Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов. (см. Рис. 2)
Рисунок 2. Динамика конфликта
Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта.
Предконфликтная ситуация включает следующие этапы:
1. возникновение объективной проблемной ситуации. (еще не осознано и конфликтных действий нет);
2. осознание объективной проблемной ситуации. (принять меры для разрешения противоречия);
3. попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. (убеждении, разъяснении, просьбе и пр);
4. возникновение предконфликтной (наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам).
Осознание причин конфликта. Осознание может быть адекватным и неадекватным.
Общая логика профилактики конфликта на этом этапе должна включать следующие действия со стороны его участников:
1. переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;
2. сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии — выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;
3. выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;
4. разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имеющихся проблем, не доводя дела до конфликта.
Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, наступает предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт.
На этой стадии развития конфликта каждый оппонент старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников. С этого момента противоборствующие оппоненты становятся «врагами».
Открытый конфликт включает в себя этапы:
1. инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.
2. эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;
3. сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;
4. завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся).
Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. На этой стадии главные участники конфликта не демонстрируют себя.
После инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта, если предотвратить развитие конфликта не удалось, то конфликт переходит в следующую стадию – эскалация.
Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны:
1. сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения;
2. вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который постепенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;
3. рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;
4. переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;
5. рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризации;
6. применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;
7. потеря первоначального предмета разногласий — противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли;
8. расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения;
9. увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.
Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать.. На этой стадии противоборства возможны самые различные ситуации, такие как:
1. явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;
2. очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками;
3. обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
4. появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.
Послеконфликтная ситуация.
Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:
1. частичная нормализация отношений;
2. полная нормализация отношений.