double arrow

Недискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика в отличие от дискреционной основана на встроенных стабилизаторах под которыми понимаются независимые от решений правительства автоматические регуляторы объёма государственных расходов и налоговых ставок, выполняющих в экономике компенсационную роль. Автоматическая стабилизация происходит вследствие того, что ставки налогов и соответственно объём налоговых поступлений, а также значительная часть государственных расходов тесно увязаны с активностью частного сектора. Ставки налогов построены таким образом, что налоговые поступления увеличиваются, когда национальный доход растёт и снижаются при снижении уровня национального дохода.

Трансфертные платежи являющиеся элементом государственных расходов также выполняют определённую стабилизирующую роль. Некоторые из них, например, детские пособия и выплаты на лечение не зависят от колебаний уровня национального дохода. Однако, значительная часть трансфертных платежей (пособия по безработице, дополнительные выплаты и др.) меняется в обратной зависимости от колебаний уровня деловой активности: во время экономического подъёма выплаты сокращаются, а в периоды спада производства растут.

Таким образом:

Автоматические стабилизаторы – этоинституциональные факторы рыночной экономики, которые «сглаживают» экономическую конъюнктуру независимо от текущих решений правительства.

К основным автоматическим стабилизаторам относятся:

1. Прогрессивная шкала налогообложения, с помощью которой во время экономического бума располагаемые доходы домашних хозяйств и нераспределённая прибыль предпринимательского сектора растут медленнее, чем национальный доход вследствие чего сдерживается рост эффективного спроса и устраняется опасность возникновения значительных темпов инфляции. И, наоборот, в период экономического спада эффективный спрос сокращается медленнее, чем падение производства, что сглаживает экономический спад.

2. Система пособий по безработице и материальная помощь бедным слоям населения. Во время спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъёма сокращаются без специальных решений законодательной и исполнительной властей.

3. Функция потребления, основанная на концепции перманентного дохода. В аспекте указанной концепции предполагается, что во время экономического подъёма домашние хозяйства увеличивают своё потребление медленнее роста располагаемого дохода, а во время спада – медленнее сокращают своё потребление по сравнению со снижающимся доходом.

Экономические функции встроенных стабилизаторов выражены графически на рис. 11.2.

G,T

Т

профицит

E

G

дефицит

0 у1 у2 у

Рис. 11.2

При объёме национального дохода , соответствующего полной занятости, налоговые поступления соответствуют государственным расходам и госбюджет балансируется при T = G. Если в экономике происходит спад производства – национальный доход сокращается до уровня у1, ставки налогов автоматически снижаются и соответственно сокращаются налоговые поступления. В результате госбюджет сводится с дефицитом. В условиях экономического подъёма национальный доход растёт до уровня у2 вследствие чего возникает профицит госбюджета.

Встроенные стабилизаторы уменьшают амплитуду колебаний делового цикла. Однако, степень сглаживания конъюнктурных колебаний зависит от угла наклона линий G и Т. Более крутой наклон этих линий соответствует более значительному действию встроенных стабилизаторов и наоборот, если эти линии пересекаются под небольшим углом, стабилизационный эффект будет незначительным. В свою очередь соотношение этих линий зависит от действующего законодательства и экономической политики правительства.

Важно также отметить, что действие встроенных стабилизаторов на колебания уровня деловой активности в целом ограничено. Они способны лишь смягчить негативные последствия таких колебаний, но не устранить их совсем.

5.Государственный долг: причины возникновения и последствия.

Дефицит государственного бюджета приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг представляет собой общую сумму непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленную за всё время существования той или иной страны.

Государственный долг подразделяется на два основных вида – внешний и внутренний. Внешний государственный долг выражает задолженность государства гражданам, учреждениям и организациям других стран. Внутренний государственный долг – это задолженность государства своим гражданам, учреждениям и организациям.

Кроме того, государственный долг подразделяется на рыночный долг, представленный в виде государственных ценных бумаг, продаваемых и покупаемых на фондовой бирже или учётном рынке, а также на нерыночный долг представленный, например, государственными сберегательными сертификатами.

Понятие «государственный долг» может также означать долг государственного сектора экономики, который включает долговые обязательства других государственных органов, например, местных администраций и национализированных отраслей экономики.

Значительный рост государственного долга часто связан с выпуском государственных облигаций в военное время или в периоды глубоких экономических спадов, когда встроенные экономические стабилизаторы автоматически воспроизводят бюджетный дефицит.

Так как используемые правительством методы расчёта позволяют оценить только его расходы (долги), но не активы (или физическое имущество), государственный долг не отражает реальное финансовое положение правительства. В условиях инфляции величина реального государственного долга может быть уменьшена, а реальное сальдо госбюджета даже может стать положительным.

Государственный долг создаёт реальные и потенциальные проблемы:

1. выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, усиливают неравномерность в распределении доходов населения;

2. дополнительные налоги, связанные с выплатой процентов по государственному долгу, могут подорвать стимулы к предпринимательской деятельности, инвестициям, сбережениям и таким образом замедлить экономический рост;

3. часть государственного долга составляют обязательства, находящиеся в собственности иностранцев, так что необходимость соответствующих выплат процентов и суммы основного долга означает передачу части национального продукта другим странам;

4. увеличение государственных расходов может привести к перенесению экономического бремени на будущие поколения.

Совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заёмных средств представляет собой управление государственным долгом. К основным средствам управления государственным долгом относятся: 1) бюджетные средства; 2) выпуск новых займов с целью рассчитаться с держателями облигаций старого займа (рефинансирование); 3) изменение условий займа касающихся доходности государственных ценных бумаг (конверсия); 4) изменение условий займа касающихся его сроков (консолидация).

Неравномерность в распределении национального дохода среди основных категорий населения демонстрируется кривой Лоренца, рис. 11.3.

Кривая Лоренца – это график, отражающий меру неравенства в распределении национального дохода среди населения конкретной страны.

На оси абсцисс данного графика задаётся параметр доли всего населения страны – получателей данной доли национального дохода, а на оси ординат – параметр доли получаемого национального дохода. Каждая точка на кривой Лоренца показывает процент населения, получающий данный процент национального дохода. Кривая Лоренца превращается в демонстративную прямую – биссектрису угла, когда на всех получателей национального дохода приходятся равные его доли, т.е., когда 10% населения получают 10% национального дохода, 20% населения – 20% национального дохода и т.д. Степень отклонения, построенной по данным статистического наблюдения, кривой Лоренца от биссектрисы координатного угла указывает на степень неравномерности распределения национального дохода среди основных категорий населения конкретной страны.

Процент от национального

дохода

Кривая Лоренца

45°


0 процент населения

Рис. 11.3


Сейчас читают про: