Принципы системы внутреннего контроля

Критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.

1. Принцип ответственности.

2. Принцип сбалансированности (сбалансированность озна­чает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения).

3. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.

4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.

5. Принцип ущемления интересов (необходимо создавать спе­циальные условия, при которых любые отклонения ставят како­го-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем).

6. Принцип интеграции (при решении задач, связанных с конт­ролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаи­модействия работников функциональных различных направле­ний).

7. Принцип заинтересованности администрации.

8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Принцип компетентности состоит в проявлении контролером высокого уровня знаний при контроле финансово-хозяйственной деятельности, а также предполагает обязательное пополнение багажа знаний через курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, необхо­димо постоянно быть в курсе всех последних изменений в зако­нодательстве, изучать опыт и новые методы контроля, стремить­ся к повышению профессионализма.


9. Принцип соответствия (степень сложности системы внут­
реннего контроля должна соответствовать степени сложности
подконтрольной системы).

10. Принцип постоянства (адекватное постоянное функциони­рование системы внутреннего контроля позволит вовремя преду­преждать о возможности возникновения отклонений).

11. Принцип приемлемости методологии внутреннего контро­ля (означает целесообразное распределение контрольных функ­ций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов).

12. Принцип непрерывности развития и совершенствования (со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают).

13. Принцип приоритетности (абсолютный контроль над
обычными незначительными операциями не имеет смысла и бу­
дет только отвлекать силы от более важных задач).

14. Принцип комплексности (нельзя добиться общей эффек­тивности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов).

15. Принцип согласованности пропускных способностей раз­личных звеньев системы внутреннего контроля.

16. Принцип оптимальной централизации (динамичность,
устойчивость, непрерывность функционирования системы обу­
словливаются единством и оптимальным уровнем централизации
оргструктуры организации).

17. Принцип единичной ответственности (во избежание безот­
ветственности недопустимо закрепление отдельной функции за
двумя или несколькими центрами ответственности).

18. Принцип функциональных потенциальных имитаций
(временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля
не должно прерывать контрольных процессов).

19. Принцип регламента (эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации).

20. Принцип разделения обязанностей.

21. Принцип разрешения и одобрения.

22. Принцип взаимодействия и координации.
Важным аспектом функционирования системы внутреннего

контроля является выполнение принципов данной системы, соблю­дение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.


Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаи­модействия всех подразделений и служб организации.

Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: