double arrow

По характеру продаж


С точки зрения ценообразования и характера конкуренции

Виды рынков

Основные экономические агенты

Условия функционирования рыночной экономики

Рынок

Существует несколько определений.

1 – это физическая площадь, где совершаются сделки

2 – это особое взаимодействие между продавцом и покупателем.

3 – это организационная структура, посредством которой взаимодействуют продавец и покупатель с целью определения цены и объёма продаж-покупок.

Чтобы произвести обмен- нужны следующие условия.

- многообразие форм собственности и наличие частной собственности.

- наличие конкуренции

- наличие мотива прибыльности

- наличие рыночной инфраструктуры

- домохозяйства

-фирмы

- государство

Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, которая производит и реализует экономические ресурсы и использует полученные за них деньги для приобретения ТиУ, удовлетворяющих потребности человека.

Фирма– цель: получение, извлечение прибыли

Государство –это все государственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над участниками экономической деятельности, для достижения общественных целей

главная цель – максимизация благосостояния граждан

сферы влияния –

- оборона

- экология

- образование

- здравоохранение

- социальная помощь и др.

Различают

- в зависимости от объектов купли-продажи:

1. рынок товаров и услуг

2. рынок капиталов

3. рынок ценных бумаг

4. рынок труда

- в зависимости от географического положения

1. местный рынок

2. региональный

3. внутренний или же региональный

4. внешний или мировой

1. рынок совершенной конкуренции

2. рынок не совершенной конкуренции

3. чистая монополия

4. монополистическая конкуренция

5. олигополия

- по отраслям:

1. компьютерный рынок

2. с/х рынок

3. нефтяной рынок и т.д.

1. оптовый

2. розничный

Чтобы определить, в какой степени преобладает конку­ренция на том или ином рынке, они характеризуются по сле­дующим признакам:

-по количеству фирм, представленных на рынке,

-характеру производимой продукции (однородная или дифференцированная),

- наличию или отсутствию барьеров на пути вхождения фирм в отрасль или же выхода из нее,

- по степени доступности экономической информации участни­кам рынка.

Конкуренция – это экономическое соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и получения прибыли

По вышеприведённым признакам можно выделить следующие рынки:

а) Рынок совершенной (свободной) конкуренции является идеальной моделью рыночной экономики, характеризуется следующими признаками:

— большое количество продавцов и покупателей на рынке;

— на рынке производится однородная, т.е. одинаковая по свойствам и качеству продукция, торговые знаки и марки отсутствуют;

— неспособность отдельного продавца повлиять на цену, сложившуюся на рынке продукции, так как доля покупок или же продаж каждого участника не велика;

— полная свобода «входа» на рынок и выхода с рынка, т.е. легко организовать или закрыть дело.

- следующий признак- абсолютная мобильность ресурсов

- каждый участник рынка имеет полную информацию о ценах, качестве товара, объемах продаж

- свободное ценообразование (без вмешательства гос-ва)

- идеальный рынок аполитичен , то есть участников рынка не интересует национальность,

партийная принадлежность, семейное положение, поступки и т.д.

б) Рынки монополистической конкуренции, олигополии и аб­солютной монополии относятся к рынкам несовершенной кон­куренции. (См. самостоятельно)


Сейчас читают про: