double arrow

Фазы и стадии развития конфликта


Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздей­ствием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов. (см. Рис. 2)

Рисунок 2.Динамика конфликта

Предконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действи­тельность конфликта, который не возникает на пустом месте, а выз­ревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к проти­воборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скры­ты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это пери­од накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его на­зывают латентным периодом конфликта, предконфликтным перио­дом или инкубационным состоянием конфликта.

Предконфликтная ситуация включает следующие этапы:

1. возникновение объективной проблемной ситуации. ( еще не осознано и конфликтных действий нет);

2. осознание объективной проблемной ситуации. ( принять меры для разрешения про­тиворечия);




3. попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию некон­фликтными способами. ( убеждении, разъяснении, просьбе и пр);

4. возникновение предконфликтной ( наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам).

Осознание причин конфликта. Осознание может быть адекватным и неадекватным.

Общая логика профилактики конфликта на этом этапе должна включать следующие дей­ствия со стороны его участников:

1. переговоры и договоренности относи­тельно степени опасности предконфликтной ситуации и возможно­сти возникновения конфликта в будущем;

2. сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии — выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;

3. выяснение степени вероятности и возможности бесконфликт­ного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

4. разработку конкретных задач и действий по конструктивному разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имею­щихся проблем, не доводя дела до конфликта.

Открытый конфликт.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, наступает предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт.

На этой стадии развития конфликта каждый оппонент старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников. С этого момента противоборствующие оппоненты становятся «врагами».

Открытый конфликт включает в себя этапы:



1. инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.

2. эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфлик­та, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;

3. сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использо­вание силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижа­ется, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;

4. завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к по­иску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в резуль­тате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся).

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой ста­дии являются: «разведка», сбор информации об истинных возмож­ностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. На этой стадии главные участники конфликта не демонстрируют себя.

После инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к комп­ромиссу между субъектами конфликта, если предотвратить развитие конфликта не удалось, то конфликт переходит в следующую стадию – эскалация.

Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппо­нентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны:



1. сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более при­митивным формам отражения;

2. вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который по­степенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представ­ление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода кон­фликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;

3. рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;

4. переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;

5. рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поля­ризации;

6. применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;

7. потеря первоначального предмета разногласий — противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основ­ной роли;

8. расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоре­чиям, возникновению множества разных точек столкновения;

9. увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.

Завершение конфликта

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене цен­ностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать.. На этой стадии противоборства возможны самые раз­личные ситуации, такие как:

1. явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

2. очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками;

3. обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сто­рон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

4. появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.

Послеконфликтная ситуация.

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряжен­ности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:

1. частичная нормализация отношений;

2. полная нормализация отношений.







Сейчас читают про: