double arrow

Общие положения. Отличительной особенностью развития образовательных систем является обязательность наличия, наряду с другими


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

ГЛАВА 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ

Отличительной особенностью развития образовательных систем является обязательность наличия, наряду с другими, управленческих целей. При построении моделей управления комплексной информатизацией систем образования это приобретает особое значение. В управленческом плане спецификой образователь­ных систем является и то, что все субъекты управле­ния, включая обучающихся, осуществляют управленческую по характеру деятельность. Отметим, что в образовании управление рассматривается как про­цесс взаимодействия его субъектов. Именно поэтому в системах образования достаточно сложно выделить управляющую и управляемую подсистемы.

Наконец, построение практически любой модели образовательной системы имеет конечной целью вывод ее в качество более высокого уровня. Это предпо­лагает выделение целей с общепедагогических, дидактических, социальных, экономических, управленческих позиций. Формулировка управленческих целей, кроме всего прочего, должна быть ориентирована на учет требований реальности, конкретности, контролируемости. Сказанное имеет прямое отношение и к построению модели управления процессами информатизации. С учетом того, что в этом случае проектируется собственно процесс управления, на начальном этапе полезно абстрагироваться от части предполагаемых целей выстраиваемой модели, но не без учета их наличия на конкретных этапах управленческой деятельности. Под управленческой целью понимают прогнозируемый результат деятельности. На этапе проектирования модели управления комплексной информатизацией систем образования анализируется состояние проблемы, производится общая оценка обстановки, соотносятся имеющиеся возможности, ресурсы, условия. Процессы информатизации системы образования прошли несколько этапов развития от введения в школах учебного курса «Основы информатики и вычислительной техники» до практического использования информационных компьютерных технологий педагогического и управленческого назначения. При этом до последнего времени никогда не ставилась задача осуществления комплексного подхода к разрешению данной проблемы. Можно констатировать факт значительного отставания темпов информатизации системы образования от потребностей государства и общества. С учетом того, что в ближайшей перспективе прогнозируется массовый переход всех отраслей народного хозяйства на использование информационных компьютерных технологий, задача комплексной информатизации становится суперактуальной для системы образования.

Под комплексной информатизацией школьного образования понимается следующее:

1. Наличие целостной системы управления процессами информатизации.

2. Наличие системы научного и учебно-методического обеспечения процессов информатизации.

3. Функционирование системы поставки и обслуживания компьютерной техники.

4. Наличие системы разработки, экспертизы, поставки и внедрения программной продукции.

5. Наличие достаточного инструктивно-методического обеспечения системы по вопросам информатизации.

6. Кадровое обеспечение процесса информатизации квалифицированными специалистами.

7. Обеспечение школ современной компьютерной техникой.

8. Массовое использование в школах информационных технологий педагогического назначения.

9. Повсеместное использование в школах информационных технологий управленческого назначения.

10. Наличие единой образовательной компьютерной сети.

В соответствии с иерархией управленческой структуры ряд из приведенных составляющих комплексной информатизации входит в компетенцию министерства, регионального органа управления образованием. Прямое отношение к районной (городской) системе образования, под которую проектируется модель комплексной информатизации, имеют позиции, связанные с кадровым, техническим обеспечением, наличием системы управления, локальной компьютерной сети, использованием информационных технологий.

Проектируемая модель управления комплексной информатизации должна находиться в относительном соответствии с общими процессами развития системы образования страны. Траектория этого развития имеет как совершенно четкие ориентиры сегодняшнего дня, так и посылки в ближайшее будущее.

При построении модели учебного заведения, системы образования района, области необходимо:

· определить элементы, участвующие в процессе управления;

· определить связи между элементами;

· определить потоки информации;

· разработать алгоритм построения модели;

· разработать план технического оснащения всей структуры управления;

· назначить ответственных специалистов;

· разработать нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению управленческих и иных документов.

Алгоритм моделирования процесса управления комплексной информатизацией образовательных систем на основе функционального подхода

При проектировании модели управления комплексной информатизацией и в соответствии с функциональным составом управленческого цикла необходимы следующие управленческие действия:

1. Анализ — на основе диагностики образовательных проблем системный анализ потенциальных потерь, происходящих из-за недостатков организации процесса управления и которых можно избежать с помощью компьютера (например, большие затраты времени, отвлечение участников процесса на поиск документов, литературных источников, сведений об учащихся и их родителях, невозможность быстрой диагностики результатов обучения).

2. Прогнозирование — на основе прогнозирования образовательных процессов определяется предполагаемый результат управленческого воздействия на систему в условиях комплексной информатизации управления образовательными си­стемами.

3. Целеполагание — определяются цели и задачи комплексной информатизации, достижение и решение которых целесообразнее осуществлять с помощью компьютера.

4. Выработка и принятие решения — подбирается состав разработчиков проекта, принимается решение в форме распоряжения, приказа.

5. Планирование — разрабатывается план действий, предусматривающий научно-теоретическое, организационно-педагогическое, управленческое обоснование модели, разработку состава модулей, структурную схему модели (блоки, компо­ненты, прямые и обратные связи), определяются этапы, последовательность разработки модели.

6. Организация — распределяются обязанности разработчиков, устанавливаются сроки поэтапной отчетности, определяются формы завершения работы, конечный выход.

7. Контроль — осуществляется на каждом этапе выполнения промежуточных результатов, их сверка, определяется степень единства подходов в процессе моделирования, производится экспертиза, итоговая оценка проекта.

Выполняя задачи комплексной информатизации системы образования, необходимо учитывать как решение вопросов материально-технического и про­граммного обеспечения, так и решение организационных вопросов. Одним из ключевых моментов в данном случае является создание локальной сети, объединяющей отдельные компьютеры, АРМы, компьютерные классы в единую систему. В то же время каждое звено этой цепи (модуль или блок) должно выполнять свои функции. При проектировании модели управления комплексной информатизацией принципиален состав модулей. Исходя из существующего опыта работы некоторых учреждений образования Республики Беларусь, Российской Федерации, наиболее оптимально строить сеть из шести модулей. Хотя функционально распределение задач может быть и иным и, следовательно, количество модулей может изменяться.

В соответствии с функциями учреждений образования, органов управления образованием проектируемая модель комплексной информатизации может быть представлена следующим составом модулей, каждый из которых имеет свое назначение в процессе информатизации:

Наименование модуля

Назначение модуля

Организационно-управленческий (АРМ секретаря, бухгалтера, психолога, заместителей директора и др.)

1. Сбор, хранение и корректировка информации об учащихся

2. Сбор, хранение и корректировка информации о педагогических кадрах

3. Сбор, хранение и корректировка информации о родителях

4. Создание банка данных, необходимого в процессе управления учреждением:

- по кадрам, учащимся, родителям, выпускникам;

- анализ успеваемости, анализ контрольных работ, экзаменов;

- анализ социального положения семей учащихся

5. Подготовка отчешой и ведение рабочей статистики

6. Разработка расписания, введение в него текущих изменений

7. Подготовка и хранение аналитического материала по проблемам учебно-воспита­тельной деятельности

8. Ведение нормативной базы (приказы, постановления, положения, инструктивные

и информационные материалы, направляемые из вышестоящих инстанций)

9. Разработка и корректировка планов меропри­ятий, материалов педагогических советов, научных обществ и др.

10. Подготовка распорядительных документов по основным видам деятельности (приказы, решения педагогических советов, совета учреждения)

11. Учет, структуризация библиотечного фонда

12. Учет материально-технического обеспечения

13. Техническое и программное обеспечение работы

Наименование модуля Назначение модуля
Информационно-методический 1. Формирование программно-методического фонда. 2. Накопление и обобщение педагогического опыта. 3. Данные по учебно-методической литературе. 4. Данные о наличии учебных видео и аудио-материалов, компьютерных программ и их содержание. 5. Информация о повышении квалификации педагогических кадров. 6. Систематизация информации о современных методиках и технологиях, их классификация, особенности применения. 7. Планы методической работы. 8. Разработка педагогических проектов на основе новых педагогических технологий. 9. Накопление информации о здоровье учащихся, и ее систематизация с целью проведения профилактических и др. мероприятий по обеспечению здоровья учащихся. 10. Системы диагностики (психолого-педагоги-ческая, социально-педагогическая). 11. Участие в телеконференциях
Учебный 1. Компьютерные комплексы, программы: - диагностики пробелов в знаниях учащихся; - коррекции пробелов в знаниях учащихся; - тренинга; - контроля знаний; - диагностики психологического состояния учащихся; - тестирования; - дистанционного образования на дому; - непрерывного образования по информатике и информационным технологиям; - методов самообучения; - обеспечения внеклассной и внешкольной работы. 2. Опытно-экспериментальная и учебно-иссле­довательская деятельность учащихся, создание модели предмета исследования. 3. Системы контроля за качеством обучения и воспитания учащихся. 4. Внедрение и разработка новых информаци­онных технологий
4 Технический 1. Подготовка и тиражирование: - программно-методических комплексов; - дидактических материалов на бумажной основе; - видеопрограмм с кассетных носителей магнитных носителей (дискеты, CD-R).' 2. Создание условий для демонстрации видео­материалов. 3. Подготовка и тиражирование газет, журналов. 4. Издательская деятельность научного назначения
Научно-продук­тивный 1. Информационное обеспечение работы научных обществ учащихся по различным направлениям. 2. Обеспечение запросов учащихся на приобре­тение профессиональных навыков в области компьютерных технологий с учетом их будущей профессии. 3. Использование Интернет-технологий для оглашения новыми знаниями, opi анизации научно-практических конференций и т. д. 4. Создание электронной библиотеки
Культурно-просвети­тельский Компьютерные варианты (версии): 1. Энциклопедии, путеводители (художественные литературные, музыкальные, архитектурные ' и г. д.). 2. Виртуальные музеи, памятники, галереи и т. д. 3. Развивающие игровые компьютерные про.рам-мы по различным предметным областям
         

При моделировании процесса управления ком­плексной информатизацией образовательных систем следует придерживаться ряда положений, связан­ных с методологической основой построения модели, технического оснащения процесса и других. Под­робно данные положения представлены при опи­сании моделей управления комплексной информати­зацией районной (городской) системы образования и школы.

4.2. Описание модели управления комплексной информатизацией общеобразовательной школы


Сейчас читают про: