Отношения ЕС с третьими странами
Политика ЕС в области сельского хозяйства
Сельскохозяйственная продукция стран ЕС недостаточно конкурентно способна на мировом рынке, чем страны ЕС создают благоприятные условия для стран производителей.
В результате проведения согласованной аграрной политики, цены на сельскохозяйственную продукцию значительно превысили общемировые на 30% и более. Также существует абсолютный приоритет закупок сельского хозяйства у фермеров стран ЕС перед импортом.
В последние годы в странах ЕС проводится согласованная политика поддержки мелких фермерских хозяйств и сдерживания перепроизводства путем компенсации. Осуществляется единое финансирование сельского хозяйства через Европейских фонд ориентации и гарантии. На сельское хозяйство рассчитана ½ бюджета ЕС, а ¾ на поддержание цен. Бюджет ЕС формируется за счет добровольных взносов стран членов ЕС. Это денежная сумма, которая целенаправленно расходуется на нужды ЕС.
|
|
В ЕС есть страны «доноры», которые дают в бюджет больше, чем берут (Германия, Франция, Великобритания) и «нетто-получатели» бюджета (Голландия).
Отношения ЕС с третьими странами строятся на разных юридических основаниях.
1. Соглашения с группами стран. В 1989 г. 70 развивающихся стран (Африка, Карибский и Тихоокеанский бассейн) подписали с ЕС конвенцию на 10 лет в соответствии с которой они могли беспошлинно вводить на рынки ЕС свои товары без взятия обратных обязательств.
2. Отношения ЕС – США. Дважды в год проводятся консультации ЕС – США, подписываются соглашения: использование атомной энергии, охрана окружающей среды, рыболовство, биотехнология. «Корень преткновения» - сельское хозяйство, так как ЕС направлен против сельскохозяйственного экспорта из США в Европу.
3. В 90-е гг. ЕС подписал соглашения с Польшей, Чехией, Румынией, Словакией, Венгрией, которые предусматривают создание зоны свободной торговли.
Тема 3. Международные корпорации (ТНК)
Особое место в мировой экономике занимают международные корпорации. Международные корпорации представляют собой два варианта:
1. Корпорация, которая создана в результате объединения капиталов принадлежащих гражданам различных стран.
2. Национальные корпорации, сферой деятельности которых является вся мировая экономика.
Такая структура возникает в результате прямого зарубежного инвестирования, в результате которого создается зарубежное предприятие (ассоциированная компания), в котором прямой инвестор нерезидент владеет менее 50% капитала.
Открытие дочерней фирмы инвестором нерезидентом – его доля более 50%.
|
|
Открытие зарубежного филиала – зарубежный филиал полностью принадлежит прямому инвестору.
Международные корпорации оказывают существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. К международным корпорациям относятся такие корпорации, у которых годовой объем продаж составляет не менее 1 млд. долл. От 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции. ТНК должна иметь за рубежом ¼ своих активов и филиалы в 6 странах.
Все международные компании имеют отличительную особенность – прямое иностранное инвестирование. Мотивом прямого иностранного инвестирования является получение сверхприбыли за счет следующих элементов:
- расширение рынков сбыта;
- доступ к дешевым ресурсам;
- приобретение собственности.
Все эти фирмы занимаются перспективным планированием деятельности и принимают решения по конкретным объемам финансирования исходя из главной цели: обеспечение конкурентных преимуществ в фирме в перспективе.
Трансфертные цены – внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутри корпоративных расчетах по торговым сделкам между предприятиями, входящими в ТНК.
Эти цены формируются не стихийно, а исходя из стратегических целей компании. Они могут отклоняться от мировых цен в ту или иную сторону в зависимости от конкурентных цен. Трансфертные цены во внутрифирменных международных корпорациях используют для:
1. поддержания монополистических позиций на рынке;
2. завоевания новых рынков;
3. снижения налогов и таможенных пошлин;
4. использования различий в темпах инфляций;
5. уклонения от валютного контроля, спекуляций;
6. воздействия на финансовое положение заграничных филиалов за счет перевода прибыли;
7. сокрытия прибыли дочерней фирмы.