double arrow

Правовые основы надзорного производства


Содержание административного надзора.

Содержание административного надзора раскрывается через основные направления этой деятельности.

1) Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов.

2) Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность (пропаганда специальных знаний, координацию и методическое руководство деятельностью поднадзорных объектов, учётно-аналитическую работу).

3) Предварительный контроль (проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции, допуск к работе (с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами), выдача разрешений и т. д.). В этом ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймление метрологических средств, ювелирных изделий.

4) Текущий контроль. Представляет собой наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах (представление справок, отчётов, документов, объяснений, проведение обследований, досмотров, экспертиз и т. п.).

Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.

5) Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.

В целях пресечения неправомерных действий субъекты административного надзора используют такие принудительные средства, как предписания, запрещение отдельных видов работ и т. д.

Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.

6) Привлечение виновных к ответственности (в ст. 28.3 КоАП РФ дан перечень органов и должностных лиц, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях).

В главе 23 КоАП РФ перечислены субъекты административного надзора, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Отдельные субъекты административного надзора при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела (ГИБДД, таможенные, пограничные органы).

Административный надзор – необходимое средство обеспечения безопасности граждан, общества, государства. Однако большое число надзорных органов, непродуманность осуществления контрольных мероприятий имеют и обратный, негативный эффект:

- масса времени, сил и средств затрачивается в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает от работы многих работников предприятий и учреждений;

- создаются условия для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции;

- в одних организациях проводятся часто, иногда их проверяют сразу несколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» принят в целях защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия по контролю Закон делит на плановые и неплановые. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановоемероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановые проверки могут проводиться при наличии определённых поводов:

а) выявление в ходе плановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля за устранением таких нарушений;

б) получения информации о возникших угрозах жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;

в) обращения граждан, организаций с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.

Внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора).

Процессуальным основанием для проверки конкретного объекта является акт (распоряжение, приказ) компетентного государственного органа. В акте должно быть указано, когда, где и кем она проводится. Продолжительность мероприятий по контролю не должен превышать один месяц. В исключительных случаях руководителем органа контроля (надзора) или его заместителем срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

Должностное лицо, осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:

1) посещать объекты надзора только во время исполнения служебных обязанностей;

2) предъявлять служебное удостоверение и распоряжение, на основании которого проводится проверка;

3) предоставлять должностным лицам при проведении мероприятий по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

4) знакомить с результатами мероприятий по контролю;

5) по итогам проверки составить акт в двух экземплярах, один из которых вручить под расписку проверяемому лицу;

6) не распространять охраняемую законом тайну;

7) принять меры по фактам выявленных им нарушений;

8) доказывать законность своих сведений, если они будут обжалованы.

Проверяющий не вправе требовать выполнение действий, не относящихся к его компетенции.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учёта мероприятий по контролю, куда вносятся основные сведения о проведённой проверке и её результатах, также представлять документы, информацию, образцы, являющиеся объектами контроля, присутствовать при проведении контрольных мероприятий.

Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители вправе:

1) присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать информацию, относящуюся к предмету проверки;

3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своём ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих их лиц.

4) обжаловать деяния должностных лиц органов контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке.


Сейчас читают про: