Цели и организация внутреннего контроля

Классификация системы внутреннего контроля

Поскольку система контроля является важной составляющей управленческого контроля в целом, для раскрытия механизмов


функционирования данной системы необходимо изучить особен­ности ее составных элементов, а для этого необходимо ее класси­фицировать по разным признаками.

Систему внутреннего контроля классифицируют по форме внутреннего контроля, который зависит от особенностей органи­зационной и правовой структуры субъекта; видов и масштабов фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта; рациональности и целесообразности охвата контролем сфер деятельности субъекта; отношения руководства организации и ведению контроля.

Также различают внутренний контроль в зависимости от при­меняемых методов и приемов контроля (общие методы контро­ля — индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и другие, самостоятельно разработанные методы — замеры, взвешивание, пересчет, инвентаризация, наблюдение, экспертиза, сверка, об­ратная калькуляция, логическая и экономическая проверка, тестирование, анкетирование, опрос и т. д., специальные мето­ды — методы экономической статистики, анализа, прогнозирова­ния, моделирования и т. д.). Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля — внутренний аудит.

Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, для которых характерны:

1) усложненная оргструктура;

2) многочисленность филиалов, дочерних компаний;

3) разнообразие видов деятельности и возможность их коопе­рирования;

4) стремление органов управления получать достаточно

объективную и независимую оценку действий менеджеров

всех уровней управления.

Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние ауди­торы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, упра­вленческое консультирование. К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии, деятельность которых регла­ментирована действующим законодательством.

В зависимости от времени контроль подразделяют на опера­тивный, тактический и стратегический.

В зависимости от данных, которые используются при конт­рольных мероприятиях, различают фактический, документаль­ный контроль и контроль показателей, полученных с помощью обработки средствами ЭВМ.


По этапам проведения контрольных мероприятий различают предварительный, текущий и последующий контроль. Контроль может быть плановым и внеплановым, разовым, постоянным и периодическим. По степени охвата данных может быть сплошным и выборочным.

В зависимости от типа системы внутреннего контроля он мо­жет осуществляться с помощью систем ЭВМ или вручную, либо возможна частичная автоматизация отдельных стадий контроля.

Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляет­ся контролером-ревизором без применения средств ЭВМ.

Частично автоматизированный внутренний контроль осущест­вляется его контролерами с применением средств автоматизации в сочетании с обработкой данных вручную. Контроль, осущест­вляемый с помощью средств автоматизации, ведется под руковод­ством контролера-ревизора, что облегчает ему работу с большими массивами данных, экономит время, позволяет делать всесторон­ний анализ, задавая параметры выборки.

Следующий признак классификации — значимость субъектов контроля в процессе осуществления контрольных операций.

По данному признаку разделяют:

1) контролеров-ревизоров, непосредственно осуществляю­
щих контроль;

2) участников, в обязанности которых входят функции конт­
роля, — это различные специалисты предприятия.
Данная классификация не исчерпывающая, но в ней приведе­
ны основные классификационные признаки, необходимые для
правильного понимания системы внутреннего контроля.

Цель внутреннего контроля — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контро­ля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламен­тируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризаций, правила организации до­кументооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. При организации и осуществле-


нии внутреннего контроля используются как денежные, так и не­денежные измерители.

Успешно применяются натуральные показатели: штуки, мет­ры, тонны, литры — в зависимости от отраслевой принадлежно­сти предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы. При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соот­ветственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия: снабжения, производства, реализации.

Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдель­ные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности.

Руководство предприятия самостоятельно устанавливает со­став, сроки, периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля — целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обяза­тельной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетно­сти экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной инфор­мацией предприятия является только аналитическая часть ауди­торского заключения и письменная информация аудитора руко­водству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.

При публикации бухгалтерской отчетности указываются и ре­зультаты аудиторской проверки. Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер. Внутренний контроль призван организовывать его структуру, а также поддер­живать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие име­ет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внешнего контроля, если это же предприятие организует реализа­цию своей продукции в розницу через торговый павильон, струк­тура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким обра­зом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1) контроль над состоянием активов и недопущение убытков;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контроль­ных процедур;


3) анализ эффективности функционирования системы внут­реннего контроля и обработки информации;

4) оценка качества информации, выдаваемой управленче­ской информационной системой. Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется

не только детальный контроль над политикой и качеством менедж­мента.

Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

1) проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

2) оценка экономичности и эффективности операций компа­нии;

3) проверка уровня достижений программных целей;

4) подтверждение точности информации, используемой ру­ководством при принятии решений. Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор

несет только перед руководством предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: