double arrow

Сущность малого предпринимательства

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по уста­новленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия.

Малое предприятие – это предприятие с небольшими количеством работ­ников и объемами производства, значительной частью рисковой (производ­ственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоя­тельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.

Критериями, по которым субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, определены в ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». К ним относят: численность персонала (занятых работников), объем оборо­та и др.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие орга­низации. В уставном капитале, которых доля участия Российской Федера­ции, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объеди­нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являю­щимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превы­шает следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;

- в оптовой торговле — 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Несоответствие между большим количеством малых предприятий численностью занятых на них работников, с одной стороны, и относительно незначительной величиной валового дохода, вклада в создание товаров и услуг – с другой, объясняется следующими факторами:

– более низкой фондовооруженностью труда на таких предприятиях
(по сравнению с крупными);

– невозможностью внедрять новейшие крупные достижения науки и техники;

– высокими банковскими процентами на получаемые кредиты;

– в определенной степени дискриминационными контрактными отношениями значительного количества малых предприятий с крупней­шими компаниями;

– стремлением многих людей, которые не имеют предпринимательского таланта, способностей и подготовки, создавать новые предприятия, а также отсутствием знаний и опыта управления у лиц, обладающих та­ким талантом;

– ограниченной возможностью повышения квалификации наемных ра­ботников, их профессиональной переподготовки;

– значительными трудностями с финансированием, получением креди­тов (недостаточность оборотных средств, задолженность и т. п.);

– отсутствием тех прав в управлении производством, которые завоевали наемные работники на крупных предприятиях, и защиты профсоюзов;

– финансовыми ограничениями во внедрении наиболее прогрессивных технологий, форм и методов организации производства, управления, маркетинга.

Факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, противостоят такие преимущества малого бизнеса, как:

– гибкость и оперативность в управлении и организации производства;

– более интенсивное использование рабочей силы и оборудования,
меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

– простая и рациональная организационная структура предприятия;

– быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, запросам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции;

– возможность быстрого внедрения значительной части новых идей,
проектов и создания новых образцов продукции;

– возможность привлечения относительно небольших ресурсов для соз­дания таких предприятий;

– опора на развивающуюся систему государственной поддержки малых и средних предприятий.

Если анализировать сущность малых предприятий комплексно, с точ­ки зрения выполняемых ими функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной и личностной), то их роль неоднозначна. Так, значение малого бизнеса в реализации новаторской функции, чрез­вычайно высоко, особенно при апробации новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении опытно-конструкторских разрабо­ток. А в отношении осуществления организационной функции предприни­мательства, например, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др. — их роль незначительна.

Большое значение имеют малые предприятия при реализации хозяйственной (то есть эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функций предпринимательства (изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, трудоустройство значительной части трудоспособного населения и т.п. Но наиболее важную роль играют малые предприятия в осуществлении личностной функции предпринимательства, то есть реализации предпринимателем цели своей жизни, получении им удовлетворения от деятельности.

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

- численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;

- вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;

- ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

- навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, накоплением опыта управления предприятиями и др.

В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50-60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых пред­приятий, тогда как в среднем по России – около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню.

Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие об­стоятельства:

- недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур;

- отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики по отношению к малому бизнесу;

- излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.);

- «налоговый пресс» и громоздкая система отчетности;

- монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями;

- отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской деятельности;

- растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечивать стабильные условия ведения бизнеса.

На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Госкомстата России, – недостаток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной про­блемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств.

Опыт пятнадцати лет развития малого предпринимательства показал, что оно является важным фактором решения следующих проблем становле­ния социально-ориентированной рыночной экономики:

- формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных отношений и институтов;

- создание условий для развития активности и творчества членов обще­ства, их самореализации как личностей;

- формирование социального слоя собственников, владельцев предпри­ятий ­основы среднего класса ­- фундамента гражданского общест­ва, его устойчивого и динамичного развития;

- расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

- содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости, мобильности, маневренности;

- привлечение личных сбережений населения для развития различных видов предпринимательства;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы;

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- укрепление доходной части региональных местных бюджетов;

- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий.

Сегодня МП более эффективно используют имеющиеся у них факто­ры производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу), поэтому, как правило, на них достигается более высокая рентабельность продукции (работ, услуг) и ниже уровень затрат по срав­нению со средними показателями в соответствующих отраслях экономи­ки. Так в 2000 году в малых предприятиях жилищно-коммунального хо­зяйства и бытового обслуживания населения на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп: прибыли.

В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в фор­мирование федерального бюджета (например, в Москве — около 40% городского бюджета).

Наиболее активным фактором экономического развития страны ста­новится инновационное предпринимательство – особый вид коммерче­ской деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и ак­тивное распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков сбыта, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия. В России имеется мощный научно-технический потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий состав­ляет около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается.

В то же время уровень развития малого предпринимательства в Рос­сии явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.

Слабость отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосред­ственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально-ориентированного частного предпринимательства.

Проблемы развития МП:

– энергетический перекос экономики, сохранение ее критической зависимости от мировых цен на нефть и газ;

– технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры;

– растущая концентрация экономических и политических ресурсов в руках узкой группы лиц, слабо связанной с национальными интереса­ми страны.

Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоле­ние отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрож­дение народных промыслов, решение экологических проблем.

Но для реализации в полной мере этих задач для России необходимо, прежде всего:

– развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной сторо­ны, пополнение бюджета, а с другой – стимулирующей развитие ма­лого предпринимательства;

– решение задачи ресурсного обеспечения малого предпринимательства;

– осуществление эффективной финансовой поддержки малых предприятий;

– проведение кадровой поддержки малых предприятий;

– создание инфраструктуры поддержки малых предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: