double arrow

Избирательные комиссии в РФ

Государственный орган ó Орган государственной власти. В советской доктрине эти понятия различали, т.к. именно Советы были полновластными органами государственной власти, а все остальные органы не имели права считаться органами государственной власти (правоохранительные органы, суды, органы государственного управления). Т.е. все эти органы были подчинены Советам, и они были государственными органами. С принятием Конституции 1993 года эти идеи нашли свое место и в современной системе органов. Сказано, что власть осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную судебную государственные власти, поэтому органы государственной власти обязательно должны относиться к какой-либо из этих ветвей. Однако есть структуры, которые трудно отнести к одной из них (Президент, Центробанк, избирательные комиссии и др.). Т.е. избирательные комиссии к органам государственной власти не относятся, они выведены за пределы разделения властей. В соответствии с этой теорией в законе было написано, что Центризбирком – это государственный орган РФ. Белов считает это все неправильным, т.к. могут быть государственные органы с властными полномочиями, а могут быть государственные учреждения без таких полномочий. А с делением на органы государственной власти и на государственные органы критерии становятся размытыми и непонятными.

Можно ли считать избирательные комиссии органами государственной власти? Отвечают по-разному. Если говорят, что нельзя, то говорят, что избирательные комиссии занимаются выполнением технических функций, свобода усмотрения при принятии решений у них крайне незначительна и т.д. Кроме того, сами избирательные комиссии не стремятся считать себя органами государственной власти, им так удобнее. Но если проанализировать закон, то можно увидеть 4 группы полномочий, среди которых есть действительно полномочия властного характера. А что касается организации выборов, то тут можно говорить о технических функциях (например, составление и уточнение списков избирателей); но если говорим о регистрации кандидатов, то это уже существенно – полномочия избирательной комиссии могут рассматриваться как существенные условия реализации конституционных прав. Разница между регистрацией кандидата и регистрацией юридического лица не так уж и велика. Контрольно-надзорные полномочия избиркомов – носят исключительно административный, надзорный характер, и нельзя даже усомниться в том, что это властные полномочия. Есть и нормотворческие полномочия – и тут также не может быть сомнений в том, что избиркомы – это органы государственной власти. Следовательно, хоть и написано в законе – «государственный орган» - избиркомы следует считать органами власти. Другой вопрос – что они не входят в систему органов государственной власти, ни к одной из ветвей власти, в т.ч. исполнительной, их отнести нельзя.

Система избирательных комиссий в РФ

СМ.СЛАЙДЫ!

Система не существует в абсолютном масштабе, она может быть выделена исключительно для конкретных выборов. Например, если мы говорим о выборах Президента, то это одна система избирательных комиссий, если мы говорим о выборах в ЗАКС СПБ, то это другая система избирательных комиссий.

Вышестоящей комиссией является комиссия, организующая выборы (если выборы федеральные, то их организует Центризбирком). Далее в систему могут входить те из систем, которые будут использоваться для конкретных выборов. С 2007 года у нас полностью пропорциональная избирательная система, поэтому окружные избирательные комиссии были исключены. Территориальная избирательная комиссия (условно, это районная комиссия), их количество зависит от размера избирательного округа. В зависимости от вида выборов территориальные комиссии могут быть как вышестоящими, так и нижестоящими по отношению к окружным. А участковые избирательные комиссии всегда в самом низу иерархии. Цветными линиями на слайде показаны различные варианты иерархии. Это все означает, что вышестоящая комиссия наделена определенными полномочиями по отношению к нижестоящей. Но есть и иной вариант, когда нет вышестоящих комиссий, а есть надзорная комиссия, которая следит за соблюдением избирательных прав другой комиссией.

Организация деятельности избирательных комиссий

Изучить самостоятельно.

Избирательные территории

Нужно следовать четкому организационному принципу, чтобы каждый мог принять участие в голосовании, т.к. сегодня выборы – это массовое явление. Поэтому территория должна разбиваться на отдельные части. Но есть тонкость: в одних территориальных единицах просто организуется голосование и подсчет голосов, а в других территориях определяются результаты выборов (в избирательных округах). И если избирательные округа нарезаны неправильно, то результаты выборов будут искажены. А все остальные территории на результат выборов никакого влияния не оказывают, т.к. там итоговый результат не определяется. Самая мелкая ячейка – это избирательный участок. Хоть это понятие и используется в разных смыслах: территория, где организуется голосование, или помещение для голосования. Предполагается, что в одном избирательном участке не могут голосовать больше 3000 избирателей. Далее Белов использует термины «избирательные регионы» и «избирательные районы», хоть в законе эти территории никак не названы. Избирательные регионы – хитрая вещь. Сегодня существуют там, где голосование проходит по пропорциональной избирательной системе. Кстати сегодня на рассмотрении находится президентский законопроект, по которому должны быть реформа этих «регионов». В «регионе» на выборы выдвигается территориальная часть общего списка кандидатов (т.е. не 600 кандидатов в бюллетене, а 5). Сначала определяется общее количество мандатов партии, а потом эти мандаты делятся между региональными списками. Т.е. и регионы конкурируют между собой внутри одной партии. Если регион приносит большее число голосов, чем другой регион, то соответствующие кандидаты будут представлены в большем числе. Медведев же предложил поделить всю территорию РФ на 225 избирательных регионов, «привязав», таким образом, кандидатов к конкретному региону. С точки зрения политологии это очень странный механизм, но еще более странный механизм используется на выборах в СПб. Целью этого является «приближение» кандидатов к избирателям и создание внутрипартийной жесткой конкуренции.


Сейчас читают про: