Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия.
Малое предприятие – это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.
Критериями, по которым субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, определены в ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». К ним относят: численность персонала (занятых работников), объем оборота и др.
В соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации. В уставном капитале, которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
|
|
- в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Несоответствие между большим количеством малых предприятий численностью занятых на них работников, с одной стороны, и относительно незначительной величиной валового дохода, вклада в создание товаров и услуг – с другой, объясняется следующими факторами:
– более низкой фондовооруженностью труда на таких предприятиях
(по сравнению с крупными);
– невозможностью внедрять новейшие крупные достижения науки и техники;
– высокими банковскими процентами на получаемые кредиты;
– в определенной степени дискриминационными контрактными отношениями значительного количества малых предприятий с крупнейшими компаниями;
– стремлением многих людей, которые не имеют предпринимательского таланта, способностей и подготовки, создавать новые предприятия, а также отсутствием знаний и опыта управления у лиц, обладающих таким талантом;
|
|
– ограниченной возможностью повышения квалификации наемных работников, их профессиональной переподготовки;
– значительными трудностями с финансированием, получением кредитов (недостаточность оборотных средств, задолженность и т. п.);
– отсутствием тех прав в управлении производством, которые завоевали наемные работники на крупных предприятиях, и защиты профсоюзов;
– финансовыми ограничениями во внедрении наиболее прогрессивных технологий, форм и методов организации производства, управления, маркетинга.
Факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, противостоят такие преимущества малого бизнеса, как:
– гибкость и оперативность в управлении и организации производства;
– более интенсивное использование рабочей силы и оборудования,
меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);
– простая и рациональная организационная структура предприятия;
– быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, запросам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции;
– возможность быстрого внедрения значительной части новых идей,
проектов и создания новых образцов продукции;
– возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания таких предприятий;
– опора на развивающуюся систему государственной поддержки малых и средних предприятий.
Если анализировать сущность малых предприятий комплексно, с точки зрения выполняемых ими функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной и личностной), то их роль неоднозначна. Так, значение малого бизнеса в реализации новаторской функции, чрезвычайно высоко, особенно при апробации новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении опытно-конструкторских разработок. А в отношении осуществления организационной функции предпринимательства, например, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др. — их роль незначительна.
Большое значение имеют малые предприятия при реализации хозяйственной (то есть эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функций предпринимательства (изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, трудоустройство значительной части трудоспособного населения и т.п. Но наиболее важную роль играют малые предприятия в осуществлении личностной функции предпринимательства, то есть реализации предпринимателем цели своей жизни, получении им удовлетворения от деятельности.
Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
- численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;
- вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;
- ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;
- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
- навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, накоплением опыта управления предприятиями и др.
|
|
В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50-60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых предприятий, тогда как в среднем по России – около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню.
Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие обстоятельства:
- недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур;
- отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики по отношению к малому бизнесу;
- излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.);
- «налоговый пресс» и громоздкая система отчетности;
- монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями;
- отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской деятельности;
- растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечивать стабильные условия ведения бизнеса.
На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Госкомстата России, – недостаток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной проблемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств.
Опыт пятнадцати лет развития малого предпринимательства показал, что оно является важным фактором решения следующих проблем становления социально-ориентированной рыночной экономики:
- формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных отношений и институтов;
- создание условий для развития активности и творчества членов общества, их самореализации как личностей;
- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий основы среднего класса - фундамента гражданского общества, его устойчивого и динамичного развития;
|
|
- расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
- содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости, мобильности, маневренности;
- привлечение личных сбережений населения для развития различных видов предпринимательства;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы;
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- укрепление доходной части региональных местных бюджетов;
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий.
Сегодня МП более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу), поэтому, как правило, на них достигается более высокая рентабельность продукции (работ, услуг) и ниже уровень затрат по сравнению со средними показателями в соответствующих отраслях экономики. Так в 2000 году в малых предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп: прибыли.
В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета (например, в Москве — около 40% городского бюджета).
Наиболее активным фактором экономического развития страны становится инновационное предпринимательство – особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и активное распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков сбыта, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия. В России имеется мощный научно-технический потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий составляет около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается.
В то же время уровень развития малого предпринимательства в России явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.
Слабость отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосредственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально-ориентированного частного предпринимательства.
Проблемы развития МП:
– энергетический перекос экономики, сохранение ее критической зависимости от мировых цен на нефть и газ;
– технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры;
– растущая концентрация экономических и политических ресурсов в руках узкой группы лиц, слабо связанной с национальными интересами страны.
Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов, решение экологических проблем.
Но для реализации в полной мере этих задач для России необходимо, прежде всего:
– развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной стороны, пополнение бюджета, а с другой – стимулирующей развитие малого предпринимательства;
– решение задачи ресурсного обеспечения малого предпринимательства;
– осуществление эффективной финансовой поддержки малых предприятий;
– проведение кадровой поддержки малых предприятий;
– создание инфраструктуры поддержки малых предприятий.