Система методов макроэкономического прогнозирования

В макроэкономическом прогнозировании насчитывается около 150 различных методов, при помощи которых исследуются перспективы развития экономических процессов. Среди них можно выделить три группы методов, имеющих комплексный характер: экспертных оценок, моделирования и экстраполяции (см. рис.3).

 
 

 
 


Рис. 3. Методы прогнозирования.

Особенности метода экстраполяции.

Метод экстраполяции - условное продолжение в будущее, выявленных в прошлом и в настоящем тенденций и закономерностей развития экономических явлений и процессов.

Чаще всего метод экстраполяции применяется для прогнозирования количественных изменений тех объектов, тенденции развития которых можно представить при помощи математической статистики.

Общая схема данного метода.

1. Постановка задачи прогноза, выдвижение гипотез о возможном состоянии прогнозируемого объекта, анализ факторов, влияющих на развитие данного объекта.

2. Сбор и систематизация количественных показателей, характеризующих развитие прогнозируемого объекта за определенный период времени, унификация (приведение к сопоставимым характеристикам) единиц измерения этих показателей. Собранные показатели оформляются в виде динамического временного ряда, т.е. системы количественных показателей, характеризующих прогнозируемый объект во времени.

3. Обработка динамического временного ряда для выявления устойчивой закономерности развития прогнозируемого объекта (тренда) и представления этой закономерности в формализованном виде (напр. математической функции).

Для выявления устойчивой закономерности осуществляется, как правило, процедура сглаживания колебания показателей динамического временного ряда при помощи:

а) метода наименьших квадратов, который предполагает нахождение расчетных значений тренда, сумма квадратов отклонений которых от исходных значений динамического временного ряда стремилась бы к минимуму:

S= ∑ (хi – xJ)2 min, где:

S – величина отклонений;

хi – расчетное значение тренда;

xJ – исходное значение динамического временного ряда; i, j = (1… n).

б) метода скользящих средних, предполагающего разбивку динамического временного ряда на укрупненные группы и вычисление для каждой из этих групп среднего значения (скользящая средняя первого порядка). Полученные данные образуют новый динамический ряд (но уже с меньшим количеством переменных), где находится устойчивая тенденция. Если это невозможно, то вычисляется скользящая средняя второго порядка, третьего и т.д.

4. Продолжение найденной устойчивой тенденции в будущее (в соответствии с заранее выбранным сроком прогноза) и вычисление значения прогнозируемого показателя.

Недостатки метода экстраполяции.

1. Эффективен только в краткосрочном прогнозировании, так как за более длительный период объект прогноза подвергается значительным количественным и качественным изменениям по сравнению с прошлым периодом.

2. Не в полной мере учитывает многостороннюю связь прогнозируемого объекта с другими экономическими явлениями и процессами, что может значительно повлиять на точность прогноза.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого реального объекта на другом, искусственном объекте, специально созданном для его изучения.

Особенности метода моделирования.

1. Эффективность метода зависит от достаточно высокой степени соответствия исследуемого объекта и созданной для этого модели. В различных отраслях науки подобное соответствие достигается за счет сходства модели и реального объекта по одной или нескольким следующим характеристикам:

а) физической, когда объект и модель имеют единую физическую природу (напр. самолет и его модель. Анализ технических характеристик самолета производится на специальном стенде за счет испытания модели);

б) функциональной, когда объект и модель в полной мере или частично выполняют подобные функции (напр. процессы мышления человека и процессы, происходящие в ЭВМ);

в) математической, когда развитие объекта прогноза и модели может быть отражено при помощи одной и той же математической функции.

В экономическом прогнозировании наиболее часто модель имеет сходство с реальным экономическим процессом или объектом на основе функциональной или математической зависимости. Именно поэтому, наиболее распространенными видами моделей являются:

· Эконометрическая модель – система формализованных соотношений, отражающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему (напр. модели экономического роста);

· Имитационная модель, позволяющая определять будущие тенденции прогнозируемого объекта на основе наблюдения за изменениями, происходящими в самой модели. (Частным примером имитационной модели можно назвать «деловую игру»).

2. Экономическое моделирование позволяет более полно (по сравнению с методом экстраполяции) реализовать принцип системности прогнозирования. Это достигается за счет факторного анализа, предполагающего получение перспективных оценок прогнозируемого объекта на основе анализа динамики развития факторов, находящихся с объектом прогноза в определенной взаимосвязи (например, двухфакторная модель Кобба-Дугласа, где прогноз объемов производства находится за счет вычисления будущих объемов труда и капитала, применяемого в процессе производства).

3. Экономическое моделирование позволяет отслеживать различные варианты будущего состояния прогнозируемого объекта (за счет изменения характеристик самой модели), что дает возможность выбрать наиболее оптимальный из них для данных условий.

Недостатки моделирования.

1. Модель никогда не сможет отразить всех черт реальности, поэтому факторы, не учтенные при построении модели, могут приводить к уменьшению точности прогноза.

2. Не достаточная эластичность и точность при прогнозировании на длительный период.

Метод экспертных оценок предполагает получение необходимых данных о будущем развитии изучаемого объекта или о возникновении новых явлений и процессов за счет опроса ученых и специалистов-практиков, имеющих значительный опыт и которые могут выступать в качестве эксперта в своей области деятельности.

Наиболее распространенные экспертные оценки – коллективные, эффективность которых определяется выполнением ряда требований.

Методологические требования к коллективным экспертным оценкам.

1. Соблюдение количественных и качественных критериев при формировании экспертной группы.

Оптимальный количественный состав группы экспертов по эмпирическим наблюдениям должен составлять: для очных форм экспертизы – 5-7, макс. 10-15 чел., для заочных – 20-30, макс. 60-80 чел.

Качественный состав группы экспертов определяется при помощи следующих процедур отбора экспертов:

А) объективной, предполагающей использование организаторами экспертизы специальных методик отбора (документальной – отбор экспертов по их формальным признакам: ученая степень, звание, стаж работы, пол, возраст, количество опубликованных работ и т.п.; экспериментальной – проверка компетентности эксперта за счет тестирования и т.п.);

Б) субъективной процедуры, предполагающей привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов (тайное или открытое голосование претендентов на роль эксперта, самооценка экспертов и т.п.).

На практике используют обе процедуры, при ведущей роли объективной.

2. Выбор оптимальной процедуры работы экспертной группы.

На практике применяются процедуры работы экспертов, отличающихся по:

А) характеру контактов экспертов друг с другом (очные и заочные экспертизы);

Б) возможности самообучения экспертов в процессе экспертизы (одноразовые и многоразовые (в несколько этапов) экспертизы).

3. Обработка результатов экспертизы.

Некоторые виды экспертиз (метод Дельфи) предполагает анализ высказанных экспертами мнений. Для того, чтобы данный анализ был более эффективен, вопросы, которые предлагаются экспертам, составляются таким образом, чтобы на них можно было дать ответ в количественной форме (напр.: вопрос - какая вероятность того или иного события, предполагает варианты ответов по бальной системе – от 0 до 10 баллов).

Обработка результатов экспертизы осуществляется по следующим направлениям:

А) получение характеристик усредненного значения мнений экспертов (напр. суммируются баллы, предложенные экспертами по предыдущему вопросу, а сумма делится на количество экспертов. Таким образом, полученный балл будет отражать обобщенное мнение экспертов по данной проблеме);

Б) измерение степени разброса мнений экспертов при помощи, в частности, методов среднеквадратического отклонения, нахождения коэффициента вариации и т.п. Если разброс мнений экспертов (расхождение в оценке того или иного события) слишком велик (напр. коэф. вариации больше 30-40%), то считается, что точность этой экспертизы не высокая и, как правило, проводится новая экспертиза по данной проблеме.

Особенности отдельных видов коллективных экспертных оценок.

Метод комиссии – в течении одного или нескольких заседаний совместное обсуждение экспертами проблемы прогноза, при котором вырабатывается согласованное мнение.

Преимущества метода:

1. Простота проведения обсуждения, отсутствие больших организационных и финансовых затрат.

2. Обеспечивает быструю обратную связь и быстрое самообучение экспертов.

3. Относительно не продолжителен во времени.

Недостатки метода.

1. Не все эксперты в равной мере участвуют в обсуждении проблемы.

2. На мнение экспертов могут оказывать влияние не только научные аргументы, но и субъективные факторы (авторитет и заслуги коллег, ранее высказавшие мнение по проблеме, инерция, присущая человеку при публичном отказе от своего мнения и т.п.)

Метод мозговой атаки – коллективное обсуждение проблемы, в процессе которого стимулируется творческая активность экспертов в целях получения качественно новой информации.

Особенности метода.

1. Категорический запрет на критику любого мнения, высказанного во время заседания экспертов, какое бы негативное впечатление оно не произвело.

2. Максимальная краткосрочность экспертизы (не более 1.5 –2 часов), учитывая крайнюю умственную напряженность экспертов при такой форме организации работы.

3. Четкая формулировка проблемы прогноза и требование не отклонятся от нее по ходу дискуссии.

4. Предоставление экспертам возможности для дополнительных высказываний в процессе заседания и после его окончания.

5. Критический анализ всех высказанных мнений на их практическую реализуемость производится после завершения заседания.

Метод Дельфи – последовательное анкетирование мнений экспертов по проблеме прогноза.

Особенности метода.

1. Анонимность экспертов.

2. Проведение экспертизы в несколько туров.

3. Использование результатов предыдущего тура экспертизы для уточнения или изменения своего мнения по обсуждаемой проблеме.

4. Обработка количественных результатов экспертизы.

5. Сложность подготовки экспертизы (подготовка вопросов) и высокие затраты на ее проведение.

6. Большая продолжительность во времени.

Тема 6. Макроэкономическое планирование как инструмент государственного управления экономикой.

1. Сущность, система, принципы и функции макроэкономического планирования.

2. Отличительные черты и особенности директивного и индикативного планирования.

3. Методы планирования.

4. Методология разработки индикативного плана.

1. Сущность, система, принципы и функции макроэкономического планирования.

Макроэкономическое планирование (индикативное) – процесс формирования системы параметров или индикаторов, характеризующих будущее состояние экономики страны, а также определение мер государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью достижения указанных параметров.

Функции планирования.

1. Аналитическая - анализ нынешнего состояния и перспектив развития национальной экономики в целом и ее отдельных сфер.

2.Информационная – предоставление экономическим субъектам информации о состоянии и перспективах развития национальной экономики для принятия ими собственных обоснованных управленческих решений.

3. Целеполагающая – определение тактических и стратегических целей развития национальной экономики.

4. Практическая - определение правил и нормативов деятельности государственных и частных предприятий, а также общих условий развития национальной экономики.

Принципы планирования.

1. Научной обоснованности – разработка и реализация планов должно базироваться на использовании объективных экономических законов, анализе тенденций научно-технического прогресса, обоснованной информации о текущем и перспективном положении дел в национальной экономике и т.п.

2. Оптимальности – план должен являться результатом выбора наиболее оптимального в данных условиях варианта достижения поставленной цели.

3. Сбалансированности – план должен обеспечивать определенное соотношение между желаемыми целями экономической политики и возможностями национальной экономики для их достижения, способствовать движению национальной экономики к равновесному состоянию.

4. Сочетание рекомендательности и директивности. Планирование должно носить рекомендательный характер для субъектов, не участвующих в реализации плана и директивный - для тех субъектов (прежде всего государственных), которые являются его участниками. Некоторые положения планов носят директивный характер для всех субъектов национальной экономики (напр. бюджетное планирование в части нормативов отчислений из доходов в государственный бюджет);

5. Адресности – выполнение плановых заданий, конкретных программ, заложенных в плане, должно предполагать конкретного субъекта их реализации.

Система макроэкономического планирования.

Виды планов можно классифицировать по следующим признакам:

1. По срокам планирования:

а) краткосрочное (до 1 года);

б) среднесрочное (до 5 лет);

в) долгосрочное (свыше 5 лет).

Краткосрочное и долгосрочное планирование призвано реализовать намеченные цели правительства по достижению в национальной экономике 4 макроэкономических показателей: стабильности цен, постоянных темпов экономического роста, полной занятости и сбалансированности платежного баланса. Долгосрочное планирование носит стратегический характер и формирует концепцию социально-экономического развития страны на перспективу; в качестве главных объектов планирования – НТП и структурные изменения в национальной экономике.

2. По уровню (масштабам) планирования: национальное, отраслевое, межотраслевое и региональное (определение аналогично соответствующим видам прогнозирования).

3. По методологии реализации планирования: директивное и индикативное.

2. Отличительные черты и особенности директивного и индикативного планирования.

Проанализировать особенности директивного и индикативного планирования можно по следующим основным отличительным признакам:

А) По характеру планирования:

Индикативный план – носит в основном рекомендательный характер и помогает развитию частного бизнеса за счет его информирования о потенциальном спросе в рамках национальной экономики и ее отдельных рынков, о состоянии рынка рабочей силы, инфляционных процессах и т.п.;

Директивный план – носит обязательный характер, плановые задания имеют силу закона для предприятий.

Б) По средствам реализации:

Индикативный план – реализуется преимущественно при помощи экономических методов, предполагающих применение мер экономической заинтересованности для субъектов плановых заданий.

Директивный план – реализуется преимущественно при помощи административных средств управления и контроля за выполнением плановых заданий.

В) По роли в механизме регулирования экономических процессов:

Индикативный план – носит вспомогательный характер в механизме такого регулирования, так как главенствующее место занимают механизмы саморегулирования рынка.

Директивный план – является центральным звеном государственного управления всей национальной экономики.

Г) По объектам воздействия:

Индикативный план – оказывает опосредованное воздействие на микроуровень национальной экономики, так как объектом воздействия, прежде всего, является совокупный спрос, а в долгосрочном периоде и совокупное предложение.

Директивный план – оказывает прямое воздействие на спрос и предложение предприятий, а через них прямо формирует объемы совокупного спроса и совокупного предложения (обычно совокупный спрос больше совокупного предложения, что объясняет дефицитность командно-административной экономики).

Д) По методике составления:

Индикативный план – составляется на основе выбора одного из альтернативных прогнозных вариантов развития национальной экономики, учитывающих объективные экономические законы.

Директивный план – разрабатывается по принципу планирования от достигнутого, носит затратный, валовой характер.

3. Методы макроэкономического планирования.

Наиболее распространенными методами планирования являются:

Балансовый метод - выявление и обеспечение социально-экономических пропорций и связей за счет построения системы балансов – таблиц, отражающих движение и использование соответствующих экономических ресурсов. Наиболее распространенными видами балансов являются: финансовые (бюджет), материальные и внешнеэкономические (платежный баланс).

Значение балансового метода.

1. Метод научного обоснования плана, т.к. на его основе определяется соответствие намечаемых планом заданий характеру объективных экономических законов.

2. Балансовый метод выступает основным методом координации и увязки целей развития национальной экономики с наличием необходимых для их реализации ресурсов.

3. Обеспечивает согласование между темпами развития отдельных отраслей и регионов.

4. Показывает неиспользованные резервы национальной экономики, а также ее сектора, где нарушено равновесное состояние.

Нормативный метод – определение и использование системы норм и нормативов. Существуют следующие виды норм и нормативов в планировании:

А) Нормы и нормативы, отражающие целевые задачи плана (нормы среднемесячных поступлений в бюджет, нормы среднемесячных темпов экономического роста для выполнения целей финансового плана и плановых заданий экономического роста, соответственно и т.п.).

Б) Нормативы, используемые в технико-экономических расчетах (нормы амортизации, нормативы отчислений от прибыли, нормативы использования природных ресурсов и т.п.)

Значение нормативного метода.

1. Выполняет расчетную функцию планирования, т.к. служит количественной мерой связи объективных экономических категорий и соответствующих им показателей (деньги и размер денежной эмиссии, налоги и научно-обоснованные ставки налогообложения и т.п.).

2. Выполняет лимитирующую функцию планирования за счет установления пределов в использовании экономических ресурсов (мин. зар. плата, норматив предельных выбросов в атмосферу, норматив предельного уровня дефицита бюджета и т.п.).

3. Выполняет регулирующую функцию планирования за счет установления порядка финансовых взаимоотношений субъектов национальной экономики с бюджетом (норматив отчисления от прибыли, дохода, амортизации и т.п.).

Моделирование – воспроизведение характеристик экономического объекта на искусственном объекте (модели), специально созданном для его изучения.

Моделирование является наиболее распространенным методом планирования. Примером модели в планировании является модель Леонтьева.

Модель Леонтьева.

Данная модель на основе установления зависимости между производственными затратами и объемом производства показывает условия межотраслевых пропорций, обеспечивающих равновесие на всех товарных рынках.

Yi = ∑aij х yj + xi, где

Yi, yj - объемы производства в отраслях j и i, соответственно;

aij - коэффициент прямых затрат, показывающий количество продукта i, затраченного на производство единицы продукта j

xi - величина продукта i –й отрасли, направляющегося на конечное потребление.

4. Методология разработки индикативного плана.

Не смотря на специфику национального планирования можно выделить ряд общих черт разработки и реализации индикативного планирования в современных условиях.

Этапы разработки индикативного плана.

1. Прогнозно-аналитический - определение допустимого набора вариантов развития национальной экономики на основе анализа специфики исследуемых процессов в прошлом и настоящем, предвидения их протекания в будущем.

2. Формирование концепции социально-экономического развития страны – подготовка материалов для принятия государственного решения по одному из возможных вариантов развития национальной экономики, определение экономической стратегии государства и обоснование принципов экономической политики страны.

3. Разработка государственных целевых программ – обоснование целевых программ, определение по каждой из них количественных и качественных параметров: объема и структуры необходимых ресурсов, возможные сроки реализации, конкретные субъекты, участвующие в выполнении программ и т.п.

4. Сводные расчеты – обеспечение согласования общего замысла будущего развития национальной экономики, выраженных в концепции соц.эк. развития, с системой адресных заданий экономическим субъектам, определенной в целевых комплексных программах.

Методы реализации индикативного плана.

1. Юридические:

а) принятие различных законов, регламентирующих экономическую деятельность;

б) установление различного рода нормативов;

в) применение штрафных санкций.

2. Экономических методов: денежные субсидии, регулирование цен, дополнительные налоги или налоговые льготы, ускоренная амортизация, государственные заказы и т.п.

3. Административных методов, предполагающих контроль со стороны органов управления за условиями выполнения плановых заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: