double arrow

Опасность, риск, безопасность, чрезвычайные ситуации

Цель, задачи курса, объекты и предметы изучения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, закономерности их появления и способы защиты от них в любой среде обитания.

Для современного состояния БЖД как научной дисциплины характерно объединение таких наук, как охрана труда, охрана окружающей среды, гражданская оборона, эргономика, инженерная психология, гигиена труда, физиология, социология, акустика, теория надежности и др.

Как всякая наука, БЖД имеет свою цель, задачи, объект и предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель курса «Безопасность жизнедеятельности» исходит из определения БЖД и представляет собой достижение социально приемлемого уровня безопасности человека в любой среде обитания.

Достижение сформулированной цели курса БЖД осуществляется путем решения трех задач.

1. Идентификация опасности.

Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

В целях адекватной идентификации опасности систему «человек – среда обитания» в процессе анализа подвергают декомпозиции на элементы, позволяющие однозначно определять опасности и их опасные сочетания (рис. 1.1). В условиях определенной деятельности эти элементы конкретизируются. Поэтому при проектировании деятельности необходимо с достаточной степенью детализации выделить элементы и, пользуясь соответствующим источником информации, найти их опасные свойства.

 
 


1 – человек

2 – предметы труда

3 – средства труда

4 – энергия

5 – технология

6 – продукт труда

n – другие элементы (флора, фауна, информация, коллектив, климатические условия и др.)

Рис. 1.1. Схематическое изображение элементов системы «человек – среда обитания»

2. Защита от опасности (разработка средств и методов защиты).

3. Ликвидация потенциальных опасностей (предотвращение возможных ситуаций, при которых опасности могут проявиться).

Каждая из трех задач может быть и научной, и практической. К научной задаче относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде закона, теоретического описания технологического процесса, математического описания явления и т. п. К практической задаче относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий, при сохранении его здоровья и работоспособности. Задачи курса решаются при помощи соответствующих средств познания (теория, практика, лаборатория).

Объектом изучения БЖД является среда обитания человека. По происхождению (генезису) среда классифицируется на производственную и непроизводственную.

Предметами изучения БЖД являются: объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере; анатомо-физиологические способности человека переносить воздействия опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях; средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные основы БЖД.

Понятие опасности. У каждого человека свое, субъективное представление об опасностях и их возможных последствиях. Мы по-разному относимся к одной и той же опасности, а нередко не придаем ей должного значения и поступаем себе во вред. Так, более половины дорожных происшествий происходят по вине пешеходов.

Опасность – это такое воздействие, которое может причинить человеку боль, вызвать повреждение органов, стать причиной заболевания, травмы. Опасность может проявиться и в отдаленном временном периоде.

Опасности разделяются на природные и антропогенные.

Природные опасности: землетрясения, грозы, наводнения, сели, ураганы. Особый вид опасностей связан с флорой и фауной. Некоторые микро- и макроорганизмы могут вызывать опасные заболевания. Человек может быть источником опасности для других людей.

Антропологические опасности связаны с определенным видом деятельности человека, т. е. имеют свою «профессию». К ним относятся техногенные, химические, социальные и пр.

Опасности бывают непосредственные и косвенные.

Повышенная температура, влажность, скорость движения воздуха, чрезмерный шум и вибрация, электрический ток, ионизирующие излучения и т. п. действуют на живой организм непосредственно, вызывая те или иные ощущения.

Косвенные опасности воздействуют на человека не сразу, а через какой-то промежуток времени или через другие объекты и явления.

Опасности различают по величине, длительности действия, вероятности возникновения, наносимому ущербу.

Все опасности носят стохастический характер, т. е. они могут проявляться или не проявляться по отношению к человеку. Следовательно, возникает проблема определения допустимого (приемлемого) риска.

Риск – количественная оценка опасностей. Это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час). При оценке риска могут приниматься во внимание различные категории последствий: смертельные травмы, тяжелые травмы, заболевания, материальный ущерб и т. п.

Пример 1. Ежегодно в условиях производства России погибает 8 тыс. человек. Общая численность работающих – 80 млн. человек. Риск гибели человека на производстве

.

Пример 2. Ежегодно в России вследствие несчастных случаев, аварий, стихийных бедствий и прочих происшествий погибает 300 тыс. человек. Общая численность населения 140 млн. человек. Риск гибели жителей страны

.

Пример 3. Ежегодно в условиях производства России травмируется 400 тыс. человек. Общая численность работающих 80 млн. человек. Риск травмирования человека на производстве

.

Имеются данные значений риска смерти человека для различных видов деятельности. По данным ВОЗ для группы стран (США, Швеция, Великобритания, Франция) среднее значение риска смерти мужчин составляет: от болезней – 1 × 10-4, вследствие природных катастроф 0,1 × 10-4, в результате несчастных случаев 9 × 10-4. Сравнение значений уровней риска, их анализ позволяют делать заключения о состоянии безопасности того или иного вида деятельности с учетом экономических, технических и гуманистических соображений.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью (риском) исключается реализация потенциальной опасности.

Чрезвычайная ситуация – это внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность населения, функционирование экономики, на социальную сферу и окружающую среду.

Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Все эти бедствия принято объединять понятием чрезвычайной ситуации (ЧС). Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои причины возникновения, движущие силы, особенности воздействия на человека и среду его обитания.


Сейчас читают про: