Инфраструктура информационной среды учебного заведения

Инфраструктура учебного заведения может быть различной и состоять из различных компонентов. Например, модель инфраструктуры информационной среды школ на первом этапе информатизации учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности включала следующие компоненты:

– организационно-управленческий модуль;

– информационно-методический модуль;

– образовательный модуль;

– тиражно-демонстрационный модуль».[2]

В этом случае организационно-управленческий модуль обеспечивает реализацию функций управления содержанием и технологиями образовательной деятельности, осуществлением учебно-воспитательного процесса в условиях основного и дополнительного образования (режим функционирования, расписание занятий, занятость кабинетов, диспетчеризация), методической работой, кадрами и материально-техническим снабжением и хозяйственным обеспечением образовательного учреждения, финансово-хозяйственной деятельностью и материально-техническим обеспечением образовательного учреждения.

При этом организационно-управленческий модуль должен включать в себя четыре рабочие станции, установленные в кабинетах директора учреждения, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по информационным технологиям, в бухгалтерии, а также одну рабочую станцию, используемую в качестве выделенного носителя информации. Кроме того, необходим сервер, обеспечивающий хранение информации и использование ресурсов локальной сети учреждения. Рабочая станция директора должна быть подключена к образовательной сети района и обеспечивать прием электронной почты и отправку электронной документации. В свою очередь рабочие станции заместителей директора подключаются к локальной сети учреждения и сети Интернет. Очевидно, создание аналогичных условий в каждом учебном заведении района позволяет решать задачи управления образованием на уровне района, используя возможности информационных технологий во всех элементах функциональной модели управленческого цикла (анализ, прогнозирование, целеполагание, планирование, принятие решения, организация, контроль).

Однако большая часть учебных заведений в настоящее время не имеет такой технической базы и решение задач информатизации осуществляет в условиях дефицита и компьютерной техники, и компьютерного времени. Тем не менее, работа по внедрению информационных технологий в систему образования осуществляется. Каждый регион, город, район выстраивает свою схему взаимодействия между учебными заведениями, между органом управления образованием и учреждениями образования. Идут поиски наиболее рационального варианта схемы.

Программно-технологические комплексы, разработанные самостоятельно в школах, отделах образования, на первых порах вполне удовлетворяют потребностям конкретного учебного заведения, района. Вместе с тем, только на основе единого подхода к программному и техническому обеспечению возможна автоматизация сбора информации и грамотный её анализ на уровне района, области. Унифицированный подход в построении системы информационного обмена между учебными заведениями района и районным отделом образования позволит находить наиболее точные критерии оценки качества образования, оптимальные решения в отдельно взятом учебном заведении, на уровне района, области.

Выделим несколько блоков, обеспечивающих управленческую и образовательную деятельность школы:

БЛОК 1. Учебно-воспитательная деятельность. Блок представлен материалом для непрерывного образования по информатике, электронными учебниками для начальной, средней и старшей ступеней школы, электронные материалы для самообучения школьников.

БЛОК 2. Культурно-просветительная деятельность. Этот блок обеспечивает доступ к виртуальным музеям, картинным галереям, историческим памятникам и др. культурным ценностям.

БЛОК 3. Информационно-методическая деятельность. Создание и постоянное обновление программно-методических комплексов по различным предметам учебного плана.

БЛОК 4. Научно-продуктивная деятельность. Блок ориентирован на приобретение учащимися профессиональных навыков, основанных на использовании информационных технологий, участии школьников в работе научных обществ, издательской деятельности и др.

БЛОК 5. Административная деятельность. Этот блок включает в себя работу с классными журналами, подготовку директивных документов, психолого-педагогическую диагностику и др.

Очевидно, если школы района (города) будут строить свою работу в соответствии с предлагаемой структурой, это создаст предпосылки для обеспече­ния единого информационного пространства района (города). Приведенный на рис. 1 пример модели инфраструктуры информационной среды учебного заведения имеет подобное построение. Его основой является телекоммуникационный узел с сервером, на базе которого собирается и обрабатывается информация об указанных блоках, обеспечивается доступ к информационным ресурсам автоматизированных рабочих мест (АРМ), библиотечной и издательско-полиграфической системам и т. д. Для построения схемы инфраструктуры информационной среды школы за основу принята схема И.А. Румянцева и С.А. Степанова[3] (рис. 1).

Рис. 1. Инфраструктура информационной среды учебного заведения

Сервер организован в составе внутришкольной сети и обеспечивает информационными ресурсами структурные подразделения учебного заведения. В его задачи входит создание, сбор и систематизация сведений об информационных ресурсах блоков, обеспечивающих управленческую и образовательную деятельность школы. Перечень задач сервера приводится при описании модели управления комплексной информатизацией школы.


ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Современные информационные технологии вошли во все сферы общественной жизни. Все активнее используются они в системе образования.

С точки зрения информационных систем, школа есть не что иное, как социальный институт, существующий во всечеловеческом поле информации, образование же есть процесс, информационный по своей природе, поскольку включает в себя задачи обработки, хранения, передачи и приумножения информации обучаемым, и, в конечном итоге, влияющий на информационное поле в масштабах всего общества.

Взгляд на систему образования как на информационную структуру позволяет по-новому взглянуть и на задачи реформирования школы. В этом аспекте, реформа школы представляется как попытка оптимизации информационных процессов через решение задач информатизации системы образования. Таким образом, становится достаточно ясной мысль о том, что реализация государственной программы информатизации системы образования не должна сводиться только к установке в учебных заведениях компьютеров. Для реализации программы требуется комплексный подход, учитывающий использование информационных технологий во всех жизненно важных процессах современной школы. Поэтому, без комплексного внедрения информационных технологий во все сферы деятельности учебных заведений (управление учебным заведением, обучение, воспитание, подготовка и переподготовка педагогических кадров), реализация программы невозможна. Компьютеры в школе надо оснастить программно-методическими, программно-технологическими комплексами, позволяющими школе эффективно решать существующие на сегодняшний день проблемы обучения и воспитания.

В настоящее время информационные технологии в системе школьного образования находят приложение преимущественно применительно к курсу информатики. Однако использование компьютерной техники исключительно в рамках предмета «Информатика» является явно недостаточным. Информационные технологии необходимо использовать и в процессе обучения другим школьным дисциплинам как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, а также в автоматизации управления школой, в организации научно-исследовательской и внеклассной работы с учащимися.

На сегодняшний день в ряде стран СНГ исследования в основном проводятся по научно-методическому обеспечению и применению программных комплексов при изучении курса информатики. Значительных работ, в которых бы проблема рассматривалась комплексно, нет.

Несмотря на большое число компьютерных учебных программ различных производителей, предлагаемых на рынке стран СНГ, в подавляющем большинстве они просто неприменимы в условиях школы. В лучшем случае они могут быть использованы фрагментарно для отработки учебных навыков по ряду тем, для демонстрации опыта, для проведения оценочного тестирования или контрольной работы и т. п. В ряде вузов ведутся работы по организации дистанционного обучения, но предлагаемые сегодня в этом плане услуги малодоступны для массового обучения. Компьютерные учебные программы производства крупнейших мировых компьютерных фирм, ориентированные на применение в школах развитых стран, малопригодны для нас из-за большой разницы в содержании, целях и задачах образо­вания стран СНГ и стран Запада. Предлагаемые на рынке стран СНГ программы автоматизации управления также решают частные задачи (составление расписания, ведение личных дел, обработка четвертных и годовых оценок), но не обеспечивают возможности комплексного подхода в решении проблем управления системой образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: