double arrow

Модели человека в экономической теории


Внимание современной экономической науки к человеку резко возросло. Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности и прежде всего хозяйственной сделали необходимым при научном оснащении экономической жизни использовать индивидуальное представление о человеке, действующем в конкретной системе исторических явлений. Важнейшей задачей экономической теории является анализ соотношений целей хозяйствующих индивидов и целей экономической системы, в которой развертывается эта деятельность. Среди многочисленных направлений моделирования человека, разработанных и разрабатываемых экономической наукой можно выделить четыре:

1. представлено английской классической школой, манжинализмом и неоклассикой. Манжинализм – один из критиков политической экономии, основанной на использовании предельных величин для исследования экономических законов и категорий. Во главе угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится материальный, прежде всего денежный, интерес, являющийся главным мотивационным стимулом «экономики» человека. При этом предполагается такой уровень интеллекта информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию целей экономических агентов в условиях свободной конкуренции. Экономическая система выступает как простая совокупность хозяйственных субъектов, ничем не реформированная рыночная структура которой не терпит никакого воздействия извне (например, со стороны государства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия. Анализ экономического поведения людей в рамках модели «экономического» человека предполагает использование постулата о рациональном поведении человека. В его основе лежит стремление индивида получить максимальный результат при минимуме затрат в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Идея о рациональном экономическом поведении людей в системе рыночного хозяйства является важной, ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической политики возможно только тогда, когда полагается, что человек ведет себя экономически рационально.




2. Присуще кейнсианской школе, институционализму, исторической школе. Институционализм – течение в экономической теории, возникшее в конце 19-начале 20 века и основанное преимущественно на экономическом наследовании сущности и движущих сил экономических процессов капитализма. Историческая школа – направление экономической теории, возникшее в середине 19-го века в Германии. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными, в частности мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных целей вследствие недостаточной информированности хозяйственных субъектов, несовершенства их интеллекта, эмоциональности, стереотипности поведения, зависимости от привычек, религиозных установок и т.д., в этих условиях представляется невозможным достижение целей через свободную конкуренцию. В названных моделях общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические процессы государства.



3. Было разработано Марксом, социально-экономическое учение которого предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от так называемого простого товаровладельца до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капиталы.

4. Представлено принципиально новой моделью субъектов социально-экономического процесса, отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности в направлении возрастания значения тех ее составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Новой модели присуща значительная информированность о мире. Эта модель социально-индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми нежесткими границами между социальными общностями.



Заслуживает внимания и такая специфическая модель, как советский экономический человек, уходящая своими корнями в сталинский тоталитарно-репрессивный режим и являющаяся интегральной составной частью командно-административной системы. Эта модель характеризуется раздвоенностью целевой функции экономического поведения индивида, определяемого стремлением к личному благосостоянию. Труд на государство сопровождается жесткими ограничениями и уравнительностью государственного распределения его результатов в условиях отрыва непосредственного производителя от средств производства, поэтому здесь доминируют стремления к минимизации трудовых затрат, господствуют иждивенческие настроения, ожидание скромного, но твердо гарантированного вознаграждения не за результаты, а за само участие в трудовом процессе. Интеллектуальные способности работника используются слабо, часто для того, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны многочисленных чиновников, начальства, для обхода их указаний, обмана, приписок и т.д. Создается благоприятная почва для группового эгоизма, противопоставляющего интересы отдельных коллективов государственным. Раздвоенность целевой функции советского экономического человека не только снижает общую эффективность функционирования экономики, но и вызывает губительные нравственные изменения.

Каково значение этих моделей? Анализ их позволяет не только реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития цивилизации, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточной степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.

Основы общественного производства







Сейчас читают про: