Тема № 13. Административный надзор.
Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии.
В случае нарушения правил и условий лицензионной деятельности к лицензиатам могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения, которые заключаются в следующем:
1) предостережение;
2) изъятие документов;
3) изъятие имущества;
4) запрещение эксплуатации;
5) отстранение от работы;
6) приостановление действия лицензии и др.
Граждане и организации, виновные в нарушении прав и условий, могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана, аннулирована лицензия.
Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат:
- неоднократно нарушает лицензионные требования и условия;
- совершает грубые нарушения.
Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки и в письменной форме сообщит об этом, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. При этом субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства.
Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.
Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия.
Отзыв лицензии означает аннулирование данного разрешения навсегда. Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке получить новую лицензию.
Вопросы по теме:
1. Понятие и субъекты административного надзора.
2. Содержание административного надзора.
3. Правовые основы административного производства.
4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
6. Государственный пожарный надзор.
Административный надзор – наблюдение полномочными государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления специальных правовых норм, общеобязательных правил, закреплённых в законах и подзаконных актах.
Основная цель административного надзора – обеспечение законности и правопорядка в государственном управлении.
В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объём надзора будет увеличиваться за счёт сужения объёма контроля. Кроме того, объём надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых – важное условие обеспечение безопасности.
Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В РФ в настоящее время существуют три типа надзора:
1) судебный;
2) прокурорский;
3) административный.
Административный надзор является самым большим по объёму и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается от судебного, и от прокурорского надзора тем, что:
1) властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения органов исполнительной власти;
2) главная цель судебного и прокурорского надзора – обеспечение законности в стране, а административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества, государства (для предупреждения вредных для общества действий, событий, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, взрывов и т. д., уменьшения тяжести их последствий);
3) административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом;
4) административный надзор за конкретными объектами производится систематически, по инициативе самих субъектов, а не только по сигналам и жалобам;
5) административный надзор осуществляется в отношении организационно неподчинённых объектов;
6) административный надзор связан с широким применением мер административного принуждения.
Таким образом, административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.
Субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпизоотий, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. д.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной. И принять меры для устранения обнаруженных отклонений.
В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:
- за неопределённым числом субъектов, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;
- за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.
Существует ещё одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия – надзор за лицами, имеющими судимость, не вставшими на путь исправления. Такой надзор осуществляется ОВД и носит принудительный характер.
Многочисленные надзорные службы можно разделить на три группы:
1) специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственный контроль за соблюдением специальных правил, например Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
2) государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, Российская транспортная инспекция Минтранса России, органы государственного пожарного надзора МЧС России и др.;
3) разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности, например, государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии.
В настоящее время единого правового акта, регулирующего основы административного надзора в РФ нет.
Основными направлениями надзорной деятельности выступают:
- предупреждение (профилактика) правонарушений;
- пресечение правонарушений;
- привлечение к ответственности виновных лиц.
Органы административного надзора осуществляют и нормотворческую деятельность – разрабатывают и утверждают правовые и технико-юридические нормы, правила, издают нормативно-техническую документацию, готовят проекты законодательных актов и т. п.