Подготовка документации в процессе оценки
Работа оценщика с внутренней финансовой документацией проводится по следующим направлениям:
• инфляционная корректировка;
• нормализация бухгалтерской отчетности;
• трансформация бухгалтерской отчетности;
Целью инфляционной корректировки документации являются приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта.
Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты, например американского доллара.
Более точной является переоценка статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Она может быть ориентирована как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу.
Распространенным методом освобождения финансовой отчетности о инфляции является метод учета изменения общего уровня цен.
|
|
Универсальная формула пересчета статей баланса и финансовых отчетов в денежные единицы одинаковой покупательной силы имеет следующий вид:
Bп = Вб / (i1 / i0)
где Вп - реальная величина статьи, скорректированной по уровню инфляции, руб.;
Вб - номинальная величина статьи по данным бухгалтерского учета и отчетности, руб.;
i1 - индекс инфляции на момент или за период анализа;
i0 - - индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи баланса.
Инфляционной корректировке по индексам i1: i0 должны подвергаться лишь так называемые неденежные статьи: основные средства (в том числе нематериальные активы), производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, обязательства, которые должны быть погашены поставкой определенных товаров и (или) оказанием определенных услуг.
Таким образом, анализируя внешние условия функционирования фирмы (предприятия), оценщик ставит своей целью:
• описание инвестиционного климата в стране и отрасли на период, приближенный к дате оценки и на прогнозируемый период;
• проводит внешние маркетинговые исследования, объясняющие условия сбыта продукции и динамики спроса на нее;
• на основе анализа внешней информации оценщик определяет степень (величину) систематического и отраслевого рисков, которые учитываются при расчете ставок дисконта, рыночных мультипликаторов, коэффициента капитализации и определении итоговой величины стоимости предприятия.