Оценка стоимости нематериальных активов. Нематериальные активы можно подразделить на четыре основные группы

Нематериальные активы можно подразделить на четыре основные группы:

1.Интеллектуальная собственность (ИС).

2. Имущественные права.

3. Отложенные, или отсроченные, расходы.

4. Цена фирмы (гудвилл).

Интеллектуальная собственность. В рамках ИС выделяются:

• права на объекты промышленной собственности (изобретения, полез­ные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслужива­ет, фирменные наименования, наименования мест происхождения това­ров и меры по пресечению недобросовестной конкуренции). Состав объек­тов промышленной собственности определяется согласно ст. 1/2 Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Изобретения и полез­ные модели рассматриваются как техническое решение задачи. Под про­мышленным образцом понимается соответствующее установленным тре­бованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

Товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наи­менования мест происхождения товаров - обозначения или названия, слу­жащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами. Право на пресечение недобро-, совестной конкуренции включено в промышленную собственность в связи с тем, что акты недобросовестной конкуренции часто являются нарушени­ем права на объекты промышленной собственности;

• права на секреты производства (ноу-хау);

• права на объекты авторского права и смежных прав: на все виды науч­ных, литературных, художественных произведений, программные продук­ты для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем.

Имущественные права (права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами) - вторая группа нематериаль­ных активов. Подтверждением таких прав служит лицензия.

Отложенные, или отсроченные, расходы - издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.), но все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия.

Цена фирмы (гудвилл). Под ценой фирмы понимается стоимость ее деловой репутации. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Одни экономисты интерпретируют гудвилл как стоимость практически всех элементов нема­териальных активов, другие - определяют гудвилл как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что отражена в бухгалтерской отчетности (учтена в балансе). В процессе оценки целесообразно исполь­зовать понятие «гудвилл» во втором значении. Сторонники и первой, и второй точек зрения сходятся в том, что гудвилл:

• присутствует только при наличии избыточной прибыли;

• не может быть отделен от действующего предприятия, т. е. не может быть продан отдельно от него.

Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие при­были, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых акти­вов. Гудвилл как экономическая величина принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: