Порядок работы автоматического радиокомпаса KR-87

Включение системы осуществляется поворотом по часовой стрелке кремальеры-выключателя, расположенной справа между дисплеем и сдвоенной кремальерой, из крайней левой позиции (OFF) до щелчка, после чего дальнейшим поворотом по часовой стрелке осуществляется усиление аудиосигнала для его прослушивания и идентификации приводного радиомаяка (прослушивание идентификационного сигнала, передаваемого знаками Морзе, возможно при нажатой клавише ADF на пульте аудиопанели). Радиочастота, на которую настроен приемник, постоянно индицируется на левом (рабочем) поле дисплея. Резервная частота индицируется на правом поле дисплея при наличии в средней его части символа "FRQ". Резервная частота не индицируется в режиме FLT (общее время полета), либо ET (интервал времени), но остается в памяти системы. При наличии на экране дисплея символа "FRQ" резервная частота может изменяться за счет вращения по и против часовой стрелки сдвоенных кремальер, расположенных у правого края пульта. Вращением вытянутой внутренней сдвоенной кремальеры осуществляется изменение частоты на единицы кГц. Вращением нажатой внутренней сдвоенной кремальеры осуществляется изменение частоты на десятки килогерц. Вращением внешней сдвоенной кремальеры осуществляется изменение частоты на сотни килогерц до величины 1799 кГц. Резервная частота может быть переведена в рабочую, а рабочая, соответственно, в резервную, то есть поменяться местами на левом и правом полях дисплея за счет нажатия на клавишу FRQ. Резервная частота настройки АРК, находящаяся в памяти системы во время работы таймера, может быть вызвана на экран дисплея нажатием клавиши , затем переведена в положение рабочей частоты вторичным нажатием на клавишу . В то время, как на правом поле дисплея индицируется информация, соответствующая режиму таймера, рабочая частота АРК может изменяться вращением совмещенных кремальер, при этом, находящаяся в памяти системы резервная частота будет оставаться неизменной. Система выключается поворотом кремальеры выключателя против часовой стрелки до щелчка (в положение "OFF"). Индикация времени осуществляется на правом поле дисплея (вместо резервной частоты). Счетчик времени (таймер) автоматически переводится в начало отсчета (от ":00") при прерывании электропитания системы: либо за счет отключения генератора, либо за счет отключения электропитания самолета, либо за счет установки выключателя АРК в положение OFF (выключено). На правом поле дисплея в режиме таймера индицируется либо общее время полета "FLT", либо интервал времени (этапное время)"ET". Нажатием клавиши производится замена индикации "FLT" на "ET" и наоборот. Режим работы таймера индицируется на дисплее символом "FLT" либо "ET" правее поля индикации времени. Отсчет общего времени полета включается при включении в работу системы, производится до ее выключения и индицируется в режиме "FLT". Режим отсчета интервала времени может быть включен с нулевой отметки ":00" нажатием клавиши , режим "ET" включается нажатием клавиши независимо от того, в каком режиме происходила индикация времени к данному моменту. Для активизации режима обратного отсчета времени, необходимо нажать клавишу на две секунды, либо до появления на экране дисплея мигающего символа "ET". После этого, вращая совмещенные кремальеры, выставить начальное время отсчета (максимально возможное время начального отсчета 59 минут, 59 секунд). Выставленное таким образом начальное время будет индицироваться неизменным до нажатия клавиши , после чего активизируется обратный отсчет времени - начиная с выставленного начального значения до ":00" (при этом символ "ET" будет светиться в постоянном режиме. Когда отсчет таймера станет равным ":00", начнется прямой отсчет.

DME

Всенаправленный дальномерный радиомаяк (сокр.РМД, англ. Distance Measuring Equipment сокр. DME) — вид радионавигационной системы, обеспечивающей определение расстояния от наземной станции до воздушного судна. Расстояние отЛА до радиомаяка определяется по измеренному времени, за которое сигнал доходит до радиомаяка, вызывает срабатывание ответчика (принимающего, усиливающего и снова передающего сигнал) и возвращается обратно. Время измеряется как интервал между переданным и принятым импульсами. Точность определения расстояний – около 400 м. Может применяться как самостоятельно, так и в комплекте с VOR (такие комплексы часто называют системами радионавигации VOR/DME) или в комплекте с ILS (ILS/DME).

КГС

(Перенаправлено с ILS)

Курсо-глиссадная система (сокр. КГС, в английской терминологии — Instrument Landing System, ILS) — радионавигационная система обеспечения захода на посадку по приборам.

Наземная часть (СП-50,68,70, 90[1], ILS-G и др.) комплекса состоит из двух радиомаяков: курсового (КРМ) и глиссадного (ГРМ). Каждый радиомаяк формирует пару непрерывных направленных радиосигналов, определённым образом ориентированных относительно земной поверхности (курсовой маяк маяк в горизонтальной плоскости, глиссадный в вертикальной). В каждой из плоскостей, основные лепестки диаграмм направленности (ДН) антенн разведены в стороны друг от друга под небольшим углом, обеспечивая формирование равносигнальных зон. Антенны КГС ориентируют таким образом, что бы пересечение этих плоскостей совпадало в пространстве с линией глиссады. Обе пары сигнала модулированы по амплитуде. Глубина модуляции составляет 20% в курсовом и 40% в глиссадном каналах. Частота модуляции правого и нижнего каналов - 150Гц, левого и верхнего - 90Гц. КГС СП-50 имеет отличие от других систем - верхний лепесток промодулирован частотой 150Гц, а нижний - 90Гц. Курсовой и глиссадный маяки устанавливаются возле ВПП. Первый в противоположном торце ВПП, по осевой линии, глиссадный, сбоку от ВПП на удалении (по оси ВПП) точки приземления от порога ВПП.

Бортовое оборудование ЛА (например Курс-МП, VIM-95 и др.), представляет собой комплекс из двух радиоприёмных устройств с направленными антеннами (курсовая и глиссадная). Для упрощённого рассмотрения принципа работы бортовой части КГС рассмотрим работу курсового канала. В случае, если самолет находится точно на пересечении двух лепестков диаграммы, глубина модуляции обоих сигналов одинакова, а их разность, соответственно равна нулю. Если ЛА отклонился влево или вправо, то один сигнал начинает преобладать над другим. И чем дальше от линии курса, тем больше мощность выходного сигнала. Полярность сигнала показывает в какую сторону отклонение. Глиссадный маяк работает точно по такому же принципу, только в вертикальной плоскости. Выходной сигнал выдаётся на планки командно-пилотажного прибора КППМ, по которому экипаж визуально фиксирует точность захода на посадку.

Рабочий диапазон частот КГС:

§ курсовой канал (40 с нечётными десятыми долями частоты) 108.00-112.00 МГц;

§ канал глиссады 329.15-335.00 МГц;

Дальность действия в соответствии с нормами ICAO:

§ по курсовому каналу - не менее 46км,

§ по каналу глиссады - 18,5км

Согласно документам ICAO КГС делятся на категории.

Стандартная КГС, которая классифицируется как КГС I категории, позволяет выполнять заходы на посадку при облачности не ниже 60 м над полосой и видимости 700 м (2400 фт), либо при видимости 550 м (1800 фт) если есть освещение осевой линии и зоны посадки.

Более сложные системы II и III категории позволяют выполнять посадку при почти нулевой видимости, но требуют cпециальной дополнительной сертификации самолёта и пилота.

Заходы по II категории позволяют выполнять посадку при высоте принятия решения 30м (100фт) и видимости 400м (1200фт).

При посадке по III категории самолёт приземляется с использованием системы автоматической посадки, высота принятия решения отсутствует, а видимость должна быть не ниже 250 м (700фт) по категории IIIa, либо от 50-250 м по категории IIIb. Каждая КГС, сертифицированная по III категории, имеет свои собственные установленные высоты принятия решения и минимумы. Некоторые КГС имеют сертификацию для посадок в условиях нулевой видимости (категория IIIc).

Системы II и III категорий должны иметь освещение осевой линии, зоны посадки и другие вспомогательные средства.

КГС должна выключаться в случае сбоев. С увеличением категории оборудование должно выключаться быстрее. Например, курсовой маяк I категории должен выключиться через 10 секунд после обнаружения сбоя, а маяк III категории должен выключиться менее чем через 2 секунды.

Non-directional beacon (сокр. NDB) - ненаправленный (всенаправленный) радиомаяк или приводная радиостанция (ПРС).

ПРС представляют собой наземные радиопередающие станции, излучающие периодические (телеграфный режим) или тонально-модулированные незатухающие (телефонный режим) колебания, а также позывные сигналы для опознавания (идентификации) радиостанции. Позывные сигналы передаются кодом Морзе тонально-манипулированными колебаниями, причём дальней приводной радиостанции присваивается двухбуквенный позывной, ближней приводной – однобуквенный. диапазон рабочих частот ПРС охватывает участок от 150 кГц (2000 м) до 1300 кГц (231 м).

Дальняя приводная радиостанция с маркером (сокр. ДПРМ). Приводная радиостанция(см.NDB), дополнительно оснащенная маркерным радиомаяком (МРМ). Устанавливается в створе ВПП, как правило, на удалении от её порога 4000 метров. Предназначена для привода самолетов, оборудованных автоматическими радиокомпасами (АРК), в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра и выдерживания направления полета с требуемой точностью при заходе на посадку.

Ближняя приводная радиостанция с маркером (сокр. БПРМ) - Приводная радиостанция(см.NDB), дополнительно оснащенная маркерным радиомаяком (МРМ). Устанавливается в створе ВПП, как правило, на удалении от её порога 1050 метров.

Отдельная приводная радиостанция (сокр. ОПРС). (Зарубежный аналог - NDB). Предназначена для привода самолетов, оборудованных автоматическими радиокомпасами (АРК), в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра и выдерживания направления полета с требуемой точностью при заходе на посадку. Может устанавливаться в зоне или вне зоны аэродрома и служит в основном для пролетающих ВС как радиомаяк ППМ. При установке ОПРС в зоне аэродрома и наличии разработанных специально для данного случая схем захода может использоваться для посадки. ОПРС устанавливается обычно вблизи небольших аэродромов или в населённых пунктах. ОПРС имеет своё название (чаще всего по наименованию населённого пункта) и обозначается кодом из двух (реже трёх) букв, например, QO (ЩО в русском алфавите) — Аксиньино. Идентификатор станции передаётся азбукой Морзе на её частоте.

Всенаправленный радиомаяк (англ. V ery high friquency O mni directional radio R ange сокр. VOR). Обеспечивает выдачу информации об азимуте ЛА. Радиомаяк может работать как самостоятельно, так и в составе с дальномером DME, образуя азимутально-дальномерную систему ближней навигации VOR/DME.

Радиомаяк VOR излучает на одной из 160 несущих частот (в диапазоне от 108 до 117.975МГц с шагом 50КГц) сигналы опорной и переменной фаз частотой 30Гц.

Амплитудно-частотно-модулированный сигнал опорной фазы, содержащий частотно-модулированную поднесущую (9960Гц с девиацией плюс-минус 480Гц) излучается неподвижной всенаправленной антенной. Амплитудно-модулированный частотой 30Гц сигнал переменной фазы излучается вращающейся (30 об/с) направленной антенной с диаграммой направленности в виде "восьмёрки".

Складывающиеся в пространстве диаграммы направленности образуют переменное по амплитуде поле, изменяющееся с частотой 30Гц. Радиомаяк VOR ориентирован так, что фазы опорного и переменного сигналов совпадают в направлении магнитного северного меридиана. В момент, когда максимум диаграммы направленности вращающегося поля направлен туда, частота сигнала поднесущей имеет максимальное значение(1020Гц). В остальных направлениях фазовый сдвиг меняется от ноля до 360 градусов. Упрощённо можно представить VOR как радиомаяк, излучающий в каждом направлении свой индивидуальный сигнал. Количество таких "сигналов-азимутов" определяется только чувствительностью бортового оборудования к величине сдвига фаз, прямо пропорционального текущему азимуту ЛА относительно радиомаяка. В этом контексте, вместо понятия "азимут" употребляется термин радиал (VOR Radials). Принято считать что количество радиалов равно 360. Номер радиала совпадает с числовым значением магнитного азимута.

Бортовой индикатор VOR, помимо указания азимута, позволяет вести ЛА в режимах "от" и "на" радиомаяк по заданному азимуту. Для этого на индикаторе VOR имеются соответствующие планки, показывающие отклонениеЛА от ЛЗП. Соответственно ЛЗП должна проходить непосредственно через сам маяк.

Для опознавания маяков VOR несущая частота манипулируется с помощью азбуки Морзе сигналом частоты 1020Гц. Кроме того, позывные сигналы могут передаваться голосом с помощью магнитной записи.

Подобный принцип построения угломерной системы позволяет, за счёт усложнения наземной части комплекса, одновременно упрощать (читай - уменьшать габариты и массу) аппаратуру, устанавливаемую на борту ЛА. Несомненно, это стало одним из главных факторов, обусловивших широкое распространение систем VOR, в том числе и в малой авиации.

Маяки VOR выпускаются в двух вариантах:

§ категория A (c дальностью действия около 370км при высоте полёта 8-10км для обеспечения полётов по воздушным трассам);

§ категория B (с дальностью действия около 40км для обслуживания района аэродрома).

Из отечественного оборудования, аналогом системы VOR/DME можно назвать РСБН, функциональное назначение которой в общем случае такое же - определение дальности и азимута. Однако, для решения дополнительных навигационных задач (большей частью военных), РСБН построена на других принципах и требует установки на борту совершенно иного оборудования.

Радиовысотомер РВ-5 предназначен для непрерывного автоматического измерения истинной высоты полета самолета в любых метеоусловиях днем и ночью и выдачи экипажу:

- визуальных данных о текущей высоте на стрелочный прибор;

- звукового и светового сигналов о пролете самолета заранее установленной летчиком заданной высоты;

- светового сигнала об отказе радиовысотомера.

Радиовысотомер обеспечивает:

- возможность проверки исправности в режиме встроенного контроля;

- автоматическое отключение электропитания при полете за пределами диапазона измеряемых высот и автоматическое включение электропитания радиовысотомера при снижении до этой высоты.

Все данные выдаются с заданной точностью только при горизонтальном полете самолета и при углах крена и тангажа не более 15°.

Радиовысотомер работает по принципу измерения времени запаздывания отраженного от земли сигнала относительно прямого при постоянной скорости распространения электромагнитных колебаний. Излучаемые передающей антенной частотно-модулированные (ЧМ) колебания СВЧ отражаются от земной поверхности, принимаются приемной антенной и поступают на балансный смеситель (отраженный сигнал). Одновременно на балансный смеситель подаются колебания от генератора передатчика (прямой сигнал) при их излучении к земле. Путъ отраженного сигнала зависит от высоты полета по линейному закону и значительно превышает путь прямого сигнала. За время, прошедшее с момента излучения к земле ЧМ сигнала, частота которого изменяется по пилообразному закону, до момента прихода отраженного сигнала частота генератора изменится. Поэтому на балансном смесителе будут два сигнала различной частоты. Напряжение разностной частоты, пропорциональное высоте полета, преобразуется, фильтруется, ограничивается по амплитуде и поступает на счетчик. На выходе счетчика образуется напряжение, также пропорциональное высоте полета, которое усиливается и поступает на указатель высоты. Для преобразования данных о высоте полета в угол поворота стрелки указателя применяется потенциометрическая следящая система.

В приемопередатчике имеется схема выдачи звуковой и световой сигнализации заданной высоты. При снижении самолета ниже заданной высоты, величина которой задается летчиком на указателе высоты, вырабатывается сигнал +27 В, который поступает на реле времени звуковой сигнализации и в схему световой и звуковой сигнализаций.

Схема звуковой и световой сигнализаций заданной высоты обеспечивает подачу в телефоны левого летчика звукового сигнала частоты 400 Гц в течение 3-9 с и непрерывного светового сигнала на сигнальные лампы (с желтыми светофильтрами), которые находятся на фланце указателей высоты и на световых табло правого и левого летчиков, расположенных на козырьке приборной доски.

Сигнализация о работоспособности радиовысотомера осуществляется при помощи бленкера на шкале указателя. Бленкер (красная шторка) появляется при отказе радиовысотомера, а также при полете на высотах, превышающих диапазон измеряемых высот (750м), и при потере радиолокационного контакта с землей. Автоматическое отключение электропитания радиовысотомера на высотах 2500-3000м происходит за счет сигнала, поступающего от специального устройства, состоящего из реле давления, реле связи и переключателя режимов "РАДИОВЫСОТОМЕР. ГОРЫ - РАВНИНЫ".

ПРИМЕЧАНИЕ: реле давления, реле связи и переключатель режимов "РАДИОВЫСОТОМЕР. ГОРЫ - РАВНИНЫ" могут не устанавливаться.

Аудиопанель GMA-1347 из руководства по гармину

Аварийный радиомаяк - из РЛЭ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: