double arrow

Правило максимизации прибыли

Производство экономических благ

Виды предприятий.

ТЕОРИЯ ФИРМЫ

Различают

- с точки зрения размеров: Мельчайшие (от 1 до 19 человек)

Мелкие (20-99)

Средние (100 -499)

Крупные (500 и более)

Выделяют в России предприятия малого бизнеса

Критерии для выделения малого бизнеса:

- размеры фирмы

- конкурентная позиция на рынке

- предельный объем продаж

- организационно-правовой статус (юр. лицо или нет)

Мелкие предприятия –являются фундаментом рыночной экономики, они многочисленны.

Предприятия, фирмы производят экономические блага.

Если объем использования ресурсов известен, то цель- максимизировать результат, если известен результат (которого не­обходимо достичь), то цель- минимизировать объем ресурсов.

Деятельность фирмыможет обозначать как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покупку продукции с целью ее последующей перепродажи.

В современном обществе любая фирма производит, как правило, не одно, а ряд экономических благ, однако в целях упрощения предполагается, что производится лишь один товар (или услуга).

Закон убывающей предельной производительности :

С ростом использования какого-либо производственного фактора (при неиз­менности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой до­полнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. Т,е. увели­чение использования одного из факто­ров (при фиксированности остальных) приводит к последовательному снижению отдачи от его применения.

Правило наименьших издержек— это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар (марка, рубль и т. д.), затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу — одинаковый предельный про­дукт.

Разница между доходом (выручкой), которую приносит ресурс в производстве, и издержками, связанными с его использованием определяет степень его использования т.е. показывает в какой степени тот или иной ресурс нужен в производстве.

Рациональный производитель стремится максимизировать эту разность.

ВЫБОР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Дано: два переменных фактора,

объем производства представляет величину постоянную.

Предположим, что в производстве жевательной резинки используются только два ресурса — F1 и F2, например труд и капитал (рис. ).

 
 


При заданной технологии один и тот же выпуск продукции (10 тыс. жевательных резинок) может быть обеспечен с большим применением капитала (как в точке А) или с большим привлечением труда (как в точке D). Возможны и промежуточные варианты (точ­ки В и С). Соединив все соче­тания ресурсов, использование которых обеспечивает одинако­вый объем выпуска продукции, получим изокванты.

Изокванта, или кривая постоянного (равного)продукта —кривая, представляющая собой бесконечное множество комбинаций факторов производства (ресурсов), обеспечивающих одинаковый выпуск про­дукции.

Изокванты для процесса производства означают то же, что и
кривые безразличия для процесса потребления.

Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции, например 20 тыс. жевательных резинок, 30 тыс. и т. д. Однако в отличие от кривых безразличия, где суммарное удовлетворение потребителя точно измерить нельзя, изокванты показывают реальные уровни производства: 10 тыс., 20 тыс., 30 тыс. и т. д. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании опре­деленных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант

Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек, или изокоста). Если Р1 — цена фактора производства №1 а Р2 — цена фактора №2 то, располагая определенным бюджетом С, наш производитель может купить X единиц фактора ф1 и Y единиц фактора,ф2

Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволя­ет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресур­сов.

Рис.Равновесие производителя – точка Т

 
 


Фактор ф1 X


Сейчас читают про: