Личностные факторы возникновения конфликтов.
Социально-психологические причины возникновения конфликтов
Организационно-управленческие причины конфликтов
Объективные факторы возникновения конфликтов.
Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
Причина - явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. Причины могут быть:
- внешними и внутренними;
- всеобщими и единичными;
- материальными и идеальными;
- объективными и субъективными и т. д.
Их классификация может проводиться по разным основаниям и не должна считаться законченной.
Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей.
|
|
В общем смысле причина конфликта — это то явление, которое предопределяет его появление, то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность.
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества.
Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес.
Конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.
Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.
Классификация противоречий
Не менее многообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт.
В общем смысле противоречие есть взаимодействие противоположно направленных тенденций, стремлений и действий, находящихся вместе с тем в единстве. По своему характеру они могут быть:
1. внутренними и внешними;
2. антагонистическими и неантагонистическими;
3. основными и неосновными;
4. объективными и субъективными и т.д.
Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, организации, общности или общества в целом. К таковым, например, относятся противоречия, возникающие между начальником и подчиненным внутри организации.
Внешние противоречия возникают между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами. Однако следует иметь в виду, что внешние и внутренние противоречия воздействуют друг на друга.
|
|
Антагонистические противоречия — выражаются в таком конфликте, участники которого имеют непримиримо враждебные интересы.
Неантагонистические противоречия между интересами участников конфликта — т.е., которые допускают согласование, «примирение» интересов оппонентов. Главная особенность заключается в возможности компромиссов.
Основные противоречия играют решающую роль в возникновении и развитии конфликта и характеризуют взаимодействие между основными его участниками.
Неосновные противоречия лишь сопутствуют конфликту.
Объективные противоречия обусловлены объективными факторами, то есть такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. Поэтому избежать объективных противоречий нельзя. Они будут возникать до тех пор, пока не ликвидирована сама причина такого противоречия, которая также носит объективный характер.
Субъективные противоречия обусловлены такими факторами, которые, напротив, зависят от воли и сознания людей. Это противоречия, вызванные несовместимостью характеров, различием в манерах поведения, мировоззрениях, ценностных ориентациях.
Кроме названных можно выделить: 1) главные и второстепенные; 2) постоянные и временные; 3) всеобщие, особенные и единичные; 4) коренные и некоренные противоречия.
Противоречия интересов как фундаментальная причина конфликтов не возникают на пустом месте. Они складываются по поводу самых различных факторов, которые можно подразделить на: 1) объективные и 2) межличностные.
Возникновения и развития конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
1. собственно объективных;
2. организационно-управлнеческих;
3. социально-психологических;
4. личностных.
Первые две группы носят в основном объективный характер, третья и четвертая- субъективный характер.