Философия социального партнерства
Лекция 16. Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений
Выбор стиля поведения
Согласно ряду эмпирических исследований, на практике преобладают поиск компромиссов, а также уклонение от прямых столкновений. В целом же на выбор стиля поведения в конфликтах влияют прежде всего следующие четыре фактора:
- размер ставки, которую можно выиграть или проиграть в результате конфликта. При возможности получить крупный выигрыш или при минимальном ущербе в случае неудачи чаще выбирают силовой стиль, борьбу;
- ресурсы, определяющие возможность соперничества и вероятность победы;
- наличие взаимных, пересекающихся интересов у участников конфликта. При наличии общей заинтересованности в сотрудничестве в неконфликтных сферах выбор падает, как правило, на «мягкие» стили конфликтного поведения, и напротив, в случае противоречивости прямо не участвующих в данном конфликте интересов используются более жесткие методы борьбы;
- культура, традиции: комплекс отношений как участников конфликта, так и их окружения.
Учитывая действие этих факторов, ориентация на силовое достижение собственных целей и игнорирование интересов оппонента формируется примерно так. Сначала определяется размер ставки и возможного ущерба в случае поражения. Затем линия поведения корректируется с учетом собственных ресурсов и силы оппонентов (прогнозируется вероятность победы). Далее уточняется весь комплекс интересов в отношении соперника. Наличие совпадающих интересов побуждает к сотрудничеству, их полярная направленность усиливает стремление к соперничеству. Характер сложившихся отношений и принятые в данной социальной среде нормы поведения либо ведут к сотрудничеству, либо подталкивают к борьбе.
|
|
1. Философия социального партнерства
В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Философия этого феномена выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства.
Проблема сущности и условий согласования интересов различных социальных групп, сотрудничества труда и капитала рассматривалась в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна и других.
Философию партнерства характеризует ее содержание:
- преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
|
|
- согласование социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов;
- согласование критериев и показателей социальной справедли вости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
- утверждение системы общечеловеческих ценностей в производ стве и в других сферах общественного труда;
- участие наемных работников в управлении.
Опыт подтверждает, что механизм социального партнерства помогает обеспечить:
взаимную заинтересованность наемных работников ипредпри нимателей в эффективном экономическом росте, вповышенииконкурентоспособности производства, в социальном благополучии и укреплении демократии;
рост трудовой и социальной активности, оздоровлениепроцес са конкуренции;
улучшение условий труда и жизни;
снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов, перевод забастовочных ультиматумов в конструктивные предложения.
Объективные и субъективные предпосылки социального партнерства зародились при возникновении профессиональных и предпринимательских союзов, когда государство вынуждено было стать арбитром в конфликтах между трудом и капиталом. Однако сам феномен социального партнерства утвердился под влиянием катастрофических социальных потрясений первой половины XX в. Экономические кризисы и депрессии остро поставили вопрос о переходе от конфронтации к созидательной политике, элементами которой являются:
сильное дозированное государственное регулирование социаль но -экономических процессов;
менеджеризм, демонополизация и поддержание конкурентной среды; многообразие и равноправие форм собственности;
стимулирование научно-технического прогресса и инновационное программирование;
международная интеграция;
социальное партнерство как механизм выработки взаимоприемлемых решений.
Социальное партнерство, по выражению французских социологов, означает переход от «конфликтного соперничества» к «конфликтному сотрудничеству». При этом жесткое противостояние работников и работодателей остается, но исключает разрушительные насильственные действия и ведется в рамках добровольной договорной основы.
В России начало разработки концепции социального партнерства относится к 1991 г., когда был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»; в 1992 г. в соответствии с Указом была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Формирование системы социального партнерства натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, под сильным воздействием отечественных олигархов и международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками.
Чтобы преодолеть этот монополизм государства и его негативные последствия, профсоюзы добиваются:
- равноправия и полномочия сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, принятии решений и контроле за их выполнением;
- соблюдения норм законодательства и наложения штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон;
- добровольности принятия обязательств;
- паритетности в достижении договоренностей, неприемлемости ущемления какой-либо стороны.
Важной составной частью политики профсоюзов в этой области является требование выполнения федеральной трехсторонней комиссией следующих функций:
|
|
ведение переговоров по определению минимальной заработной платы; выработка критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости; проведение консультаций и переговоров по трудовому законодательству и другим вопросам трудовых отношений; посредничество при общенациональных или крупных забастовках и конфликтах; совещательная роль при обсуждении общих вопросов экономической и социальной политики.
Согласие по таким вопросам, как защита трудовых доходов от инфляции, решение проблемы невыплат заработной платы, способов и форм предотвращения массовой безработицы, образует фундаментальную основу для расширения социального партнерства в других областях.
В развитых странах с рыночной экономикой под социальным партнерством понимается постоянный институциональный диалог между наемными работниками и их профсоюзами, с одной стороны, и предпринимателями и их объединениями на различных уровнях - с другой. Диалог смягчает противоречивые интересы сторон путем выбора взаимоприемлемых решений. Они достигаются как коллективными переговорами, так и участием работников в управлении предприятиями через паритетные советы и комитеты.
В России социальное партнерство отождествляется с трипартизмом, т.е. с сотрудничеством профсоюзов, объединений предпринимателей и государства.
Во-первых, социальные институты чаще всего создаются, скорее, для того, чтобы служить интересам тех, кто может влиять на формирование новых правил.
Во-вторых, социальное партнерство может успешно развиваться при устранении монопольного права государства в разрешении противоречий между трудом и капиталом, обеспечении равенства всех субъектов в этой деятельности. Ее главной целью видится формирование среды, которая позволяла бы каждому человеку чувствовать себя в обществе достаточно комфортно и уверенно.
В числе мер, приводящих к достижению этой цели, на наш взгляд, должны быть недопущение концентрации прав принятия оперативных распределительных решений в одних руках и необоснованного роста управленческого аппарата; бескомпромиссная борьба с коррупцией и бюрократизмом должностных лиц; внимание к интересам работников и потребителей; развитие демократических принципов как в сфере социально-трудовых отношений, так и во всей системе общественных отношений.
|
|
В-третьих, государство еще не нашло своего места и инструментов в регулировании экономических и социальных процессов. До сих пор нет четкого понимания задач и функций многих федеральных и региональных органов исполнительной власти. Размытость роли государства как социального партнера — одна из причин незавершенности организационной структуры механизма социального партнерства.
В-четвертых, формирование организационной структуры социального партнерства началось «сверху» — с создания федеральной трехсторонней комиссии и некоторых «несущих» конструкций структуры — отраслевых и региональных комиссий. Фундамент же структуры социального партнерства строится крайне медленно по следующим причинам:
· недоверие населения к политическим и общественным организациям;
· правовая незащищенность низовых структур, неэффективность обращений в суд за восстановлением прав;
• доминирование краткосрочных целей в деятельности государственных и мастных компаний;
· господство патерналистского мировоззрения в сознании большинства населения и его низкой политической культуре. В-пятых, у многих профсоюзных лидеров отсутствует профессионализм в области социальной деятельности, что проявляется в продолжающемся насильственном изъятии членских взносов у миллионов людей из их заработной платы, падении из года в год институционального статуса профессиональных союзов.
В-шестых, рынок в том виде, в котором он функционирует в России, не справляется ни с организацией взаимодействия субъектов экономики в хозяйственном пространстве, ни с задачей их устойчивого развития во времени. Для того чтобы наладить нормальное рыночное взаимодействие субъектов экономики, в стране должны быть созданы полноценные институты рынка, то есть формальные и неформальные нормы и правила, обеспечивающие его эффективное функционирование и поддерживаемые механизмами их массового соблюдения.
В развитии социального партнерства нельзя допускать формализма, показных методов и форм работы. Это требование относится ко всем уровням — от федерации до предприятия. Имеется задача построения взаимоувязанной иерархической структуры регулирования социально-трудовых отношений, в которой наиболее высокая ступень определяет общие гарантии и масштабы регулирования, а низшая — нормы и условия труда. При этом решения должны носить обязательный, а не рекомендательный характер.