double arrow

Этапы становления международных корпораций


1 этап (конец XIX – начало XX вв.)Крупнейшие промышленные компании стран запада работали с колониями.

2 этап (между двумя мировыми войнами)Возникают международные военные корпорации.

3 этап (50-е гг.)Сфера массового производства предметов потребления ТНК, создание филиалов в азиатских странах для вывоза грязных производств (Корея, Малайзия, Сингапур).

4 этап (60-е – 70-е гг.)Все ТНК стремятся интегрироваться в экономику тех стран, где функционирует их капитал. В этот период многие оказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, используют научные инженерно-технические кадры и вступают в партнерские отношения с местными фирмами. Происходит отказ от односторонней ориентации. Капитал ТНК начинает действовать в финансовой и торговой сфере, развивает науку, значительные средства вкладывают в процесс стандартизации и унификации.

5 этап. Современный (80-е гг.)Происходят качественные изменения: ТНК работают в рамках общемировой стратегии, занимают ключевые мировые позиции путем осуществления глобального маркетинга, совершенствуют корпоративное управление, развивают НИОКР и постоянные связи с потребителями. Эти (современные) компании используют глобальные факторы производства (капитал, рабочая сила, природные ресурсы). 380 ТНК имеют в руках 40% мирового экономического потенциала и 80% ноу-хау. Также они создали систему общемирового производства, которая имеет свои производства во всех странах мира.

ТНК качественно изменили организацию своей деятельности:

o главными оценочными показателями успешности является обеспечение финансовой устойчивости и максимизация прибыли;

o создание общемировых сетей производства и сбыта, характер производства определяется экономической эффективностью;

o ТНК создают сегодня не только материальное производство, но и сферу услуг (информационных, рекламных, консалтинговых, развитие науки);

o В обрабатывающей промышленности с целью снижения затрат осуществляется новая глобальная комбинация материальных, финансовых и человеческих ресурсов. С тем, чтобы только за счет повышения производительности удовлетворять мировые потребности;

o Увеличение внутрифирменной торговли (30% мировой торговли).

Вывод:современные международные корпорации представляют собой крупные финансово-промышленные объединения, функционирующие на основе централизованного управления и планирования в глобальном масштабе, используют ресурсный потенциал разных стран и способствующие установлению новых соотношений.

29.03.2002

К концу 90-х в мире насчитывалось 64 тысячи ТНК и 690 тысяч зарубежных филиалов. ТНК производили 20% мирового валового продукта. 49 тысяч из 63тыс. - расположены в развитых странах, 11тыс. – в развивающихся и 3 тыс. – в государствах с переходной экономикой.

В число крупнейших ТНК (их 100) входит только одна из развивающихся («Petrolios»): США- 26 компаний, Япония – 17 компаний, страны-члены ЕС -47.

На эти 100 компаний приходится 13% накопленных прямых инвестиций (электронное и электрооборудование – 17 компаний, химические и фармацевтические продукты – 16 компаний, авто – 14, продукты питания и напитки – 10, добыча и переработка плюс сбыт нефти и другого сырья -11, телекоммуникационные услуги – 6 компаний).

ТНК развитых постсоциалистических и развивающихся стран.

1. Китай.

2. Малайзия.

3. Бразилия.

4. Мексика.

5. Венесуэла.

6. ЮАР.

Россия: «Газпром», «Лукойл» и другие нефтяные компании, «Автоваз», «Микрохирургия глаза», «Ингосстрах».

Во всех странах сейчас быстро растет число малых и средних ТНК с небольшим числом филиалов. Именно за их счет увеличилось число ТНК с 35 тысяч до 64 тысяч. Бизнес за рубежом перестал быть прерогативой крупных компаний.

Уровень транснационализации ведущих ТНК мира.

Для его определения используют индекс транснационализации, который показывает уровень транснационализации. ООН рассчитывает как сумму трех величин:

1) доля активов за рубежом в общем объеме активов компании;

2) доля продаж за рубежом в общем объеме продаж компании;

3) доля персонала за рубежом в общей численности персонала компании.

Индекс транснационализации в среднем равен 54%.

«Сигрэм» индекс транснационализации равен 90% (Канада).

«Томсон» индекс транснационализации равен 94,6% (Канада).

«Nestle» индекс транснационализации равен 94,2%: активы равны 41 млрд. долларов (Швейцария). Из них 36 – зарубежные филиалы, торговый оборот равен 52 млрд. долларов, из них 51 – за рубежом, численность 232 тыс. человек, из них 226 – в зарубежных филиалах.

Основные мотивы прямых инвестиций ТНК.

Мотивы (детерминанты), которыми руководствуется ТНК, при создании только расширения филиалов различны:

1) Наличие технологических преимуществ, высокой квалификации управленческого персонала, колоссальные ресурсы капитала заставляет компанию расширять филиалы за рубежом.

2) ТНК имеет преимущество места размещения капитала (масштаб рынка, доходы населения данной страны на душу, возможности поставки из данной страны товаров в другие страны и на мировой рынок, особенности потребительского спроса на местном рынке и их структура).

3) Преимущество местных ресурсов (стоимость природных ресурсов и рабочей силы, стоимость производственной инфраструктуры – порты, дороги, связь, электроэнергетика, наличие ресурсов знаний, особенно технологических).

До второй мировой войны 80% инвестиций направлены в страны, богатые природными ресурсами. В настоящее время происходит выбор из этих приоритетов возможности: в рабочих, знаниях (прежде всего возможность получить новые знания через ведение бизнеса за рубежом).

Слияние и поглощение в ходе осуществления прямых инвестиций.

Зарубежный филиал может возникнуть путем приобретения уже имеющихся предприятий:

1 способ. Слияние части капитала ТНК с капиталом уже существующей компании. В этом случае получается частично принадлежащей ТНК капитал.

2 способ. Полное поглощение фирмы.

За последние 10 лет 50-75% из общего объема филиалов ТНК приобретено этими двумя способами.

По оценке ООН число крупных ТНК должно сохраниться, особенно в автостроении. «Ford» владеет целиком или частично такими компаниями, как «Ягуар», шведской «Астон Мартин», «Вольво», японской «Мазда», а через нее южно-корейской «Киа».

В развивающихся и постсоциалистических странах ТНК покупают местные фирмы в ходе приватизации (Бразилия и Россия).

Одним из положительных моментов деятельности ТНК является:

· Распространение высоких технологий. 1999 г. Объем поступлений в США от продаж патентов и лицензий составил 36 млн. долларов (58% от зарубежных филиалов).

· Мультипликационный положительный эффект (это множитель или коэффициент). 1999 г. Китай: в импорте чисто национальных фирм на машины приходилось 7%, а у иностранных – 14%, следовательно, мультипликационный эффект равен 2.

ТНК изменяют международную торговлю. Олен в своей концепции “международной торговли” использовал тезисы об альтернативности товара (рост экспорта капитала приводит к сохранению экспорта товара). Но последующее развитие мировой торговли это не подводило, показав, что это взаимодополняющее явление. Экспорт капитала является эффективным средством стимулирования экспорта товара.

Внешнеторговые потоки на базе прямых инвестиций все больше определяют торговлю отдельных стран и мировую торговлю: в середине 90-х г.г. на торговлю родительских компаний, их филиалов и филиалов друг с другом приходится 36% товаров экспорта и 43% импорта США.

Современные ТНК более активно используют международное производство, чем международную торговлю. Объем международного производства увеличивается быстрее, чем объем международной торговли.

2000 г.: объем продаж всех зарубежных филиалов в мире равен 13,6 трлн. $, что в 1,5 раза больше объема экспорта, который равен 6,9 трлн. $.

Значит, ТНК – это прежде всего форма движения объема, а точнее его экспорт. Доля ТНК в мировой торговле – 30%.

Типы и структуры ТНК.

1. Этноцентрический тип ТНК – это ТНК, которые создают филиалы за рубежом, чтобы обеспечить себя сырьем или обеспечить рынок сбыта. Зарубежные рынки играют вспомогательную роль, а внутренний рынок – главную роль.

2. Полицентрический – внешние рынки имеют большее значение, чем внутренний рынок страны ТНК. Филиалы не только продают, но и производят продукцию.

3. Регионоцентрический – ТНК ориентируются на рынки определенного региона, где страны интегрируют.

4. Геоцентрический тип ТНК – ТНК представлены централизованной федерацией региональных филиалов. Родительские компания – это одна из подразделений.

Основные виды организационной структуры ТНК:

· Функциональная.

· Дивизиональная.

· Матричная.

· Смешанная.

1. Функциональная.

Середина XX века: у руководителя корпорации имеется в подчинении несколько структурных единиц.

Пример.

Все единицы участвуют во внешнеэкономических связях.

«+» (ослабевают по мере роста компании):

1. узкая квалификация специалистов;

2. высокая конкурентная реакция.

2. Дивизиональная.

05.04.2002

3. Матричная.

Включает в себя дивизиональную и функциональную структуры.

«-»: непроизвольно дублируются функции и может иметь место двойная подчиненность.

4. Смешанная.

Абсолютной централизации подлежат денежные потоки, так как это позволяет перебрасывать их через централизованный Пул, избегая заимствование из вне.

a) Все участники ежедневно посылают в штаб-квартиру сводку о поступлениях и платежах.

b) Штаб-квартира определяет финансовое положение филиалов и минимизирует объем заемных средств.

c) Филиалы должны пересылать излишки своих средств на центральный счет корпорации. Это позволяет рационально распространяться оборотным капиталам корпорации в целом.

d) Ссуды филиалам (кредиты) из централизованного Пула даются на льготных условиях (часто без процентов), поэтому все филиалы заинтересованы в централизации деталей.

e) Все филиалы предоставляют заявки на денежные средства на месяц вперед.


Сейчас читают про: