double arrow

Факторы внешней среды, влияющие на преобразования компаний


Таблица 1

Область действия Способ действия Факторы
Организацион­ные Революционные 1. Кризис в отрасли 2. Резкий скачок уровня конкуренции, обу­словленный: а) новыми конкурентами; б) новыми товарами 3. Новый организационно-экономический закон 4. Появление новых организационных форм в бизнесе
Эволюционные Плавное изменение уровня конкуренции, обу­словленное: а) поставщиками; б) потребителями; в) конкурентами
Экономические Революционные Скачок цен на продукцию, сырье, технологии, рабочую силу, информацию
Эволюционные Состояние экономики отрасли
Технические Революционные Появление принципиально новых технологий
Эволюционные Постепенное изменение технологий в отрасли
Социальные Революционные Резкое изменение предпринимательского климата
Эволюционные Плавное изменение предпринимательского кли­мата
Информацион­ные Революционные Появление нового способа передачи, хранения, переработки информации
Эволюционные Накопление новых научно-технических знаний

В случае если проникновение в ту или иную отрасль не затруд­нено, а уровень прибыли достаточно высок, то количество фирм в ней будет увеличиваться. Однако если при этом рост потреби­тельского спроса не будет расти пропорционально росту предложе­ния в целом по отрасли, то цены, а, следовательно, и прибыль бу­дут падать. Таким образом, приход в отрасль новых компаний обу­словливает верхнюю границу прибыльности данной отрасли. Общими барьерами для вступления в отрасль являются:

— эффект экономики на масштабах производства;

— значительное сокращение себестоимости в результате ис­пользования накопленного опыта;

— приверженность к определенным товарным маркам, сло­жившиеся предпочтения заказчиков;

— значительный объем необходимых капиталовложений;

— наличие доступа к каналам сбыта;

— регулирующая политика в отрасли;

— тарифы и международные торговые ограничения.

Для многих компаний важным фактором, влияющим на осуще­ствление сделок по слияниям и поглощениям, становится появле­ние новых товаров-заменителей. Если по каким-то параметрам (цена, качество, требования моды и т.д.) товар-заменитель стано­вится более привлекательным для покупателя, то он предпочтет данный товар ранее существовавшему.

Наряду с внешними факторами, оказывающими воздействие на динамику слияний и поглощений, существует значительное количе­ство внутренних факторов, определяющих преобразование компаний (табл. 2).

Среди важнейших внутренних факторов, влияющих на решение о проведении сделок по слияниям и поглощениям, можно отметить:

— решение о горизонтальной или вертикальной интеграции;

— решение о диверсификации, т.е. о процессе расширения номенклатуры производимой продукции, проникновении фирмы в другие отрасли производства;

— решение о специализации, т.е. о сокращении номенклату­ры производства путем разделения его на независимые или полу­зависимые предприятия;

— резкое расширение бизнеса путем акционирования или до­полнитель­ной эмиссии;

— партнерство, т.е. взаимодействие с другими фирмами путем создания союзов или ассоциаций.


Сейчас читают про: