Анализ сложившегося распределения грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта

Рациональное распределение перевозок между основными видами транспорта.

III. РАЗВИТИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОНКУРЕНЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА.

ЛЕКЦИЯ 9

Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются объем перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах), выполняемые тем или иным видом транспорта. Наиболее обобщающим из этих двух натуральных показателей является грузооборот, учитывающий не только объем перевезенных грузов, но и дальность их перевозок. На грузооборот всех видов транспорта большое влияние оказывают размещение производительных сил, освоение природных богатств в новых районах, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства и товарооборота в стране.

Общая направленность изменений хозяйственных связей за последние 10 лет заключается в резком снижении абсолютных размеров перевозок и грузооборота на всех видах транспорта (примерно на 40%) при относительно небольших изменениях доли каждого вида транспорта в транспортной работе.

На транспортном рынке России по объему транспортной работы (грузообороту) товароперевозящей системы страны ведущее положение занимает железнодорожный транспорт. При этом если для объективности сравнения исключить работу морского транспорта в заграничном плавании и внутрипроизводственные (технологические) перевозки автомобильного транспорта, доля железных дорог во внутреннем грузообороте составит две трети.

На второе место по размерам транспортной работы в России вышел трубопроводный транспорт. С учетом грузооборота магистральных нефтепроводов его доля в работе транспортной системы страны составила 30 %, а доля железных дорог снизилась до 48,7 %.

В определении места и роли того или иного вида транспорта на транспортном рынке большое значение имеет средняя дальность перевозок грузов. Так, если на железных дорогах она составляет около 1223 км, то по автомобильным перевозкам — примерно 21 км. В связи с этим автомобильный транспорт, занимая первое место по объему перевозимых грузов среди всех видов транспорта, по грузообороту находится на четвертом месте после железных дорог, трубопроводного и морского транспорта.

Необходимо отметить значительный рост средней дальности перевозок грузов за последние годы на железнодорожном, морском и других видах транспорта. Такой рост дальности перевозок при общем снижении их объемов объясняется резким увеличением экспортных перевозок, особенно топливно-сырьевых грузов, ростом встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок (ориентировочно они возросли более чем в 2 раза и составляют примерно 15—18 % грузооборота железных дорог).

Средняя дальность перевозок грузов на морском транспорте самая высокая — примерно 4000 км. Это объясняется значительной долей дальних внешнеторговых перевозок (почти 70%), выполняемых морским торговым флотом. Однако его общие объемы перевозок, особенно в каботажном плавании, в последние годы снижаются.

Несмотря на наличие в России большого количества судоходных рек, на долю внутреннего водного транспорта страны приходится относительно небольшой объем перевозок, что связано с несовпадением направлений течения рек и основных массовых грузопотоков. Вместе с тем в некоторых районах, например на севере Сибири и Дальнего Востока, в Поволжье, в Северном районе, он является основным либо одним из основных видов транспорта при массовых перевозках грузов в период навигации.

Воздушный транспорт пока мало используется для грузовых перевозок (его доля в общем грузообороте 0,05%). Основное его назначение — пассажирские перевозки.

В последнее время при перевозке контейнеров, строительных материалов, комплектующего оборудования, продовольствия, фруктов и овощей потребители часто стали выбирать автотранспорт, в том числе и в дальних междугородных сообщениях. Он обеспечивает более скоростную, сохранную доставку грузов "от двери до двери" и, как правило, "точно в срок", хотя она и дороже, чем по железной дороге.

Развитие конкуренции и взаимодействия между видами транспорта должно быть направлено на улучшение транспортного обслуживания страны. Более стабильно работает автомобильный транспорт общего пользования, находящийся в государственной собственности и осуществляющий примерно 24% всех автомобильных перевозок в стране.

На речном транспорте основную массу перевозок осуществляют акционерные речные пароходства.

В перспективе следует ожидать некоторых изменений места и роли отдельных видов транспорта в грузовых перевозках. Это связано с развитием как конкуренции, так и научно-технического прогресса на транспорте.

Для каждого вида транспорта характерна своя структура грузопотоков, хотя в целом перечисленные группы грузов составляют основу объема перевозок (83 — 92%) на указанных видах транспорта. На железных дорогах наиболее значительны перевозки строительных материалов, каменного угля, нефтегрузов (в основном продукция нефтепереработки), железных руд, черных металлов и хлебных грузов; для речного транспорта наиболее характерны перевозки минеральных стройматериалов и лесных грузов; для морского транспорта — наливные (нефтегрузы), стройматериалы, руды и хлебные грузы.

Анализируя грузопотоки по видам транспорта, выделяют, прежде всего, универсальные виды транспорта общего пользования — железнодорожный, внутренний водный и морской, осуществляющие массовые и, как правило, первичные перевозки грузов. Перевозки автомобильным транспортом, который выполняет значительную часть повторных перевозок, анализируют отдельно. Выделяют также перевозки трубопроводным транспортом, который перемещает только определенные продукты. Так, 62,5% нефтегрузов транспортируется по трубопроводам.

Характеристика грузопотоков по основным массовым грузам определяется объемами, направлениями и условиями перевозок разнообразной продукции различными видами транспорта по территории страны. Мощность и направления грузопотоков зависят от размещения производительных сил, интенсивности, специализации и особенностей производства и потребления различных видов продукции, наличия и состояния транспортной инфраструктуры по регионам, развития, международных транспортно-экономических связей. В связи с распадом СССР и разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками на транспорте России произошли существенные изменения не только в объемах, но и в структуре и направлениях основных грузопотоков. Так, вместо сократившихся потоков донецкого угля из Украины в центральные районы России увеличены грузопотоки этого топлива из Кузбасса и Печорского бассейна. Резко возросли потоки нефти, газа и угля из восточных районов страны в страны СНГ и на экспорт в дальнее зарубежье, в основном в Западную Европу и страны Азии.

В связи с развитием конкуренции между видами транспорта некоторые транспортные компании, не считаясь с расходами, берут на себя полный цикл перевозок "от двери до двери", хотя по экономическим соображениям более эффективно взаимодействие разных видов транспорта. Это относится к грузопотокам угля, леса и стройматериалов, ранее осуществлявшимся в смешанных железнодорожно-водных сообщениях в Волго-Камском бассейне (такие перевозки сейчас уменьшились почти вдвое). Из-за неразработанности экономических механизмов управления и государственного регулирования железные дороги в некоторых случаях для обслуживания клиентуры на концах железнодорожных маршрутов приобретают небольшие парки автотранспорта, производительность которых значительно ниже, а себестоимость выше, чем крупных автокомбинатов. В то же время автомобильный транспорт выполняет весьма дальнепробежные перевозки грузов, которые из-за технических особенностей автотранспорта значительно дороже, чем аналогичные перевозки по железной дороге. Для автомобильного транспорта такие перевозки выгодны, но они невыгодны клиентуре и обществу в целом, так как увеличивают цену товаров и услуг для населения.

Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, отличающиеся по стоимости, скорости, регулярности и комфорту.

Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугороднем, пригородном, и внутригородском сообщении.

В настоящее время первое место по числу перевезенных пассажиров занимает автомобильный транспорт. С учетом внутригородских перевозок он обеспечивает перевозку свыше 90% пассажиров.

По пассажирообороту первое место занимает автотранспорт – 37%, второе место - железнодорожный. Но, если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то первое место занимают железные дороги, доля которых в пассажирообороте увеличится до 30%, третье место занимает воздушный транспорт. Доля воздушного транспорта в общем пассажирообороте составляет 11%. Число пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, в последние годы упало почти в 3 раза. Причины: повышение стоимости билетов, снижение платежеспособности населения, снижение безопасности полетов и качества обслуживания пассажиров. Доля перевозок речным и морским транспортом составляет менее 1%.

2. Нерациональные перевозки: их сущность и виды.

К нерациональным перевозкам относятся излишне дальние, встречные, повторные, а также излишне распыленные.

Излишне дальними считаются такие перевозки, которые не вызываются размещением производительных сил и являются результатом несовершенства систем планирования снабжения, сбыта и перевозок, или прямых ошибок при составлении и выполнении соответствующих планов. Вместе с тем имеются условно излишне дальние перевозки, когда они вызываются размещением производительных сил и пока не могут быть заменены более короткими.

Встречные перевозки одинаковых грузов по одной и той же линии являются наиболее распространенными нерациональными перевозками и в значительной степени вызываются ведомственной разобщенностью. Бессмысленность их очевидна, и они составляют частично категорию ненужных перевозок вообще, а частично должны и могут заменяться более короткими с ликвидацией факта встречности.

Наряду с явными существуют и скрытые встречные перевозки, когда один и тот же груз перевозится во встречном направлении, но по разным (параллельным) линиям. Такие перевозки имеют место, как в рамках отдельных видов транспорта, так и в рамках единой сети путей сообщения. В последнем случае каждый вид транспорта как бы свободен от нерациональных перевозок, а с позиций государства в целом встречность несомненна. Это обстоятельство требует комплексного подхода к анализу грузопотоков и планированию перевозок. Разновидностью скрытых встречных перевозок являются так называемые перекрещивающиеся перевозки.

Распыленными перевозками считаются такие, когда из каждого пункта отправления одноименный груз мелкими партиями направляется многочисленным потребителям. На железных дорогах и водном транспорте дробность потоков вызывает потери времени и средств на последующее накопление грузов для организации маршрутной перевозки в крупных составах (судах), обеспечивающих более полное использование грузоподъемности транспортных средств и более быстрое продвижение грузов в пункты назначения.

К настоящему времени на всех видах транспорта накоплены данные, отражающие фактическое исполнение планов перевозок. Анализ этого материала позволяет выявлять и устранять нерациональные перевозки. Задача заключается в том, чтобы непрерывно следить за плановыми и исполненными грузопотоками, сопоставлять их между собой и анализировать с позиций рациональности для государства в целом.

Большое значение в этом отношении имеет установление так называемых нормальных потоков, разрабатываемых в рамках соответствующих транспортных министерств по согласованию с ведомствами и предприятиями и объявляемых ими в виде обязательных руководств для работников транспорта и клиентуры. «Нормальные потоки» составляются для отдельных родов груза на основе рационального прикрепления пунктов производства к пунктам потребления, которое в последние годы оптимизируется при помощи методов линейного программирования с использованием ЭВМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: