Вопросы
Лекция № 3. Современное состояние образования
1. Анализ состояния современной практики образования
2. Основные положения новой образовательной парадигмы
3. Национальная система образования в Республике Беларусь (само¬стоятельное изучение)
4. Мировые тенденции развития высшего образования
5. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь
Основными целями функционирования системы образования в об-ществе выступают:
- подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;
- обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечело¬веческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведе¬ния;
- воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.
В настоящее время усиливается направленность системы образова-ния на потребности человека и ценности национальной и мировой культу¬ры, обеспечение условий для непрерывного образования.
Ситуация, сложившаяся сейчас в системе образования РБ, оценива¬ется как достаточно стабильная. Это объясняется тем, что:
- образование - это одна из социальных областей, которая функцио¬нирует достаточно стабильно;
- республика имеет достаточно высокие показатели по уровню обра¬зованности населения среди развитых стран (по итогам участия школьни¬ков, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах).
Тем не менее, в образовании все же существуют как позитивные, так и негативные тенденции развития.
Позитивные тенденции:
- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, на¬правленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;
- вариативность и разноуровневое^ содержания образования, введе¬ние новых специальностей и специализаций учебных дисциплин;
- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов, программ, учебно-методических комплексов по предметам;
- дифференциация сети учреждений образования, становление него¬сударственных образовательных учреждений;
- переход вузов на 2-ступеньчатую подготовку специалистов, отве-чающую международным требованиям;
- разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспе¬чения и управления качеством образования;
- использование учреждениями образования дополнительных источ¬ников финансирования (доход от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства).
Негативные тенденции:
- отрицательное влияние современной школы на здоровье (неспособ¬ность справиться с учебной программой, сложные и перегруженные про¬граммы и учебники, чрезмерная учебная нагрузка (40 - 42 ч. в неделю у старшеклассников);
- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведе¬нием, который порождает страх и напряжение, конфликтность; в силу это¬го затрудняется возможность полной самореализации, развитие умствен¬ных сил, способностей и дарований учащихся в полной мере;
- унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ог¬раничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ;
- бюрократизм и формализм в системе образования, проявляющиеся в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм - превраще¬ние урока в центральное звено УВП школы, причем традиционного урока, что препятствует формированию личности школьника. Предметоцентризм - набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин носит информативный харак¬тер, слабо реализуются межпредметные связи;
- недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;
- продолжающийся отток преподавательских кадров из системы об¬разования, феминизация и старение педагогического корпуса;
- кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и со-циально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окруже¬ния.
Наметился кризис дополнительного образования, особенно из-за низкого дохода большей части населения РБ.
В условиях кризиса формируются негативные черты растущей лич-ности.
Поэтому возникает необходимость разработки новой образователь¬ной парадигмы, которая должна предполагать реализацию деятельностно- го содержания обучения, а также создание и внедрение развивающих тех¬нологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, обще- ственно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятель-ности.