double arrow

Перечислите разряды имен прилагательных и их основные признаки

Назовите основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания.

Составьте словосочетания, используя различные падежи, употребив прозвище литературного персонажа Ричард Львиное Сердце

15. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

16. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?

17. Как образуют родительный падеж существительных, которые употребляются только во множественном числе: заморозки, сумерки, ясли? (заморозков, сумерек, яслей)

18. Какие существительные в русском языке относят к одушевленным / неодушевленным?

Категория одушевленности существительных проявляет себя в совпадение формы В. п. и Р. п. в единственном и множественном числе у существительных мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во множественном числе у существительных женского и среднего рода (вижу женщин, животных).

Категория неодушевленности – в совпадении В.п. с формой И.п. (вижу дом, столы, улицы, поля).

Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. - сад, снег;

2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. - радость, мышь;

3. им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен, обижен, снят;

4. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;

5. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок_ (чулк-и), семей_, (се[м ' й а]);

6. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов_ (ср. Зевсова), сестрин_(сестрина), рыбий_ (ры[б ' й а ]).

7. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел_, разговаривал_, находился_, приходил_ бы, заблудился_ бы.

20. Назовите наиболее трудные случаи употребления имени
числительного.

21. О чем следует помнить, употребляя в речи составные количественные числительные?

Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты.

22. Чем числительные 40, 90, 100 отличаются от других числительных?

Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание –а.

23. Какова особенность употребления дробных числительных?

При употреблении числительных, обозначающих дробные числа, существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д.

24. Как изменяются по падежам порядковые числительные?

В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа).

25. Как употребить правильно собирательные числительные двое, трое?

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях:

1) с существительными муж. и общ. рода, обозначающими лиц мужского пола (трое друзей, двое сирот);

2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое, нас двое, их было семеро);

3) с существительными, имеющими формы только мн. ч. (двое саней, трое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток);

4) с существительными, обозначающими детенышей животных (двое медвежат, семеро козлят);

5) с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог, двое рукавиц, трое рукавиц), данная форма является разговорной, предпочтительнее употреблять пара сапог, пара рукавиц;

6) с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек» (двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц);

7) с существительными, которые образованы путем перехода из прилагательных или причастий и называют группу лиц (четверо знакомых, пятеро отдыхающих).

26. Могут ли «трое волков» съесть одного медвежонка? Можно ли сказать трое друзей, трое подруг, двое ножниц, двое медведей, трое студентов, трое студенток?

трое друзей, трое подруг, двое ножниц, двое медведей, трое студентов, трое студенток?

27. Расскажите о влиянии категории одушевленности / неодушевленности в сочетаниях имен числительных с именами существительными

Собирательные числительные в сочетании с одушевленными существительными употребляются во всех падежах (трое студентов, троими студентами, у троих студентов и т.д.). В сочетании же с неодушевленными существительными эти числительные употребляются только в именительном и винительном падежах, в других падежах следует употреблять количественные числительные: прошло трое суток (им.), ждал трое суток (вин.). Недопустимы сочетания: *около троих суток (род.), *благодаря троим суткам (дат.), *вслед за троими сутками (тв.), *о троих сутках (предл.). Следует говорить: около трех суток (род.), благодаря трем суткам (дат.), вслед за тремя сутками (тв.), о трех сутках (предл.).

28. Какую форму принимает сказуемое при числительном?

При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа, например: Двадцать один делегат прибыл на совещание.

2. Если в роли подлежащего или его части выступают слова большинство, меньшинство, часть, несколько, то сказуемое употребляется в форме единственного числа, например: Часть группы осталась на научной конференции. Несколько студентов записалось на семинар по выбору.

3. При словах тысяча, миллион, миллиард форма единственного числа сказуемого предпочтительна, а форма множественного числа допустима, например: Тысяча студентов пришла (допустимо пришли) на митинг. Миллион жителей страны не участвовал (допустимо не участвовали) в голосовании.

· качественные (отвечают на вопрос «какой?»);

o образуют формы степеней качества (красный — красненький, краснуха, красноватый);

o имеют степени сравнения: сравнительную (добрыйдобрее) и превосходнуюстепень (добреедобрейший, сильнеесильнейший и др.).

У потреблении составной сравнительной степени,которая образуется сочетанием вспомогательных слов болееили менее.Правильной будет форма более, менее + прилагательное в положительной степени.Например: более милосердный, менее грубый. Но ни в коем случае со словами более, менее не могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степени сравнения, т. е. такие сочетания, как более лучше, более красивее, менее красивейший в русском литературном языке недопустимывозникает плеонастическое сочетание;

выступают в полной и краткой форме (весёлый — весел). Не все качественные прилагательные могут иметь краткие формы. Такие формы отсутствуют:

а) у прилагательных, образованных путем перехода в качественные из
других разрядов или из причастий: золотой характер, львиная доля,
выдающийся музыкант;

б) у большинства прилагательных, обозначающих цвет, а также
называющих масти животных: розовый шарф, вороной конь, коричневые
ботики.

в) у прилагательных с суффиксами - ск,- ов,- ев:дружеский совет,
черновой вариант, боевой товарищ.

г) у прилагательных с суффиксом -л, основа которых совпадает с основой глагола прошедшего времени: бывалый человек, отсталые взгляды,
пожилой мужчина,
(однако, если конечный согласный -л основы не является
суффиксом, образование краткой формы возможно: тусклый взгляд - тускл,
круглый стол
- кругл).

д) у прилагательных с приставками пре-, раз- и рас-в значении большей степени качества: прелюбезный человек, развеселый студент,
распомаженная девушка.
(Однако, когда указанные значения приставок не
осознаются, образование краткой формы допустимо: прекрасный - прекрасен,
разумный -разумен)
;

o образуют наречия, оканчивающиеся на -о/-е и -и (весёлый — ве́село);

o из качественных прилагательных возможно образовать существительные (красный — краснота);

o большинство качественных прилагательных сочетаются с наречием «очень» (очень большой, очень вкусный);

· относительные (отвечают на вопрос «какой?»)

o относительные прилагательные не имеют степеней; обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временны́е признаки предмета: дереводеревянный, январьянварский, вчеравчерашний;

o большинство относительных прилагательных не сочетаются с наречием «очень»;

· притяжательные — отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо животному или лицу (отцовский, сестрин, лисий);

o не имеют степеней;

o не имеют ни синонимов, ни антонимов, хотя само сочетание притяжательного прилагательного с существительным синонимично конструкции со значением обладания.

Для того, чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.


Сейчас читают про: