double arrow

Организация и регистрация предпринимательской фирмы

3.2 Подго­товительный этап создания предпринимательской фирмы

Под формированием предпринимательского бизнеса понимается про­цесс становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности субъекта предпринимательского бизнеса.

Становление идейных элементов его деятельности имеет две стороны. Первой стороной является разработка концепции и основных направлений будущей деятельности. Вторая сторона - это подготовка себя к будущей де­ятельности, вхождение в образ субъекта предпринимательского бизнеса.

Разработка концепции предпринимательской деятельности должна на­чинаться с генерирования (выработки) и формулирования концептуальной идеи (отсюда и определение «идейные элементы»), призванной обеспечить будущему субъекту предпринимательского бизнеса процветание. Разработка концептуальной идеи — это очень важный период в жизни предпринимате­ля, в ходе которого проявляются его личные творческие качества и способно­сти к предпринимательской деятельности.

Концептуальной является идея относительно того, для кого, что и как производить, выполнять или продавать. Составляющие концептуальной идеи следует расположить именно в такой последовательности, как было только что приведено. Начало разработки концептуальной идеи обязатель­но следует начинать с попытки ответа на вопрос «для кого?».

Именно с поисками ответа на данный вопрос связано такое важное явле­ние, как миссия предпринимательской деятельности. Попытки ответить на указанный выше вопрос означают стремление предпринимателя угадать (или предугадать) собственное предназначение или, что то же самое, собст­венную миссию. Угадывание миссии непременно будет продолжено и после создания предпринимательской фирмы или регистрации предпринимателя без образования им юридического лица, и тогда оно воплотится в стратегию предпринимательской деятельности. Однако начало движения в сторону определе­ния собственной миссии складывается уже на этапе формирования предпри­нимательского бизнеса.

Вначале достигается осознание того, под какой объем платежеспособно­го спроса и для присутствия на каком именно сегменте (или сегментах) рын­ка создается фирма. Платежеспособный спрос рассматривается как сочета­ние существующих потребностей в результатах вероятной деятельности фир­мы (вполне определенных товарах, услугах, выполненных работах), с одной стороны, и имеющихся на рынке финансовых ресурсов, которые могут быть израсходованы на удовлетворение этих потребностей.

Обнаружение платежеспособного спроса подводит потенциальных пред­принимателей к пониманию фокусного сегмента (сегментов) рынка и, тем са­мым, к выбору направления ориентации на круг потенциальных потребителей своей продукции, которые в будущем смогли бы превратиться в клиентов данного предпринимательского бизнеса. Под фокусным сегментом понимается часть рынка, на которую внимание субъектов предпринимательского бизнеса будет обращено в первую очередь.Фокусным избираемый сегмент рынка яв­ляется лишь на старте, в дебюте предпринимательской деятельности.

Концептуальная идея должна обязательно со­держать схему дебютного появления предпринимателя на рынке — ее мож­но назвать «пло­дотворной дебютной идеей».

Перед стартующим предпринимателем, как на ладони, возникают разно­образные пути создания «эффекта изюминки». Он может начать с иннова­ционного проектирования новых товаров или технологий, чтобы быстро по­разить воображение фокусного сегмента рынка ощущением абсолютной но­визны предлагаемых услуг. Но он может, напротив, постараться скопировать существующие образцы или воплотить в жизнь чужие несостоявшиеся (или состоявшиеся) идеи, используя для создания «эффекта изюминки» какие-ли­бо элементы предшествующего личного, предпринимательского, либо иного профессионального опыта.

Существуют два основных подхода к разработке «эффекта изюминки» для фокусного сегмента рынка.

Таблица 3.2.1.

В результате генерации концептуальной идеи становится очевидным, в каком направлении пойдет развитие бизнеса и начнется движение капитала предпринимателя, аккумулируемых им материально-вещественных, произ­водственных, информационных и финансовых ресурсов. Далее, концептуаль­ная идея превращается в сознании предпринимателя в систему целей, ради которых ему предстоит начать заниматься бизнесом.

На рынке формируются потребности в различных услугах, в том числе и со стороны профессиональных преступников. Поскольку спрос всегда стимулирует предложение услуг и работ, у потенциальных и действующих предпринима­телей могут появляться такие целевые установки, как, например:

1) предпринимательская фирма создается для открытия рублевых и ва­лютных счетов в банках, чтобы с их помощью осуществлять валютные и иные денежные трансферты (перекачка денежных средств);

2) предпринимательская фирма создается для «отмывания», т.е. легализа­ции денежных средств, которые первоначально возникли вследствие преступных действий (ограбления, разбоя, вымогательства, рэкета и т.п.);

3) предпринимательская фирма возникает в качестве ширмы для деятель­ности других фирм, занимающихся нелегальным бизнесом или наруша­ющих отдельные законы — в этом случае создателей фирмы интересует возможность получения офиса, кредитов, заказов, возможность инве­стирования финансовых ресурсов субъектом предпринимательского бизнеса, имеющим незапятнанную репутацию.

Примером фирм, организованных в качестве ширмы для де­ятельности других субъектов бизнеса могут служить некоторые некоммерческие организации, направляющие свою деятель­ность на преступные цели, как-то: разворовывание бюджетных и спонсорских средств, использование льготного налогообложе­ния для «помощи» другим субъектам бизнеса в уходе от налогов (этим часто занимаются спортивные центры, центры релаксации, финтес-клубы).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под формированием предпринимательского бизнеса?

2. Какая идея является концептуальной?

3. С попытки ответа на какой вопрос следует начать разработку концептуальной идеи?

4. С поисками ответа на какой вопрос связано такое важное явление, как миссия предпринимательской деятельности?

5. Что понимается под фокусным сегментом?

6. Сколько существует основных подходов к разработке «эффекта изюминки» для фокусного сегмента рынка?

3.3 Доку­менты на учреждение предпринимательской фирмы

Совокупность учредительных документов субъекта предприниматель­ского бизнеса, необходимых для его государственной регистрации, включает в максимальном объеме, как правило, следующее:

1) протокол №1 общего собрания учредителей (если их несколько) или решение о создании предпринимательской фирмы (если учредитель один).

2) официальное заявление о регистрации субъекта предпринима­тельского бизнеса, подаваемое в орган управления, наделенный пол­номочиями регистрации фирм (регистрационная палата, местная ад­министрация, префектура). Оно составляется в произвольной форме и подписывается учредителями.

3) устав предпринимательской фирмы.

4) учредительный договор по созданию предпринимательской фирмы, подписанный всеми учредителями (если фирма создается не одним уч­редителем).

5) справка об открытии временного счета, на который учредители пе­речисляют 50% предусмотренного уставного капитала.

6) документ, подтверждающий предоставление предпринимательской фирме юридического адреса.

7) свидетельство об оплате государственной пошлины за принятие документов на регистрацию.

Конкретный состав учредительных документов, формируемый для реги­страции различных организационно-правовых форм предпринимательства, неодинаков.

Контрольные вопросы

1. Перечислите документы, которые входят в совокупность учредительных документов субъекта предпринимательского бизнеса, необходимых для его государственной регистрации?

2. Входит ли устав предпринимательской фирмы в совокупность учредительных документов субъекта предпринимательского бизнеса, необходимых для его государственной регистрации?

3. Входит ли свидетельство об оплате государственной пошлины в совокупность учредительных документов субъекта предпринимательского бизнеса, необходимых для его государственной регистрации?

4. Входит ли бизнес-план предпринимательской фирмы в совокупность обязательных учредительных документов субъекта предпринимательского бизнеса, необходимых для его государственной регистрации?

5. Входит ли справка о составе семьи в совокупность учредительных документов субъекта предпринимательского бизнеса, необходимых для его государственной регистрации?

3.4 Устав фир­мы

Наиболее важным среди учредительных документов предприниматель­ской фирмы является устав фирмы.

Устав фирмы это свод правил, регулирующих деятельность предпри­нимательской фирмы, ее взаимоотношения с другими юридическими и физи­ческими лицами, права и обязанности учредителей (участников) данной фирмы, возникающие в процессе осуществления ею деловой деятельности в избранной сфере (сферах).

Обычно уставы предпринимательских фирм имеют следующую струк­туру:

Титульный лист, на котором впоследствии ставится отметка о государ­ственной регистрации фирмы.

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Цели, задачи и предмет деятельности

В этом разделе формулируется цель создания фирмы, обозначаются ос­новные задачи и виды деятельности, называются товары и услуги, которые намеревается производить данная фирма.

Раздел 3. Имущество фирмы

Раздел 4. Права и обязанности учредителей и участников фирмы

Раздел 5. Управление фирмой

Раздел 6. Финансовые поступления, распределение прибылей и убытков фирмы

Раздел 7. Ревизионная комиссия

В данном разделе определяется порядок проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности предпринимательской фирмы, а также порядок избрания (или назначения) ревизионной комиссии фирмы, ее состав, функ­ции и сроки полномочий.

Раздел 8. Конфиденциальность информации

В данном разделе содержится перечень параметров деятельности предпринимательской фирмы, составляющих ее коммерческую тайну и ни при каких обстоятельствах не подлежащих обнародованию, а также описываются процедуры хранения документов фирмы и называются должностные лица, имеющие полномочия на работу с определенными ти­пами документов.

Раздел 9. Реорганизация и ликвидация фирмы

В данном разделе описывается порядок применения в отношении фирмы предусмотренных законом реорганизационных и ликвидационных процедур в случае их необходимости или неизбежности.

Заключительный лист устава, утвержденный подписями всех учреди­телей предпринимательской фирмы, а также секретарем собрания учредите­лей, на котором рассматривался и принимался данный устав.

По существующим правилам, количество идентичных экземпляров уста­ва предпринимательской фирмы должно быть не меньшим, чем число учре­дителей данной фирмы. После завершения процедуры государственной реги­страции фирмы каждый из ее учредителей должен получить в свое распоря­жение один сброшюрованный экземпляр устава с отметкой о его регистрации — в качестве гарантии того, что другие учредители не смогут действовать за его спиной и вносить изменения в устав данной фирмы без его ведома. Это называется условием идентичности.

Перечень целей и задач, приведенный в уставе предпринимательской фирмы, и вытекающий из не­го перечень видов деятельности должен быть мак­симально полным и подробным, ибо именно указан­ный перечень определяет содержание уставной де­ятельности субъекта предпринимательского бизнеса. Если же предпринимательская фирма будет уличена в действиях, не предусмотренных уставом, она может быть обвинена в нару­шении устава. Чтобы избежать такой неприятной возможности, учредители предпринимательской фирмы обычно приводят в уставе данной фирмы хит­роумную запись о том, что принадлежащий им субъект бизнеса «вправе за­ниматься всеми видами предпринимательской деятельности, не запрещен­ными законом».

Контрольные вопросы

1. Какой документ является наиболее важным среди учредительных документов предпринимательской фирмы?

2. В каком разделе устава предпринимательской фирмы формулируется цель создания фирмы, обозначаются основные задачи и виды деятельности, называются товары и услуги, которые намеревается производить данная фирма?

3. В каком разделе устава определяется порядок проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности предпринимательской фирмы, а также порядок избрания (или назначения) ревизионной комиссии фирмы, ее состав, функции и сроки полномочий?

4. В каком разделе устава описывается порядок применения в отношении фирмы предусмотренных законом реорганизационных и ликвидационных процедур в случае их необходимости или неизбежности?

5. По существующим правилам, количество идентичных экземпляров устава предпринимательской фирмы должно быть не меньшим какого числа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: