Предпринимательство

Переход, к рыночной системе — переход к экономике предпринимательского типа. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство. Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей.

Но, предприниматель принимает, на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе, материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства.

Совокупность условий, влияющих на формирование, развитие и возможности реализации предпринимательских функций составляет среду предпринимательства. Она состоит из нескольких ключевых элементов.

Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы — это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности.

Личная заинтересованность, выступая движущим мотивом предпринимательства, является одновременно той "невидимой рукой", которая направляет деятельность субъектов рыночного хозяйства. Поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Рыночное пространство, как поле приложения предпринимательской деятельности, определяет возможности реализации функциональных признаков предпринимательства. Чем более развитыми и зрелыми являются рыночные институты, тем с меньшими препятствиями сталкивается предприниматель в своей деятельности и тем более полно раскроется его потенциал. И наоборот, неразвитость рыночной организации сковывает возможности и искажает направленность предпринимательской деятельности, подталкивая предпринимателей извлечь доход, используя недостатки рыночной организации.

Конкуренция выступает основной силой, регулирующей рынок.

Роль государства в рыночной экономике чрезвычайно важна. Масштабы и формы вмешательства государства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень индустриального развития экономики, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того и другого невозможно. С уверенностью можно сказать лишь, что вмешательство государства в хозяйственную жизнь оправдано лишь в той степени и допустимо в таких формах, которые способствуют повышению экономической эффективности. Поэтому в любом случае его вмешательство должно быть ограничено.

Все многообразие видов предпринимательских структур является проявлением видовых различий трех организационных форм предпринимательства: индивидуальной, партнерства и корпорации. Названные формы принято делить на две группы — частные и общественные. К первой группе относятся индивидуальные предприниматели и партнерства, а ко второй – корпорации.

В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена введенным в действие с 1 января 1995г. Гражданским Кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие организации.

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим.в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей в отношении имущества юридического лица. В-третьих, в зависимости от особенностей организации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм (см.рис. 90).

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Рис. 90. Субьекты предпринимательства

Конкуренция и предпринимательство взаимно обусловливают друг друга. Экономика предпринимательского типа - это прежде всего экономика с высокой степенью конкурентной активности. Чем выше уровень конкуренции, тем больше степень предпринимательской активности, и наоборот.

Конкурентная среда переходной экономики имеет свои особенности. Для нее характерны:

1. слабая видовая дифференциация фирм и доминирование отдельных их видов;

2. ярко выраженное стремление к реализации имеющихся монопольных преимуществ;

3. регионализация предпринимательства как форма реализации рыночной власти;

4. преобладание состязательных рынков над конкурентными;

5 распространение практики различного рода законодательных ограничений как результата лоббистской деятельности.

Все это указывает на слабость и неразвитость конкуренции. Без преодоления этих недостатков сформировать эффективно действующую предпринимательскую среду невозможно.

Реализация задачи создания экономики предпринимательского типа предполагает осуществление широкомасштабной и целостной политики по поддержке нарождающегося предпринимательства, применение особых мер по его стимулированию. Поддержка предпринимательства не самоцель, а инструмент достижения социально-экономических целей текущего и перспективного развития хозяйственной системы. Поэтому мероприятия по поддержке предпринимательства должны быть направлены на:

§ формирование широкого слоя предпринимателей;

§ стимулирование перспективных видов и направлений предпринимательства;

§ содействие накоплению инвестиционных ресурсов и использованию их на приоритетных направлениях;

§ обеспечение устойчивости функционирования отечественного предпринимательства в условиях международной конкуренции.

Все эти цели органически взаимосвязаны между собой, что требует проведения целенаправленной и скоординированной государственной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: