Являясь отраслью российского права, финансовое право представляет собой систему финансово-правовых норм, которые определенным образом группируются. При этом группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, ведь она зависит от особенностей регулируемых отношений. Определенное влияние на построение системы финансового права и группировку его норм оказывают и потребности практики. В системе финансового права выделяются части, подотрасли, разделы, правовые институты. Наиболее крупные составляющие финансового права — Общая и Особенная части.
В Общую часть объединяются нормы финансового права, закрепляющие:
1) общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
2) систему осуществляющих финансовую деятельность государственных органов и разграничение их полномочий в этой области;
3) основные черты финансово-правового положения иных субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения;
|
|
4) общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы, которые действуют во всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований и имеют общее значение.
Особенная часть представлена несколькими подотрасяями,, включающими соответствующие финансово-правовые институы, объединенные в разделы. Каждое из этих подразделений - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Подотрасли включают несколько разделов, объединяемых по признаку однородности регулируемых отношений. Так, в настоящее время сложились такие крупные подотрасли финансового права как бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права четкое оформление, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.
Финансово-правовые институты объединяются в разделы, регулирующие отношения в следующих областях: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственных и муниципальных расходов; е) организации страхования; ж) государственного и муниципального кредита; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования.
Нормы финансового права РФ содержатся в многочисленных и разнообразных нормативных правовых актах, которые являются источниками финансового права. Это акты представительных и исполнительных органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
|
|
Характерная особенность источников российского финансового права, непосредственно следующая из федеративного устройства государства, - их трехуровневый состав. Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Важнейшими источниками финансового права являются кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву - Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др. Среди источников финансового права имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Источниками финансового права также могут быть акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по финансовым вопросам.
Особая группа источников финансового права - акты финансово-кредитных органов: Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы и др. Это приказы, инструкции, распоряжения и т. п. Такие акты в основном направлены на регулирование внутренних отношений.
Важная группа источников, в которых могут содержаться финансово-правовые нормы, - акты таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др. Такие акты регулируют вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления.
Все множество нормативных правовых актов, содержащих финансово-правовые нормы, образуют систему источников финансового права, на базе которых осуществляется финансовая деятельность субъектов правоотношений.