Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности

Вопросы

1. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы разви¬тия личности

2. Обучение как целенаправленный процесс развития личности

3. Воспитание и формирование личности.

4. Воспитательные функции социальной среды. Социализация и ее факторы

Проблема развития личности - наиболее сложная и дискуссионная среди проблем педагогической теории и практики. Эта проблема рассмат¬ривается многими науками.

Следует различать понятия «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Многие ученые утверждают, что индивидом рожда¬ются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Мы часто употребляем понятия: развитие, формирование, социализация. Они не си¬нонимичны и их также следует различать. Более подробно остановимся на развитии.

Развитие - это универсальное свойство природы, человека, общества. В философском понимании развитие - это высший тип движения, измене¬ния материи и сознания, переход от одного качественного состояния к дру¬гому, от старого к новому. В психологии это понятие употребляется, когда речь идет о каком-либо изменении: прогрессивном или регрессивном. В педагогике - это качественно-количественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие - это процесс количественно-качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах че¬ловека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие - это морфологические, физиологиче-ские и биохимические изменения. Социальное развитие - это психические, интеллектуальные, духовные изменения.

Результатом развития является становление человека как биологиче¬ского вида и социального существа.

Процесс развития личности объясняется по-разному. Существует три концепции: биологическая, социальная и биосоциальная.

В соответствии с биологической концепцией человек - это биологи-ческое существо. На его природной сущности, потребностях, влечениях, инстинктах строится все поведение и этим же определяется развитие, вое- питание, по их мнению, может лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Социологическая концепция основана на представлениях о том, что человек, рождаясь как биологическое существо, постепенно социализиру¬ется под воздействием среды общества, ближайшего окружения; среда - определяющий фактор формирования личности, воспитание призвано кор¬ректировать характер влияния среды; яркое проявление биологической сущности человека говорит о низком уровне развития.

Биосоциальная концепция утверждает, что человек - существо био-логическое и социальное. Психические процессы имеют биологическую природу; направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления в результате объективных и специально организо¬ванных воздействий социальной среды.

Движущие силы развития личности - противоречия: общие и инди-видуальные; внешние и внутренние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: