Этапы интеграции

Типы интеграционных объединений

Основные типы интеграционных объединений появляются во второй половине 20 В. Каждый из них отражает определенный этап развития интеграционного процесса.

1 этап. На первом уровне страны делают первые шаги к взаимному сближению. Страны заключают преференциальные торговые соглашения. Это соглашения, предусматривающие какие-либо благоприятные условия для данных стран. Такие соглашения предусматривают:

- сохранение национальных таможенных тарифов каждой из стран;

- не создаются межгосударственные органы;

- страны переходят в зоны свободной торговли, в следствие чего происходит полная отмена таможенных тарифов в торговле (также с третьими странами), кроме продукции сельского хозяйства.

2 этап. Страны переходят к созданию зоны свободной торговли, а это – полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговли и сокращение их для третьих стран. Никогда зона СЭВ ни касалась сельского хозяйства.

3 этап. Таможенный союз (ТС) – согласованная отмена группы национальных таможенных тарифов для стран, вводится система нетарифного регулирования для третьих стран. ТС предусматривает беспошлинную торговлю и полное перемещение товаров внутри региона. Этот союз требует создания межгосударственных органов, которые координируют торговую политику стран. Эти межгосударственные органы могут быть представлены совещанием глав правительств и административными органами (в частности общественный таможенный комитет).

4 этап. Общий рынок (ОР) – страны договариваютсяо свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала, рабочей силы). На этом этапе возникает сложная система межгосударственных органов по координации экономической политике. Кроме глав правительств обязательно участвуют главы центральных банков, руководители министерств и постоянно действующий орган – секретариат.

В рамках ЕС – Европейский Совет глав государств и правительств как межгосударственный орган Совет Министров ЕС и секретариат ЕС.

5 этап. Экономический союз. Когда наряду со всеми предыдущими признаками осуществляется координация макроэкономической политики, унификация стран в экономической сфере и особенно в валютной, бюджетной и денежной областях. Координации становится недостаточно, возникают органы, которые могут самостоятельно принимать оперативные решения от лица стран в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие надгосударственные органы могут принимать решения не согласовывая с правительством стран. Сейчас такой орган существует и называется Комиссией Европейского Союза (КЕС).

6 этап. Политический союз (принципиально возможен) – предполагает пердачу большего числа функций правительств надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфигурации и потерю суверенитета государственности. Ни одна интеграционная группа пока такого уровня не достигла.

Точно сказать на каком уровне развития находится данное интеграционное объединение довольно сложно по двум обстоятельствам:

- трудно получить сопоставимую информацию;

- провозглашаются далеко идущие цели, а реальные достижения очень скромные

По данным ВТО в середине 90-х гг. насчитывалось более 30 интеграционных объединений, а в 80-х гг. (5-6). Классификация основных действующих интеграционных объединений по вышеперечисленным параметрам позволяет сгруппировать имеющиеся интеграционные объединения согласно данной типологии.

Зоны свободной торговли: Австралийская, Новозеландская, Балтийская, Центральноамериканский общий рынок, Африканское экономическое сообщество, участниками которой намеревается стать 51 государство, формирование его продолжается уже 8 лет (с 1994 г.). Этот процесс рассчитан на 34 года.

Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются элементы интеграции, является ЕС.

Эффект интеграционного объединения может быть:

- Статическим – экономические последствия проявляются немедленно после создания таможенного союза.

- Динамическим – экономические последствия на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Наибольшее значение имеют результаты торговли среди статических эффектов. Это называется эффект создания торговли. В результате формирования ТС, может возникнуть ситуация, когда товары традиционно закрывались на внутреннем рынке вдруг окажутся дорогие, чем такие же товары, произведенные за рубежом. Если до создания ТС местные производители находились под защитой пошлин, и это было не выгодно, то теперь импортный товар стал дешевле местного. В результате, возник импортный товарный поток, которого раньше не было. И чтобы противостоять этому, местные производители вынуждены использовать ресурсы более эффективно.

Создание торговли – переориентация местных потребителей в смене эффективности внутреннего источника поставки товаров на более эффективный внешний источник (импорт), возникшая в результате устранения таможенных пошлин ТС. Главным признаком возникновения ТС является устранение барьеров во взаимной торговле. И кроме создания торговли это вызывает эффект отклонения торговли.

Отклонение торговли – переориентация местных потребителей с закупкой товара у более эффективного внеинтеграционного источника на менее эффективный внутри интеграционный источник. Это происходит от того, что для трех стран таможенные пошлины устанавливаются более высокие по уровню.

Теория «второго лучшего»

До начала формирования ТС считалось, что свобода торговля ведет к росту благосостояния всех народов. Теория и практика ТС показала, что свободная торговля хороша только для стран, входящих в этот союз, а для трех стран принципы свобод торговли исключаются. Эффект отклонения торговли с импортного источника не менее эффективнее внутреннего может перевесить положительный эффект создания торговли. Такая ситуация свидетельствует о том, что ТС как элемент торговой политики не может трактоваться как однозначно положительное явление в мировой экономике. После политики свободной торговли нет такой альтернативной политики, которая имела бы однозначно позитивное влияние.

Теория «второго лучшего» Дж. Миу 1952 г. Помимо свободы торговли, которая ведет к росту благосостояния всех народов, еще одного варианта торговой политики, которая также бы обеспечила безусловный рост благосостояния, не существует. Хотя интеграция может не являться наилучшим вариантом торговой политики она имеет и позитивный эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: