Рис. 14. Определение оптимального количества складов
Рис. 13. Определение точки безубыточности склада
FC - постоянные затраты на содержание склада;
Сгр - затраты на грузопереработку на СС; Собщ - расходы на хранение груза на СС;
Схр - расходы на хранение груза на СОП: Схр = а S 365,
где: S - необходимая площадь на СОП; а - суточная стоимость 1 м2 СОП.
В процессе управления складированием и грузопереработкой на собственном складе логистический менеджер решает следующие основные проблемы:
1. Формирование оптимальной складской сети на обслуживаемой территории.
2. Оптимальная планировка складских помещений в соответствии с избранной системой складирования.
3. Повышение производительности и прибыли склада.
Решение первой проблемы заключается в определении оптимального количества складов в сети, размера складов и их места расположения. Оптимальное количество складов рассчитывается на основе модели минимизации общих логистических издержек по содержанию склада. Рассмотрим графическое решение данной проблемы (рис. 14).
|
|
ТС - общие затраты; Сэксп - затраты на эксплуатацию склада;
Схр - расходы на хранение грузов; Стр - транспортные расходы;
Супр - затраты на управление складской системой;
Спот - потери от упущенных продаж в случае отсутствия запасов.
Увеличение числа складов приближает их к потребителям, способствует снижению транспортных расходов, упущенной выгоды от продаж и повышению качества обслуживания. При этом затраты на складирование и хранение грузов возрастают прямо пропорционально количеству складов. Оптимальное число складов на обслуживаемой территории соответствует точке минимума общих затрат (ТС). Современные тенденции в развитии логистики таковы: иметь меньшее число, но крупных складов.
При определении размера склада необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения грузов, а также данные прогноза спроса на продукцию склада и уровня ее запасов. Чем больше площадь, тем легче выбрать наиболее эффективную систему складирования.
При выборе места расположения склада оптимальным считается вариант, который обеспечивает минимум общих затрат на строительство и эксплуатацию склада, а также минимум транспортных расходов по доставке и отправке грузов. При увеличении размера и мощности склада общие затраты на 1 т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов и сокращению числа небольших складов на обслуживаемой территории. В арсенале логистики имеется несколько моделей оптимального размещения складских мощностей. На практике используется модель «центра тяжести», сущность которой заключается в расчете координат оптимальной точки расположения склада Мх/у.
|
|
Мх = (ТСпх + ТСкх) / (ТСп + ТСк)
Мy = (ТСпy + ТСкy) / (ТСп + ТСк),
Где: ТСпх и ТСпy - общие затраты на транспортировку грузов от поставщиков на склад фирмы с учетом расстояния по оси Х и Y, соответственно;
ТСкх и ТСкy - общие затраты на транспортировку грузов со склада фирмы клиентам с учетом расстояния по оси Х и Y, соответственно; ТСп и ТСк - общие затраты на транспортировку грузов от поставщика на склад и со склада фирмы клиентам без учета расстояния по оси Х и Y.
Решение второй проблемы заключается в принятии решений по оптимальной
планировке склада.Планировка склада зависит от типа продуктов, которые будут там храниться, доступности капитала и системы складирования и грузопереработки. К планировке складских помещений предъявляются следующие требования:
- возможность применения эффективных способов размещения и укладки продукции;
- обеспечение условий для полной сохранности единиц хранения и их качества;
- возможность эффективного применения подъемно-транспортного оборудования;
- удобный доступ к продукции и обеспечение непрерывности складского технологического процесса.
Хорошая планировка склада позволит:
1) повысить емкость и удельный грузооборот склада;
2) снизить затраты на содержание склада;
3) повысить уровень потребительского сервиса;
4) обеспечить лучшие условия труда складских работников.
Оптимальная планировка склада должна отвечать следующим критериям:
- показатели эффективности использования складской площади и объема - максимальные;
- показатель общих затрат на 1 т груза, связанный с приобретением и эксплуатацией склада - минимальный.
Общие затраты на 1 тонну груза, связанные с оснащенностью склада, определяются по формуле:
ТС = 0,29 IC + VC
где: 0,29 - коэффициент эффективности капитальных вложений;
IC - первоначальные инвестиции на строительство и оснащение склада, ден.ед./т:
IC = S / nо Qгод,
где S - стоимость складского оборудования; VC - текущие (переменные) годовые затраты,т:
VC = FC / nо Qгод,
где FC - постоянные затраты, связанные с амортизацией складского оборудования и эксплуатацией склада.
Третья проблема обусловлена требованиями роста производительности и прибыли склада. Производительность – число комплектов груза, обработанных за 1 чел-час или 1 маш-час времени работы оборудования. Повышение производительности может быть достигнуто за счет рационального размещения грузов на складе. Для решения этой задачи используется метод В. Парето 20/80, который позволяет минимизировать число перемещений груза на складе посредством его разделения на две группы:
1. Товары, требующие большого количества перемещений из-за частоты заказов и крупногабаритные товары.
2. Товары, к которым обращаются достаточно редко из-за низкого спроса.
Первая группа товаров составляет 20% всего ассортимента, поэтому их нужно располагать вдоль "горячих линий", максимально приближенным к отпускным площадкам. Вторая группа товаров составляет 80% ассортимента и может располагаться вдоль "холодных линий". Решение данной проблемы на компьютере показало, что при таком размещении продукции суммарный пробег техники сократился в 2 раза. Другими
факторами роста производительности склада являются: использование высокотехнологического оборудования, внедрение автоматической системы адресования грузов, автоматизированных контейнерных площадок, полностью автоматизированных складов, а также информационных систем «1С» и WМS (система управления складом).
Существует множество других проблем складирования, например, контроль за соблюдением правил хранения груза (температура, влажность) и техники безопасности, а также проблема хищения товаров собственным персоналом, невзирая на систему слежения и охраны.