Соотношение органов отраслевого

Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов

Все субъекты РФ имеют и самостоятельно формируют собственную систему органов исполнительной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года.

Образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами государственной и территориальной целостности России и распространения её суверенитета на всю территорию; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельного осуществления возложенных на них полномочий и с другими.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключёнными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

На основании Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по взаимному соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Государственно-правовая природа субъектов РФ различна. С одной стороны, национальные республики, вошедшие в состав РФ со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны – края и области – административно-территориальные единицы, живущие по своим уставам, с третьей стороны – автономные образования (область и округ как форма государственного устройства малых народов); в–четвёртых, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

В настоящее время действуют единые правовые нормы, которые определяют административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ. В отношении этих норм прежде всего необходимо обратить внимание на следующее:

а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;

б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта РФ представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

в) конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

г) высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами этого субъекта РФ, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет;

д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта РФ, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта РФ;

е) законодательный орган субъекта РФ устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы социально-экономического развития субъекта РФ, а также бюджет субъекта и отчёт о его исполнении; утверждает схему управления субъектом РФ; определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти; назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица), а также оформляет согласие на назначение их на должность, (если такой порядок установлен); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;

ж) наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта (губернатор, мэр и т.п.);

з) высшее должностное лицо субъекта РФ вносит в законодательный орган субъекта РФ законопроекты о введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты;

и) высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать закон либо отклонить его в срок, не превышающий 14 дней с момента поступления закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклонённый закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, причём высшее должностное лицо не вправе повторно отклонить его;

к) высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ в случае принятия нормативных актов, противоречащих законодательству РФ и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

л) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности и т.п.).

Высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Он участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Основные полномочия последнего состоят в разработке и осуществлению мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, а именно:

1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ и обеспечивает их управление;

3) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

4) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной ему в управление;

5) заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

6) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта высшее должностное лицо субъекта РФ издаёт указы (постановления) и распоряжения.

Федеральным законом от 29 июля 2000 года в рассматриваемый закон введена статья 29.1, устанавливающая ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта РФ и определяющая позицию Президента РФ в этом вопросе.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» Президент РФ:

1) выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в случае непринятия последним мер по приведению изданных им нормативных актов соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает его от должности;

2) вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей.

В свою очередь высшее должностное лицо субъекта, полномочия которого были прекращены указом Президента РФ об его отрешении от должности, вправе обжаловать данный указ в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня его официального опубликования.

Таким образом, налицо принципиальная сходность основных задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Похожи и организационно-правовые формы управления.

В качестве обобщающего вывода можно отметить следующее: основные функции государственного управления практически реализуются на территории субъектов РФ органами исполнительной власти, создаваемыми самими субъектами РФ, определяющими самостоятельно и их административно-правовой статус. Они правомочны решать все вопросы, государственного управления, отнесённые к ведении субъектов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: