Таблица 1
Область действия | Способ действия | Факторы |
Организационные | Революционные | 1. Кризис в отрасли 2. Резкий скачок уровня конкуренции, обусловленный: а) новыми конкурентами; б) новыми товарами 3. Новый организационно-экономический закон 4. Появление новых организационных форм в бизнесе |
Эволюционные | Плавное изменение уровня конкуренции, обусловленное: а) поставщиками; б) потребителями; в) конкурентами | |
Экономические | Революционные | Скачок цен на продукцию, сырье, технологии, рабочую силу, информацию |
Эволюционные | Состояние экономики отрасли | |
Технические | Революционные | Появление принципиально новых технологий |
Эволюционные | Постепенное изменение технологий в отрасли | |
Социальные | Революционные | Резкое изменение предпринимательского климата |
Эволюционные | Плавное изменение предпринимательского климата | |
Информационные | Революционные | Появление нового способа передачи, хранения, переработки информации |
Эволюционные | Накопление новых научно-технических знаний |
В случае если проникновение в ту или иную отрасль не затруднено, а уровень прибыли достаточно высок, то количество фирм в ней будет увеличиваться. Однако если при этом рост потребительского спроса не будет расти пропорционально росту предложения в целом по отрасли, то цены, а, следовательно, и прибыль будут падать. Таким образом, приход в отрасль новых компаний обусловливает верхнюю границу прибыльности данной отрасли. Общими барьерами для вступления в отрасль являются:
— эффект экономики на масштабах производства;
— значительное сокращение себестоимости в результате использования накопленного опыта;
— приверженность к определенным товарным маркам, сложившиеся предпочтения заказчиков;
— значительный объем необходимых капиталовложений;
— наличие доступа к каналам сбыта;
— регулирующая политика в отрасли;
— тарифы и международные торговые ограничения.
Для многих компаний важным фактором, влияющим на осуществление сделок по слияниям и поглощениям, становится появление новых товаров-заменителей. Если по каким-то параметрам (цена, качество, требования моды и т.д.) товар-заменитель становится более привлекательным для покупателя, то он предпочтет данный товар ранее существовавшему.
Наряду с внешними факторами, оказывающими воздействие на динамику слияний и поглощений, существует значительное количество внутренних факторов, определяющих преобразование компаний (табл. 2).
Среди важнейших внутренних факторов, влияющих на решение о проведении сделок по слияниям и поглощениям, можно отметить:
— решение о горизонтальной или вертикальной интеграции;
— решение о диверсификации, т.е. о процессе расширения номенклатуры производимой продукции, проникновении фирмы в другие отрасли производства;
— решение о специализации, т.е. о сокращении номенклатуры производства путем разделения его на независимые или полузависимые предприятия;
— резкое расширение бизнеса путем акционирования или дополнительной эмиссии;
— партнерство, т.е. взаимодействие с другими фирмами путем создания союзов или ассоциаций.