double arrow

Совокупное предложение

Рис. 43. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

Рис. 42. Совокупный спрос

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р). Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку.

Отметим, что факторы, влияющие на кривую спроса на отдельный товар, не имеют смысла при рассмотрении совокупностей. На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

- эффект процентной ставки, смысл которой заключается в том, что при увеличении цены процентная ставка увеличивается, следовательно, величина инвестиций, согласно кривой инвестиционного спроса - уменьшается, отсюда, по основному макроэкономическому уравнению:

Y=C+I+G+X

При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y);

- эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков. При росте цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы;

- эффект импортных закупок. Суть этого эффекта в том, что изменение цен в одной стране приводит к изменениям объема экспорта при неизменных ценах за рубежом, что в свою очередь влияет на расходы населения внутри страны. Так, например, при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров - с другой;

- убывающий наклон кривой совокупного спроса можно объяснить через количественную теорию денег, которая выражается равенством:

М х V=Р х Y

где: М - количество денег,

V - скорость обращения денег,

Р - уровень цен,

Y - реальный объем производства.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 43-45).

Каковы причины сдвижки? Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

Y=C+I+G+Xn

Изменение любого из четырех компонентов при P приводит к изменению Y.

Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя:

1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств (С) - когда изменяются: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных расходах (I) - когда изменяются: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности;

3) изменения в государственных расходах (G);

4) изменения в расходах на чистый объем экспорта (Xn): национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

Совокупное предложение (AS) отражает связь между совокупным объемом выпуска и уровнем цен в экономике. Можно сказать, что совокупное предложение - это общее количество благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном уровне цен. Объем выпуска фирм, разумеется, зависит от цен, которые устанавливаются на их товары и услуги на рынке. Предложение в макроэкономике отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой на продукт (Р) и количеством предлагаемого продукта (Y).

На уровень предложения влияют цены на продукцию и затраты на факторы производства.

Совокупное предложение следует рассматривать отдельно в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Это объясняется большой значимостью влияния изменений количества факторов производства.

На графике совокупное предложение имеет несколько необычный вид. Можно выделить три участка кривой (рис. 46).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: