармонии Бога и человека.

3) Формирование и воспроизведение идентичности. Не было индивидуального “Я”. Только коллективное “Мы” (как единственная форма существования), Þ любые проявления непохожести жестко наказывались.

2.

Название первобытного верования Сущность Проявление в современной культуре
Тотемизм Это система верований, сущность которой заключается в поклонении какому-либо животному или растению (тотему) и в вере в свое происхождение от них Геральдика (гербы городов), запрет на употребление мяса различных животных в религиозных культурах.
Фетишизм Обожествление особого предмета (фетиша) и наделение его сверхъестественной силой Амулеты, крестик, подковы
Анимизм Это вера в одушевленность природы + вера в возможное существование души вне материальной оболочки Культура погребальных обрядов
Магия Способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мифологической сопричастности и взаимообусловленности друг другу Гадание, заговоры и т.п.

Магическое управление природой подменяло собой реальное, практическое овладение ее силами, но одновременно обеспечивала сплоченность, программируя человека на успех, внушало веру в победу.

3. Особенности первобытной культуры:

· гомогенность (однородность) - отсутствие культурного плюрализма, социальная и ценностная однородность;

· синкретичность (слитность) - абсолютное единство реалистических и фантастических элементов; недифференцированность форм культуры (тотемизм);

· табу (запреты) - выступают в виде единственного механизма контроля и регулирования социальных отношений.

4. По вопросу возникновения искусства существует множество разнообразных гипотез:

- искусство – это результат культовой практики (А.Брейль)

- искусство – это результат игровой деятельности человека (Й.Хейзинга);

- искусство – это элемент подражания миру живой природы (О.Конт);

- искусство – это результат сублимирования (З.Фрейд);

- искусство – это средство полового привлечения (Ч.Дарвин);

Несмотря на различные подходы, можно с определенным основанием говорить о биопсихологических корнях искусства, т. е. как об органической потребности психики человека, связанной с особенностью мировосприятия и врожденными свойствами его свободной деятельности.

Самое древнее из известных нам художественных произведений относится к эпохе позднего палеолита, т. е. @ 20-30 тыс. лет назад. Первые открытия относятся к XIX в. и связаны с именем испанского археолога Марселино де Саутуолла.

Искусство было тесно связано с синкретичным характером первобытной культуры Þ неотделимо от мифологии, магии.

Для него характерно:

·синкретичность;

·символизм (условный характер изображения, начиная от примитивизации до мало понятных символов);

·коллективный характер. Первобытное искусство безлично, первобытный художник не преследует личных целей, лишь только цели коллектива, в полном согласии с устоявшимися представлениями;

·полифункциональный характер. Произведения искусства тесно связаны с основными видами трудовой деятельности, а также с различными назначениями мифологического характера.

·эмоциональность. Способно программировать эмоции, вызывать экстаз, транс и т.д.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Запад и Восток как предмет культурологического анализа.

2. Человек и государство как проблема конфуцианской культуры.

3. Даосизм: свобода как гармония в природе.

4. Буддизм: свобода как отрицание жизни.

5. Особенности художественной культуры Древнего Востока.

1.

Вопросы для сравнения Запад Восток
1. Специфика образования государства Возникает как следствие выделения человеческой индивидуальности и свободы (государству предшествует появление частной собственности) Востребованность в государстве возникла раньше появления свободы, как ответ на конкретные природные условия, которые требовали жесткого объединения.
2. Приоритетная нац. Идея Идея значимости личности Идея абсолютного единства
3. Особенности воспитания Воспитание инициативы и творчества, самореализация личности Принцип “забивания гвоздей”
4. Динамика развития Подвижность, динамичность Статичность,стабильность
5. Соотношение философии и религии Философия и религия разведены. Религия – морально-нравственные вопросы. Философия – рациональное и научное объяснение мира. Полное совпадение: в философии вопросы религиозно-нравственного содержания (добро и зло, боль и страдание)
6. Человек и природа Опосредование через технику и технологии Стремление к гармонии
7. Менталитет Нацеленность “вовне” Нацеленность внутрь

Древний Восток - родина великих культур, которые первыми попытались вырвать человека из его мифологического сознания. Но сделал это по-своему, т. е. обратившись “внутрь” человека: поиск свободы оказался не поиском новых форм бытия, а отказом от него вообще Þ на вершинах восточной мудрости свобода – это тотальное отрицание внешнего мира.

На Востоке миф был преодолен настолько, насколько это было необходимо деспотическому государству. Мифологические боги теперь живут уже в новом, не общинном, а государственном порядке (в китайских мифах существуют даже чиновники и делопроизводство). Символом восточного духа можно назвать сфинкса (Гегель): человеческая голова и тело животного – это дух, который попытался возвыситься над природой (мифом), но вырваться из нее так и не смог.

2. Конфуцианство возникло в VI в до н.э. Основатель учения - Конфуций (латинизированное название китайского Кун-Фу-цзы - "учитель Кун"). Попытался соединить свободу человека и деспотическое государство путем перенесения правил поведения (“ритуализированного этикета”) на все общество: “Отец должен быть отцом, сын - сыном, сановник - сановником, государь - государем”.

Идеальное государство связывалось с правлением “благородного мужа” – “отца народа”, который относится к своим подданным как к своим детям (идея патернализма).

Главные понятия конфуцианства – “долг” (обладать чувством долга) и “гуманность” (быть гуманным, но не в европейском понимании, а как уважение старших и следование клановому долгу).

Конфуций сформулируовал “золотое” правило нравственности: “Не делай другим того, что не желаешь себе”. Попытка найти свободу обернулась в конфуцианстве идеей “тоталитарного государства с человеческим лицом”, где каждый безраздельно подчинен своему долгу.

3. Даосизм возник также в древнем Китае в VI веке до н. э. и связан с именем Лао-Цзы. Последователи даосизма видели свободу человека в слиянии с Дао – это единый путь, единый ритм всей живой природы. Путь слияния с Дао – “недеяния” - это не пассивное созерцание, а столь слитное существование с природой, что отпадает необходимость в активных действиях и появляется возможность влиять на ситуацию изнутри (“человек в лодке без весел” – символ даосизма) ® принцип недеяния (истину можно познать, не выходя со двора).

Идеал даосизма – это отшельник, который порывает с внешним миром и с помощью религиозных медитаций, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолевать все страсти и желания и жить в гармонии с природой.

4. Буддизм возник на основе брахманизма – древнеиндийской религии жрецов, которое содержало в себе философско-религиозные идеи, оправдывавшие существование социального неравенства. Согласно брахманизму Бог разделил людей на 4 варны (соц. группы):

- брахманы (варна жрецов). Их удел – изучение вед – ритуальных книг и отправление культа. Цвет их одежды – белый;

- кшатрии – воины. Их удел – управлять государством. Цвет их одежды – красный.

- вайшьи (земледельцы, ремесленники). Их удел – пахать землю и торговать. Цвет их одежды – желтый.

- шудры (слуги) Служить трем варнам. Цвет их одежды – черный.

Брахманизм выделял и самый низший слой – неприкасаемых. На них не распространялись законы.

Основная идея – понятие “кармы” – это совокупность добрых и злых дел, от которых зависело дальнейшее перерождение человека Þ если человек жил плохо – у него плохая карма, т. е. он это заслужил в своей прежней жизни Þ отсутствует понятие сострадания.

Еще одна центральная идея – “сансара” (непрерывное колесо перерождений). Даже самоубийство не освобождало от пут жизни, ибо за ним следовало новое перерождение и возмездие и так без конца. Для того, чтобы закончить перерождение существовало учение о самосовершенствовании - йога:

1) человек должен исполнить в жизни свой долг;

2) человек должен действовать без предвзятости;

3) человек должен действовать, но не стремиться к плодам деятельности;

4) дело надо выполнять серьезно, но не нужно серьезно относиться к серьезности своего дела.

Существуют различные виды йоги:

- Джияна-йога – йога познания, которая учит, как освободить душу от материального. Достаточно постигнуть иллюзорность мира и реальность души.

- Раджа-йога – царственная, разрабатывает технику самоуглубления.

- Бхакти-йога – учит, что освобождение достигается силой благоговейной любви к духовному.

- Карма-йога – учит о должном действии.

Цель йоги – человек, усовершенствовавший свою душу и сохранивший чистоту тела. Для этого необходимо из трех модификаций человеческого ума оставить одну:

1) стремление к счастью: знание, здоровье, безупречное поведение. Это ведет к блаженству;

2) стремление к действию: предприимчивость, страсть, вожделение. Это ведет к страданию;

3) леность и беспечность. Это ведет к незнанию.

Система самоподготовки по йоге:

а) Этап воздержания – яма. Человек должен стать сдержанным. Самоограничение в пище, страсти, полное подавление полового инстинкта.

б) Этап выполнения предписаний – нияма. Это не насилие, т. е. отказ от любого причинения вреда, даже в мыслях.

в) Этап упражнений для тела – асана. Упражнения, которые закаливают тело и учат управлять им.

г) Дисциплина дыхания – пранаяма. Достигается медленно ритмичное дыхание.

д) Дисциплина чувств – пратьяхара. Умение отказываться от чувств и не реагировать ни на что (холод, огонь).

е) Дисциплина ума – дхарана.

ж) Созерцание – дхиана.

На этих этапах человек учится мгновенно сосредотачиваться на объектах познания и познавать их сущность.

з) Нирвана (затухание) – это внутреннее состояние, где исчезают все чувства и привязанности. Это переход души из тела в потустороннее состояние, где отсутствует необходимость, где нет отличия между жизнью и смертью.

В IV в. до н. э. в древней Индии на основе брахманизма возникло новое философское учение буддизм. Его появление связано с именем сына раджи племени шакьев принцем Сиддхартха Гаутама, который покинул дом, чтобы найти путь освобождения людей от страданий. На седьмой год из тех, которые принц посвятил изучению вед, медитациям, аскетизму, он почувствовал себя просветленным: ему открылись четыре благородные инстины:

1) Жизнь – есть страдания.

2) Источник страданий – наши привязанности и желания.

3) Освобождение от страданий – это отказ от желаний и привязанностей.

4) Уничтожение страдания – это путь к нирване.

Главный закон буддизма: добро и зло – абсолютные антиподы Þ зло порождает только зло, добро – добро.

Буддизм предлагает восьмеричный путь движения к нирване (8 шагов): отказ от убийства, от воровства, от лжи, отказ от причинения боли любому живому существу, непротивление злу насилием, соблюдение супружеской верности, отказ от алкоголя.

В отличие от конфуцианства и даосизма буддизм стал мировой религией, т. к.:

- нравственные оценки были впервые распространены не только на поступки, но и на внутренние мотивы людей;

- в буддизме существовала запредельная цель, с которой верующие связывали спасение;

- элемент почитания просветительского аскета Будды, которому удалось сбросить иго кармы.

4. Художественная культура Древнего Востока вобрала в себя характерные черты восточного общества, но, прежде всего, философских представлений Þ как правило, в рамках восточной культуры говорится о различных типах:

- конфуцианско-даосская культура;

- индо-буддийская культура;

- исламская культура и т. д.

Но, тем не менее, можно выделить общие черты для восточной культуры:

· Традиционализм. Культурные традиции Востока сложились рано, сохранялись тысячелетиями Þ главная задача художника – это следовать традициям.

· Особый язык восточной культуры, который отвечал идее постоянства: это четкий контур, графический знак, строгая линия, короткая строка.

· Двойной план, который рождал условную перспективу. Акцент делался не на то, что предстает на первом плане (на поверхности), а на то, что подразумевается и что отвечает главной идее – идее постоянства, вечности и покоя.

· Символичность. Каждый элемент нес определенную смысловую нагрузку и требовал особого умения обнаружить многочисленные контексты (сосна – долголетие, аист – одиночество, бамбук – стойкость).

· Элитарность. Кроме того, что произведения искусства были очень дороги, они также были рассчитаны на образованного, способного осмыслить сложный философский контекст, читателя и зрителя.

· Анонимность. Художник не стремился выражать личностные начала, свою художественную позицию, а лишь реализовывал всеобщие смыслы.

· Синкретичность. Искусство тесно переплеталось с религией, философией, моралью, этикой и т. д.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

1. Характерные черты древнегреческой культуры.

2. Основные этапы развития древнегреческой культуры.

3. Особенности культуры древнего Рима.

1. Понятие “античность” появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин “античный” (буквально – “древний”), для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Величайшей культурой античности являлась культура древней Греции, ограниченная пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от второго тысячелетия до н.э. до первых веков христианства). До сих пор пытаются объяснить феномен греческой культуры:

- это чудо (Шлиман);

- это результат высвобождения труда благодаря рабовладению (Ренан);

- античеловеческий процесс становления европейской цивилизации (Боннар).

Греция на протяжении ряда веков не представляла целостного географического пространства и не была едина в социально-политическом плане. Это были маленькие города-государства (полисы). Спарта и Афины – два полюса противостояния древнегреческих государств. Но, несмотря на различия, можно говорить о целостной древнегреческой культуре. Для нее характерно:

· Демократичность. Достигалась полисной формой организации, которая в наибольшей степени обеспечивала максимальное участие античного грека в делах своего государства. Государство не существовало “вне” или “над” гражданами, они сами в своей совокупности и были государством (полное отсутствие официальности и различий между личным и официальным).

· Космологичность. Космос – это образ мироздания, мир и порядок, гармония и красота, которые противостоят первоначальному Хаосу.

3 эстетических принципа древнегреческой культуры:

КРАСОТА МЕРА ГАРМОНИЯ

(соразмерность) (“Ничего слишком” – девиз (единство в много-

на Дельфийском храме Аполлона) образии)

· Антропоцентризм. (В наибольшей степени выражена в изречении древнегреческого философа Протагора: “Человек - есть мера всех вещей”. Даже своих богов греки наделяли высшей человеческой красотой и всеми человеческими качествами, в том числе и отрицательными.

Греческая культура взяла человека мерилом всех своих форм: математики, физики, астрономии, риторики. Но наиболее полно человек был выражен в архитектуре и скульптуре.

Дорическая колонна напоминала фигуру мужчины, твердо стоящего на ногах и прекрасного физическим совершенством.

Ионическая колонна напоминала фигуру гречанки, утонченно стройную, нарядную, украшенную орнаментом, напоминающим прическу.

Коринфская колонна - девичью грацию.

В человеке ценилась красота тела. Культ тела был так велик, что нагота не вызывала стыда. Однако красивое и совершенное тело было лишь частью гармоничной личности. Греческий идеал – КАЛОКАГАТИЯ = ФИЗ. СОВЕРШЕНСТВО + НРАВСТВЕННАЯ ДУХОВНОСТЬ. Греки создали систему образования, в которую входило изучение “семи свободных искусств”: счета, речи, музыки, спора, танцев, поэзии, пения.

· Рационализм. Приняв мир на веру, грек стремился его рассчитать, вычислить, доказать. Например, если красота – это соразмерность, то должны существовать пропорции красоты.

Поликлет определил канон человеческого тела и пластически передал его в скульптурах: “Копьеносец”, “Юноша с победной повязкой” (II половина V века до н.э.).

· Агонистика (агон – борьба). Это состязательность и диалогичность как норма культуротворчества. Ярким выражением греческого агона стали Олимпийские игры. Истоки восходят к культурным игрищам, но годом начала олимпийских игр считается 976 г. до н. э., когда на мраморной доске было высечено имя 1-го победителя в беге. Состязательность поощрялась государством. В честь героев ваялись скульптуры, на их домах размещались мемориальные доски.

· Авторство. Греческие художники прямо заявляли о своем авторстве и даже произведения прикладного искусства были авторскими.

· Праздничность и зрелищность. Греки любили праздники, сопровождающиеся факельными шествиями, музыкой, спортивными и танцевальными состязаниями. Из этой черты вырос первый профессиональный театр. Ведущими жанрами античного театра были трагедия (букв. «песнь Козлов»), комедия. Творцом греческой классической трагедии является Эсхил (“Персы”, “Прометей прикованный”). Знаменитым комедиографом считают Аристофана (“Мир”, “Всадники”).

2. История древнегреческого искусства включает несколько этапов:

1) крито-микенский (III - II тысячалетия до н.э.). На этом этапе, названном по гл. центрам (о.Крит и г.Микены), совершенства достигло искусство градостроения. Обнаружена группа археологических памятников: гробницы, скульптура. Одним из выдающихся памятников являлся дворец царя Миноса;

2) гомеровский (XI - VIII вв до н.э.). Характеризуется бесписьменностью. Источниками его изучения - поэмы Гомера “Иллиада” и “Одиссея”;

3) архаический. (VII – VI вв. до н.э.) Это время возникновения самостоятельных городов – государств (полисов); оформления греческой религии, для которой характерен политеизм – многобожие. Создана богатая и увлекательная мифология, 1-й театр, зарождались Олимпийские игры, возникла 1-я философская система – натурфилософия, которая пытается осмыслить природу и ее закономерности, т. е. выявить первооснову мира. Появилось алфавитное письмо, которое греки заимствуют у финикийцев.

4) классический (начало V в до н.э. - IV в до н.э.). Это период развития полисной демократии Þ развитие экономики и политики, взлет культуры. Центром культуры стали Афины Þ классический период называют аттическим (Аттика – область на юго-востоке древней Греции, где располагаются Афины). Расцвет др.-греч. философии.

- Демокрит первым ввел понятие атома.

- Школа софистов – философское течение, которое учило доказывать любое положение: истин столько же, сколько людей. Школа софистов ввела новый предмет обучения – риторику, т. е. науку убеждать людей.

Из школы софистов вышел Сократ (470/469-399 г.г. до н.э.). Он доказывал, что существуют абсолютные истины, но владеет ими Бог. Основа всего – человеческий разум. Главная задача – открытие людям истины. Сократ открыл, что опорой в поисках истины может служить истинное бытие, причастность к которому возможна через добро.

- Платон (428/427-348/347 г.г. до н.э.) – основал в Афинах после смерти учителя свою философскую школу – Академию. Познание истины о природе и государстве – едино, общее для всех людей. Надо познать мир идей, а реальная жизнь – лишь его отражение.

- Аристотель - ученик Платона, но свое философское учение строит в полемике с Платоном (“Платон мне друг, но истина дороже”). Энциклопедист: его произведения посвящены политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике, логике, этике и т. д. Систематизировал все достижения прежней философии. Главное – связь формы и материи. Материя стремится к оформлению, форма заложена в любом существе: определяет развитие, придает определенность. Заложил основание классическому античному образованию из трех ступеней:

I – письмо, систематическое чтение, музыка, гимнастика;

II – грамматика, риторика, математика, спорт, музыка;

III – риторика и философия.

Это время расцвета монументального архитектурного строительства. В Афинах был построен храм Афины-победительницы, Парфенон и др. Наряду с храмами строились театры.

5) эпоха эллинизма (III-I век до н. э.). Связана с завоеваниями Александра Македонского и широким распространением культуры древней Эллады. Это время гигантских созданий инженерного искусства (Форосский маяк и Колосс Родосский). Это период распространения греческой культуры на обширные территории и одновременно тиражирования прекрасных классических образов, т. к. вновь созданное измерялось греческим идеалом меры и красоты.

3. С угасанием элланистических государств с конца 1-го века до н. э. ведущее место в античном мире приобретает римская культура.

Римская культура – это синтез культуры древних этруссков – аборигенных племен Апеннинского полуострова + достижения культуры и искусства др. Греции. Однако в древнегреческие идеалы красоты, меры, гармонии, в античный антропоцентризм римляне внесли черты трезвости и прагматизма. В основе римской культуры лежала не красота и гармония, а суровая проза, мощь и сила. У греков было славное прошлое. Римляне утверждали себя в настоящем Þ главное достижение – это великая и могучая римская империя = фактически весь мир. Ее могущество и сила определяли весь строй римской жизни.

Др. Греция Др. Рим
  Красота, мера, гармония Высокая степень развития худ. Творчества: мифология, философия, лирика, театр. Умозрительность культуры: преимущественно развитие теории. Установка на личность: человек – маленький космос. Др.-греч. архитектура отличается утонченностью, соразмерностью с человеком, интимностью.   Мощь и сила Высокая степень развития практической деятельности: военное дело, право, история, сатира, риторика, зрелища. Пафос полезности проявился в архитектуре: строились не храмы и дворцы, а дороги, акведуки (водопроводы), дома для горожан. Утилитаризм и практицизм, т. е. подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине (математика для денежных расчетов). Установка на коллектив: человек – гражданин Рима. Рим. архитектура отличается монументальностью. Главная цель – поразить своим величием.

Римляне положили начало новой эпохе монументального строительства – строительства общественных зданий, рассчитанных на большое количество людей, т. к. большую часть жизни римский гражданин проводил в толпе. Такое пребывание не было внешним, более того, воспринималось как ценность, как источник коллективной положительной эмоции, которая компенсировала исчезнувшее чувство равенства Þ главный лозунг образа жизни в Риме: “Хлеба и зрелищ”. Все массовые зрелища в Риме рассматривались как часть народного дела и регулировались специальными магистратурами.

Этапы развития римской культуры:

1) этрусский (до VIII в. до н. э.). Обогатил др.-римскую культуру искусством градостроения: они построили здание с куполом из клиновидных балок. Изобрели римские цифры, латинский алфавит.

2) царский (VIII – VI вв. до н. э.). Рим складывался как город – государство полисного типа. По преданию в Риме правят 7 царей, трое из них этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведены водопровод и канализация, построен 1-й цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера.

3) республиканский (VI – I вв. до н. э.). Большая роль греческой культуры,

т. к. именно в этот период Рим завоевал греческие города. Римские боги соотносены с греческими, создана римская мифология аналогичная греческой. Архитекторы разработали новые принципы, широко применялась арка как конструкция свода. Во II в. до н. э. начинается применение бетона. Появились новые типы зданий: базилики – это административные здания, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатры – для гладиаторских боев, цирки – круглые помещения для соревнований колесниц, термы – комплексы, где наряду с банными помещениями располагались библиотеки, места для игр, отдыха; триумфальные арки – монументальные сооружения для торжественного въезда победителей.

4) период империи (I век до н.э.– I век н.э.). Рим превратился в столицу мировой империи. Крупные центры: Карфоген, Афины. Римская культура прониклась принципом историзма. Ведущие историки: Тацит, Тит Ливий, Плутарх. Расцвета достигла литература. Появился новый жанр – реалистический роман. Самый знаменитый – “Золотой осел”, где описано превращение юноши в осла. Это расцвет римской архитектуры и создания уникальных памятников античности: Пантеона – “храма всех богов” и Колизея – самого крупного амфитеатра античности (56 тыс. зрителей).

В IV веке великий город был разрушен вандалами – германскими племенами. Культура античности стала основой европейской цивилизации и возродилась в XIV веке.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ.

1. Христианство - духовный стержень европейской культуры.

2. Особенности средневековой культуры.

3. Периодизация средневековой культуры.

4. Научная культура в средние века.

5. Художественная культура Средневековья.

1. В культурологии происходит несовпадение периодизации средних веков с исторической.

V XIV-XV XVII

средневековая культура Возрождения

культура

средние века

(историч.)

Понятие “средние века” принадлежит Возрождению: так итальянские гуманисты обозначили эпоху “варварства и суеверия”, эпоху “культурной передышки”.

Христианство возникло в I в до н.э. в Священной Римской империи и первоначально формировалось в рамках иудаизма - религии др. евреев, как одна из его сект.

Историческими предпосылками христианства стали:

1) духовный кризис Римской империи: античный человек чувствовал свою сопричастность к жизни своего государства, но с расширением империи он превращался в винтик огромной бюрократической машины, а Þ лишился опоры, чувства коллективизма, Þ нуждался в Боге, обращенном лично к нему;

2) история древних иудеев (описана в “Ветхом завете” – собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства), полная скитаний, горечи вавилонского и египетского плена и 40-летних поисков “земли обетованной”, Þ этот народ нуждался в Боге, который бы выступил творцом мира и судьбы, в отличие от античных, подчиненных судьбе.

Христианский бог отличался от языческих:

- был единый (монотеизм);

- выступал как властелин мира;

- рассматривал человека как личность, подобную себе, ибо “сотворил его по образу и подобию своему”.

Сущность христианства изложена в Нагорной проповеди Иисуса из Назарета (исторические свидетельства и биографические данные об Иисусе в четырех Евангелиях: от Матвея, Марка, Луки, Иоанна). Христианство, в сущности, строится на двух главных принципах: 1) заповедь любви: любви к Богу, к ближнему, к своему врагу. Такая любовь формировала культ страдания как очищения и возвышения души; 2) заповедь равенства всех перед Богом, отрицание утилитарных ценностей. Но, при всей внешней парадоксальности, речь не идет о том, чтобы человек перестал заботиться о еде, пище, одежде. Это беспокойство о поглощенности души материальным миром – повседневные заботы никуда не уходят. Это забота о духовности человека: “душа не больше ли пищи?”.

Центральное звено учения христианства – это учение о спасении души – высшей земной ценности: “что толку, если ты приобретешь весь мир, а душу потеряешь?”. В силу первородного греха человек не сможет избегнуть смерти телесной, но душа его бессмертна. Для спасения души человеку предлагается сделать сложный, но очень важный выбор: между добром и злом. Выбор добра – это выбор свободной личности. Выбор зла – это выбор раба, который идет на поводу своих инстинктов и телесных сторон своей души.

Христианство – это учение о достоинстве добродетели, милосердия, первенства силы духа перед силой власти. Впервые в истории религии нравственные заповеди христианства были обращены не к внешней стороне, а к внутренней мотивации (совести) Þ впервые сформулированы не в отрицательной форме (как нельзя поступать), а в положительной (как поступать надо).

Христианство положило начало совершенно новой европейской культуры, где человек был представлен как личность – свободная, творческая, достойная равного разговора с Богом.

2. Христианство стало в условиях отсутствия общеевропейских институтов единственным и господствующим политическим институтом для всей Европы. На фоне крайне ограниченных знаний о мире это учение предлагало стройную систему знаний об его устройстве, о действующих в нем законах + эмоциональная притягательность христианства с его обращенностью к внутреннему миру, с его проповедью любви, утверждением равенства Þ христианство целиком определяет менталитет средневекового европейца. Его мир – это мир Библии, перенесенный на землю, в самом общем виде представлял симметричную схему:

Бог

“+” мир Бога, мир добра и справедливости

“-” мир произвола и насилия

Сатана

Земная иерархия выстраивалась в точном соответствии с божественной, социальные группы являли собой отражение Небесного Престола: на вершине – государь; далее – духовенство, служение Господу; рыцарство – служение государю и поддержание церкви; низшие сословия – труд и служение высшим сословиям. За каждым из этих сословий средневековое сознание признавало не просто полезную для общества функцию, но, что важно в богоустановленном мире, - священную обязанность.

Таким образом, личная свобода практически отсутствовала в средневековом общества. Личность, по сути, отожествлялась с ролью человека в обществе. Но нельзя отрицать, что определенный индивидуализм (в труде, в эмоциональной сфере) проявлялся в достаточной мере.

Христианство определило и особенности средневековой культуры:

· это культура устная вплоть до XIV-XV веков (культура молитв, проповедей, мифов);

· это культура массовая;

· символичность.

Люди воспринимали окружающую действительность как некую систему божественных символов, которые надо было вовремя распознать;

· духовность и эмоциональность; рефлексивность и психологическая самоуглубленность;

Культура выражала душу, обращалась к внутреннему миру, заботилась о нем.

· универсальность, энциклопедичность знаний.

Главным достоинством мыслителя является эрудиция. Отсюда – создание компиляций, “сумм” (“Сумма теологий” Фомы Аквинского);

· историзм.

Обусловлен христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цикличности, Средневековье проникнуто стремлением к конечной цели;

· каноничность и традиционализм.

Отступление от архетипа – отдаление от истин. Свобода творчества огрничивалась рамками теологического нормированного мировоззрения.

3. Внутри тысячелетнего периода средних веков выделяют три периода:

1) Раннее средневековье (V - рубеж X-XI вв.). Это период распространения христианства как государственной религии новых государственных образований, которые создавались варварами на территории бывшей Римской империи. Это господство двух субкультур, которые были отражением двух полюсов христианства: духовного – культура монастыря, и материального – культура рыцарского замка. Несомненно, что в большей степени культура данного периода определялась монашеским движением. Парадокс в том, что созидательная культурная деятельность сосредоточилась в руках тех, для кого земная жизнь – лишь предвосхищение небесной. Монастырь становится культурным пространством, ибо культура только и возможна вне семейной жизни (обет целомудрия), собственности (обет бедности), самоволия (обет послушания). Монастырь становится школой, мастерской по переписыванию книг и хранилищем знаний. Укрепляя монолитность церковного мировоззрения, монахи создают свои философские школы. Так, доминиканский монашеский орден дал крупнейшего философа Фому Аквинского (1225/26 – 1274), а францисканцы – философа-номиналиста Уильяма Оккана (1285-1349).

2) Классическое средневековье (XI-XIII вв.). Это период создания цивилизованных государств и расцвета культуры. Возникает три субкультуры, соответствующие трем сословиям классического средневековья:

- церковная (представлена культурой храма);

- рыцарская (представлена куртуазией - это сложный ритуал отношения рыцаря к замужней Даме, который соединял земную любовь с неземным чувством);

- городская (представлена поэзией вагантов - бродячих поэтов - школяров, и культурой городской площади, где господствовал карнавал, смех и простонародный фарс).

Классическое средневековье – это расцвет театра, музыки, появление двух блестящих архитектурных стилей: романского (подражание римлянам) и готики (первоначально - пренебрежительно все, что создано варварами – готами, позднее - высокий архитектурный стиль).

Это время появления величайшей философской системы – СХОЛАСТИКИ (греч. школа), сегодня – сухая бесплодная мысль, но при своем появлении смелая до дерзости: “сменила постулат “верую, ибо не подвластно разуму” на “верую, чтобы понимать”: в противовес ранее принятым ссылкам на авторитет, все большее значение приобретала практика логического обоснования аргумента. Величайшими схоластами были Фома Аквинский, Роджер Бэкон.

3) Позднее средневековье (XIV-XV вв). Это период формирования европейской культуры и зарождения в Италии культуры Возрождения.

4. Христианство было исходным моментом всякого мышления.

V-IX вв. – все школы в западной Европе находятся в руках церкви, которая составляет специальную программу обучения. В монастырских школах использовали элементы светской культуры, оставшиеся от античной образовательной системы: «семь свободных искусств». Следуя “тривию” (буквально – “трехпутье”), необходимо было освоить 3 науки о слове: грамматику, диалектику, риторику, учившие писать, мыслить и говорить. Вторая ступень – “квадривий” (буквально – “четыре”) включала 4 предмета о числе: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Но занятия носили отвлеченный характер. Главная задача таких школ – это подготовка кадров для церкви.

С X в. в европейских государствах появились первые частные школы. Они превращаются во влиятельные интеллектуальные центры. Такова, например, Шартская школа. Такие школы – рассадники свободомыслия. Настроения, царившие в этих школах, передавала поэзия вагантов – бродячих поэтов-школяров, которые высмеивали католическую церковь, лицемерие.

XI в. – это появление первых европейских университетов: 1158 – Болонский университет (Италия) – центр изучения права, 1200 – Парижский - центр богословия, 1067 – Оксвард – центр изучения естественных наук, 1209 – Кембридж – гуманитарные дисциплины. Университет (корпорация студентов и преподавателей) возникал вокруг одного или нескольких крупных ученых Þ университеты – еще и центры науки. В Оксварде Роджер Бэкон исследовал природу света и цвета, установил способы получения пороха, фосфора, магния, изобрел очки. В Париже Жан Буридан занимался проблемой импульса. Однако центральное место в науке средневековья занимала алхимия, которая искала некую субстанцию, способную превращать обычные металлы в золото и серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. По мнению Бэкена, такой эликсир можно было получить путем растворения золота в царской водке. Алхимия парадоксально соединила научный эксперимент со средневековым мышлением, которое считало возможным выход к новым знаниям только через откровение.

Но самым важным явлением явилось возникновение новых принципов познания и обучения, которые современники называют дисциплинарным методом изучения. Понятие “студент” в буквальном смысле – “примерно обучающийся”; “ректор”, “декан”, “семинар”, “лекция”, “сессия”, “факультет”, “магистр” – все понятия пришли из средневекового университета, который предложил совершенно новый способ воспроизведения дисциплинарных кадров. В университете 4 факультета: общеобразовательный (обучение семи свободным искусствам) рассматривался как подготовительный для поступления на 3 других факультета: медицинский, юридический и богословский.

5.

Название Архитектурного стиля Время Характерные черты Классические примеры
Романский (подражание римлянам) X - XII Здания напоминали крепости, толстые приземистые стены, которые несли основную нагрузку, немногочисленные узкие окна, монументальность Монастырь Монте-Кассино (Италия)
Готика (первоначально- пренебрежительное название по отношению к тому, что создано варварами; позднее – высокий архитектурный стиль) XI -XII Ребристые своды, которые позволили снизить давление на стены Þ стены тоньше, легче, обширные оконные проемы, высокий устремленные ввысь шпиль, мозаичные витражи. Собор Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский соборы.
Пламенная готика XIV Украшение стен тонкой каменной резьбой + форма окон в виде пламени горящей свечи. Дворец Клюни в Париже

Средневековая культура создала ту основу, на которой будет возрождаться великое античное искусство.

КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Понятие «Возрождение». Хронологические рамки и предпосылки. Отношение к античному и средневековому искусству.

2. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения.

3. Особенности художественной культуры Возрождения.

4. Национальные особенности европейского Возрождения.

1. Ренессанс (русским аналогом является слово «возрождение») – это эпоха перехода от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному, период с XIV в. до начала XVII в, хотя рамки эти условны: для Италии это XIV-XVI в.в, для Германии и Франции – XV-XVII в.в, для России - XVI-XVII в.в. В XVI веке Возрождение становится общеевропейским явлением.

Предпосылки возникновения эпохи Возрождения:

· Рост городов и развитие производства → создание предпосылок для формирования буржуазных и рыночных отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни

· Обращение к античному наследию ► изменение отношения к человеку, возникновение новых моделей взаимоотношения человека с окружающим миром: центр сместился в сторону человека.

· Ряд европейских городов становится сосредоточением золотого и серебряного запаса ► возможность финансирования крупных проектов, начиная от войн и заканчивая кругосветными путешествиями.

Культура Возрождения в своих основах должна была соотнесена с перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которые предстояло приспособить к новым требованиям развитого товарного производства.

Слово “Возрождение” впервые употребил итальянский писатель Д. Бокаччо – автор “Декамерона”, сказав, что художник Джотто возродил античное искусство. Но термином, для обозначения целой эпохи, это понятие стало благодаря историку искусства Вазари.

В понятии “Возрождение” закрепился самый грандиозный культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в дикое варварство Средневековья. Более того, эпоха Возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». В Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры и архитектуры.

Действительно, в эпоху Возрождения сделана попытка возродить античные ценности. Но средневековая культура не ушла бесследно: она в сюжетах, в темах, в образе жизни самих деятелей Возрождения. Античность возродилась в христианском обрамлении.

Можно сказать, что Возрождение – это синтез античной гармонии и красоты и христианской средневековой духовности.

2. Бурный рост капиталистических отношений выдвинул на первый план новый класс – буржуазию. Идеология буржуазии первое время выступала против консервативных феодальных отношений и выражала интересы всех слоев населения.

Буржуазная идеология разрушила средневековую концепцию мира и человека и привела к появлению нового учения - гуманизма. Это философско-мировоззренческое направление, основанное на признании ценности человеческой личности, на утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

В основе гуманизма лежат принципы:

· антропоцентризм (человек – венец природы, ее творец);

· рационализм;

· принцип “природосообразности” (материалистическое истолкование мира);

· гедонизм (стремление к земному счастью и прижизненному преуспеванию);

· индивидуализм.

Сам термин заимствован у Цицерона, который понимал под ним высшее культурное и нравственное развитие человека.

По праву родоначальником итальянского гуманистического движения называют итальянского поэта Ф. Петрарка (философ и поэт), но в развернутом виде идеи гуманизма получили развитие в работах итальянских философов: Пико Делла Мирандола, Джаноццо Манетти.

Суть гуманистической философии: позиция философа базировалась на культе человека, на его обожествлении. Гуманисты ценили не происхождение человека, а его достоинства (ум, талант, образование, заслуги перед обществом). Признавалось деятельное начало человека: “Человек – сам творец своей судьбы”. Центр мирового устройства сместился в направлении человека, в пользу личности и индивидуализма.

Однако, гуманизм имел свои пределы (более подробно А.Ф.Лосев “Эстетика Возрождения”). Гуманистическая направленность концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию не исключала подмену понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия – по сути на антиподы гуманизма. Примером могут служить взгляды итальянского мыслителя и государственного деятеля Никколы Макиавелли, изложенные в его книге “Государь”, где он оправдывает любые средства для достижения власти и предлагает освободить политику от морали. Известный американский исследователь Возрождения П.Кристеллер полагает, что гуманизм представлял общность мнений по поводу некоторых проблем. Это была область гуманитарного знания, формировавшая идеал. Тем не менее эта идеология стала широким общественным движением: гуманисты организовывали кружки, читали лекции в университетах, занимали посты советников государей и проникали в высшие религиозные сферы.

3. Источниками новой культуры были языческая античность и христианское средневековье, но творцы культуры Возрождения не следовали рабски ни одному из них и создали культуру с присущими ей чертами:

· На первый план в системе искусства вышла живопись, так как деятели Возрождения стремились познать и отобразить реальный мир как можно точно, а у живописи для этого было больше возможностей и средств.

· Тесная связь науки и искусства.

Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через поиск линейной перспективы на вопросы оптики и физики, через проблему пропорции – в анатомию и математику.

· Титанизм, который проявился в величии, универсальности и многообразии талантов.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - не имеет равных по степени одаренности и универсальности. Сложно назвать отрасль, в которой он не достиг непревзойденного мастерства: художник, теоретик искусства, математик, архитектор, физик, механик, астроном, анатом, физиолог, ботаник и др. В его творческом наследии особо выделяют дошедшие до нас шедевры «Тайная вечеря»- фреску в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане и знаменитую «Джоконду».

Среди новаций Леонардо специалисты выделяют особую манеру письма-«дымчатая светотень», которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

Рафаэль Санти (1483-1520) – младший современник и соотечественник Леонардо.Создатель ряда живописных шедевров, отличающихся изяществом и мягким лиризмом. Величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане.

Микеланджело Буанаротти (1475-1564) – последний титан Возрождения, великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Благодаря росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце получил неофициальный титул лучшего рисовальщика в Италии. Общая площадь фрески, представляющей иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира, составляет 600 кв. метров. Как скульптор Микеланджело прославился благодаря своему раннему произведению «Давид». Но подлинная слава его ждала после строительства здания Собора св. Павла в Риме, который и до настоящего времени является самым крупным католическим храмом в мире.

· Светскость. Наряду с библейскими сюжетами появилась портретная живопись, а росписями украшают не только храмы, но и виллы аристократов.

· Гармоничность. Была обусловлена обращением к античности.

· Акт обновления, первая форма регенерации времени, сознательно возвращавшаяся к античности выражавшая идею обновления.

4.

  Итальянское Возрождение Северное Возрождение
  Смысловая основа   Гуманизм Гуманизм + пантеизм (не отрицание Бога, а растворение его в природе: “Бог во всем и все”)
Характер Эстетический, светский Этический, религиозный
Основные особенности Прославление внешней красоты человека Психологизм, передача характера и внутреннего мира человека
Основные особенности художественной культуры Реализм, материальность Условность, символичность
Специфика художественных жанров Портретная и сюжетная живопись Портрет и бытовая картина, пейзаж (основание – пантеизм: раз “Бог есть во всем” – все достойно изображения)

Но главной особенностью Северного Возрождения стала Реформация – широкое религиозно-идеологическое движение, направленное на обновление католицизма.

Началом ее традиционно считают 31 октября 1517 года, когда безвестный немецкий священник Мартин Лютер прибил к дверям своей церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями, которые прозвучали вызовом Риму, противопоставив ему крепость веры.

Результатом Реформации стал раскол христианского мира, появление протестантизма и ограничение власти римско-католической церкви.

Протестантизм сформировал новую европейскую культуру и новое мировоззрение европейца. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви и утвердился в высшем религиозном убеждении, что только собственный разум и совесть могут диктовать ему, как следует жить. Реформация во многом стимулировала расцвет культуры, прежде всего, взлет философии, науки и появления книгопечатания.

Для истории культуры и человечества в целом в Реформации наиболее значимы следующие моменты:

- идея личной связи человека с Господом без посредничества церкви, что повышало самостоятельность человеческой личности

- перевод богослужения на родной язык верующих (Мартин Лютер перевел Библию на немецкий язык и начал на немецком языке читать проповедь).

С Реформацией тесно связано творчество величайших художников, составивших славу «Северного Возрождения»: немцев Альбрехта Дюрера (портретист, график, разработчик техники офорта – гравюры на меди), Лукаса Кранаха Старшего (портретист и гравер); нидерландцев Иеронима Босха (предтеча сюрреализма) и Питера Брейгеля Старшего.

В Германию идеи гуманизма проникают в ХVI веке. Особенностями является раздробленность и социальный состав гуманистического движения – университетские круги.

Главной чертой гуманизма во Франции является ярко выраженный национальный характер. Это наход


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: