double arrow

История предпринимательства

Понятие «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил французский экономист и банкир ирландского происхождения Ричард Кантильон (1680-1734). Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р.Кантильон считал землю и труд.

Позже французский экономист конца 18-го – начала 19-го вв. Жан Батист Сэй сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – земли, капитала, труда. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Предприниматель, указывал он – это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

Следует отметить, что до конца 19 века классики - основатели экономической науки - не очень интересовались фигурой предпринимателя. Никто не выделял особую самостоятельную роль предпринимателя как одного из движущих факторов экономического развития. Английские ученые – экономисты А.Смит (1723 – 1790) и Д.Рикардо (1772 – 1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором творческому предпринимательству не находилось место.

На рубеже 19-20 вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907 – 1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

Последовательная теория предпринимательства была впервые предложена Йозефом Шумпетером (1883-1950) - экономист и социолог, родился в Австрии, где приобрел известность как теоретик с выходом одной из самых известных своих работ «Теория экономического развития» (1912 год). С 1932 года Шумпетер жил и работал в Америке, являясь профессором Гарвардского Университета, где опубликовал не менее знаменитые работы «Экономические циклы (иногда переводится как «Циклы деловой активности»)» (1939 год) и «Капитализм, социализм и демократия» (1942 год). Шумпетер выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономического развития, которое он мыслил как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя. Практические исследования в области научно-технического прогресса полностью подтвердили подобное видение функции предпринимателя.

Предпринимательская деятельность, по Шумпетеру, - это не должность и не профессия, а, скорее, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса. Предприниматель - отнюдь не то же самое, что и капиталист: предпринимательская деятельность является новаторской по самому своему определению и в силу данного обстоятельства служит постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и экономического роста. Как утверждает Шумпетер, рынок нужно представлять как эволюционный процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций, который он называл процессом созидательного разрушения (creative destruction). По его мнению, успех рыночной системы заключается не в эффективном достижении статического оптимального равновесия, а в способности осуществлять динамические изменения в технологии и достигать динамического роста посредством таких изменений.

Вклад Шумпетера в экономическую теорию заключается как раз в том, что он исследует те факторы, которые "взрывают" равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Шумпетер выделяет несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства:

· создание нового продукта;

· использование новой технологии производства;

· использование новой организации производства;

· открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили название «нововведения». Следует подчеркнуть, что в терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение». Шумпетеровское определение инноваций (нововведений) чрезвычайно емко и включает, помимо технических нововведений, также организационные, управленческие и маркетинговые инновации, новые рынки, новые источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов. Он проводит четкое различие между изобретением и инновацией, то есть между оригинальной (пусть даже запатентованной) идеей нового продукта или технологического процесса, составляющей предмет изобретения, и переводом этой идеи в коммерчески реализуемое нововведение. Проектирование, разработка, производство и маркетинг нового продукта не идентичны изобретательской деятельности и, более того, не обязательно осуществляются в рамках одной и той же организации. Такая дифференциация принципиально важна, хотя изобретательство и инноваторство часто взаимодействуют, и процесс внедрения инноваций служит катализатором последующих изобретений. Кроме того, Шумпетер указывал на различие между собственно внедрением и диффузией (распространением) инноваций, то есть между первоначальным коммерческим внедрением нового продукта или процесса и последующим его тиражированием.

Предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых. Возможности нового применения средств в избытке находятся сами по себе, они могут быть известны. Но, как полагает Шумпетер, это «мертвые» возможности. Предприниматель же осуществляет их на деле, преодолевая технологические и финансовые затруднения, и открывает новые пути получения прибыли, которую следует рассматривать как избыток над тем доходом, который установился в процессе кругооборота. И именно предпринимателю - человеку, в функцию которого входит реализация новой комбинации факторов производства, отводится в концепции экономического развития Шумпетера особо важная роль.

Следует подчеркнуть, что предпринимательство, по Шумпетеру, особый дар, свойство человеческого характера, никоим образом не зависящее от классовой, социальной принадлежности. Этот тип характера отличают следующие особенности:

· опора на собственные силы;

· предпочтение риска;

· ценность собственной независимости;

· ориентация на собственное мнение;

· потребность в достижении успеха, при этом самоценность денег для него невелика;

· и как ключевое качество предпринимателя - стремление к нововведениям.

Шумпетер был не только экономистом, но и социологом, которого интересовали перспективы развития капитализма. Напомню, что движущая сила развития у Шумпетера - предприниматель, новатор. Именно поэтому основу существования капитализма Шумпетер видел в частнопредпринимательской системе классического типа, основанной на мелкой и средней собственности. При накоплении же богатства, его институционализации, возникновении корпораций происходит деперсонализация инновационной деятельности, меняется культура и характер мышления. Главными фигурами в деловом мире становятся менеджеры, управляющие крупных корпораций. Но менеджер обладает совершенно другими чертами, нежели предприниматель и вместо стремления к нововведениям, риску и независимости мы видим осторожность, стремление к продвижению по службе и власти, к согласованности принятия решений на всех уровнях. И это не случайно, поскольку иерархическая (бюрократическая) структура крупной корпорации порождает как относительно слабые стимулы деятельности, которые неадекватны стимулам к риску у предпринимателей, так и определенную потерю ответственности за ведение дела. Да и само поведение "человека организации", предполагающее верность, послушание, безотказность не имеет ничего общего с поведением предпринимателя. Исчезает фигура предпринимателя - исчезает и возможность экономического развития.


Сейчас читают про: