Система и источников финансового права

Являясь отраслью российского права, финансовое право представляет собой систему финансово-правовых норм, которые определенным образом группи­руются. При этом группировка финансово-правовых норм в си­стеме имеет объективную основу, ведь она зависит от особенно­стей регулируемых отношений. Определенное влияние на построение системы финансового права и группировку его норм оказывают и потребности практики. В системе финансового права выделяются части, подотрасли, разделы, правовые институты. Наиболее крупные составляющие финансового права — Общая и Особенная части.

В Общую часть объединяются нормы финансового права, закрепляющие:

1) общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований;

2) систему осуществ­ляющих финансовую деятельность государственных органов и разграничение их полно­мочий в этой области;

3) основные черты финансово-правового положения иных субъектов, с которыми они вступают во вза­имоотношения;

4) общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансо­во-правовые нормы, которые действуют во всей финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований и имеют общее значение.

Особенная часть представлена несколькими подотрасяями,, включающими соответствующие финансово-правовые институы, объединенные в разделы. Каждое из этих подразделе­ний - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отноше­ний. Финансово-правовой институт объединяет правовые нор­мы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию груп­пу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Подотрасли включают несколько разделов, объединяемых по признаку однородности регулируемых отношений. Так, в настоящее время сложились такие крупные подотрасли фи­нансового права как бюд­жетное право и налоговое право. Названные подотрасли получи­ли в системе финансового права четкое оформление, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогово­го кодексов РФ.

Финансово-правовые институты объединяются в разделы, регулирующие отношения в следующих областях: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государствен­ных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государ­ственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственных и муниципальных расходов; е) организации страхования; ж) государственного и муниципально­го кредита; з) банковского кредитования; и) де­нежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования.

Нормы финансового права РФ содержатся в многочисленных и разнообразных нормативных правовых актах, которые являются источниками финансового права. Это акты представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, феде­ральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Характерная особенность источни­ков российского финансового права, непосредственно следующая из федера­тивного устройства государства, - их трехуровневый состав. Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Важнейшими источниками финансового права являются ко­дифицированные источники по налоговому и бюджетному пра­ву - Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Среди источников финансового права немало таких, кото­рые содержат нормы и других отраслей права — конституцион­ного, административного, гражданского и т. д. К ним относят­ся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуп­равлении, о банках, об организации страхования и др. Среди источников финансового права имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. Нормы финансового права со­держатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Источниками финансового права также могут быть акты органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации, принятые по финансовым вопросам.

Особая группа источников финансового права - акты финансово-кредитных органов: Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой служ­бы и др. Это приказы, инструкции, распоряжения и т. п. Такие акты в основном направлены на регулирование внутренних от­ношений.

Важная группа источников, в которых могут содержаться финансово-правовые нормы, - акты та­ких органов исполнительной власти, как министерства, ведом­ства и др. Такие акты регулируют вопросы финансов в пределах соответ­ствующей отрасли или сферы управления.

Все множество нормативных правовых актов, содержащих финансово-правовые нормы, образуют систему источников финансового права, на базе которых осуществляется финансовая деятельность субъектов правоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: