double arrow

Информационные права

Коллективные права.

Их существование наиболее трудно объяснимо. О них стали говорить только после Второй мировой войны (III поколение прав). Идея появления коллективных прав связана с глобальными угрозами человечеству в целом, которые сложно предотвращать на индивидуальном уровне. Данные права принадлежат народам, общностям, и отдельные граждане пользуются только какими-то отдельными выгодами от реализации этих прав сообществом. В отдельных случаях их можно защищать индивидуально, но чаще всего это сложно. КС в Постановлении 1999 года почти назвал право на свободу совести коллективным правом – это не должно вводить в заблуждение, т.к. для многих индивидуальных прав существуют коллективные формы реализации. Мы говорили о том, что то же самое право предполагает возможность совместно с другими лицами исповедовать какую-то религию и т.д., но это не имеет ничего общего с коллективными правами! Коллективные права не имеют никакого индивидуального аспекта, а целиком растворяются в коллективной форме их реализации.

Не все относят данные права к правам человека, т.к. последние все-таки принадлежат конкретному человеку, а коллективные права таким свойством не обладают. Соответственно, в Конституции эти права особо не выделены. Они могут рассматриваться как производные, а иногда их делает коллективными содержание, несмотря на ту форму, которая им придана.

Это всего 3 группы прав.

Мы говорили про свободу слова, свободу СМИ. В Конституции кроме ст.29 больше нет статей, которые бы описывали весь круг информационных прав. Гораздо шире и значимее информационные права в доктрине, и даже в судебной практике, и даже в законодательстве. В этом смысле Конституция отстает. Есть право свободно получать, хранить, передавать, использовать информацию. И это право, которое выглядит таким индивидуальным правом, в реальности перерождается в коллективное право на доступ к информации, в т.ч. к информации о деятельности государственных органов, информации, которая имеет общественное значение, которая интересна гражданам, исходя из необходимости реализации и защиты других прав.

Сегодня речь идет о создании некой обособленной группы отношений, которую уже начинают называть самостоятельной отраслью права – информационным правом. Отношения по передаче информации обладают существенной спецификой, они отличаются от всех других отношений. Информация как особого рода предмет – совершенно специфична. Самый главный принцип – свобода доступа к информации. И одновременно это же и обязанность данную информацию предоставлять. И в этом смысле как раз можно говорить о коллективном праве на информацию. Право на информацию имеет не отдельный гражданин, а все граждане. Но реализация вызывает большие трудности. В индивидуальном смысле право на информацию гораздо уже, чем оно предполагается для всего сообщества. Органы должны создавать такой режим своей деятельности, чтобы граждане могли знать, что у них происходит. Долгое время на данную сферу не обращали внимания, только в 2010 году появилось сразу 2 закона. Один из них обязал все суды, за некоторым исключением, размещать тексты всех судебных решений на сайтах судов. При этом многие государственные органы не хотят, чтобы их деятельность была публичной, им это невыгодно. Зачастую, закон, требуя открытости, оказывается бессилен перед изворотливостью тех, кто размещает информацию на сайтах. Другая проблема – это общий режим оборота информации. Общий принцип – любая информация имеет свободный доступ, кроме той информации, к которой закон устанавливает ограничения. В первую очередь, это государственная тайна, отчасти коммерческая тайна, а также конфиденциальная информация, в том числе персональные данные. По поводу персональных данных постоянно возникают споры, закон постоянно меняется, но общая идея – информация, которой обладает орган или организация о конкретном гражданине, не должна быть объектом распространения. Соответственно, эта информация касается не только частной жизни лица, для этого есть специальная статья Конституции.


Сейчас читают про: