Генезис и эволюция ТНК. Существует немало экстравагантных те­орий генезиса транснационализации. Начало этого процесса некоторые иссле­дователи относят даже к Древнему миру

Действительно, еще до нашей эры были компании, осуществлявшие прямые иностранные инвестиции и производство за пределами своей страны. Так, например, поступали греческие и финикийские колонисты. Однако в то время сами нации только еще складывались и отношение к национальному было совсем иное, чем сейчас. Более логичным представляется отнесение первых транснациональных в современном понимании этого слова корпораций к концу XIX в.

Исторически развитие ТНК прошло ряд этапов. С периода зарождения первых ТНК (конец XIX в.) они претерпели весьма существенную эволю­цию. Деятельность ТНК первого поколения в значительной мере была свя­зана с раз­работкой сырьевых ресурсов бывших колоний, что дает осно­вание определить их как «колониально-сырьевые ТНК». По своей орга­низационно-экономиче­ской форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты.

Затем на мировую арену выдвигаются ТНК трестового типа, связан­ные с производством военно-технической продукции - ТНК второго поко­ления. Начав свою деятельность в период между двумя мировыми война­ми, некоторые из них сохранили свои позиции в мировой экономике и после второй мировой войны. Для ТНК первого и второго поколений ха­рактерны инвестиции "с нуля". Это обусловливается тем, что в период функционирования ТНК первого и второго поколений основным конку­рентным преимуществом являлось наличие физических производственных мощностей в различных странах. К тому же рассматриваемый период ха­рактеризуется скорее нарождением новых ТНК и постепенным вовлечени­ем местных фирм в международное производство, что повлекло за собой волны слияний и поглощений, а также образование большого числа стра­тегических альянсов.

В 60-е годы все более заметную роль стали играть ТНК третьего поко­ле­ния, деятельность которых основывалась на широком использовании достиже­ний научно-технической революции. В качестве организационно-экономиче­ской формы этих ТНК выступали уже концерны и конгломе­раты. В 60-80-е годы в деятельности ТНК третьего поколения происходи­ло органичное соеди­нение элементов национального и зарубежного про­изводств: реализации това­ров, управления и организации работы персо­нала, научно-исследовательских работ, маркетинга и послепродажного об­служивания. Основные элементы вос­производственного процесса перево­дились на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распро­странению достижений научно-технической революции в периферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, создали экономические предпосылки по­явления междуна­родного производства с единым рыночным и информацион­ным простран­ством, международным рынком капитала и рабочей силы, на­учно-техничес­ких услуг. В связи с ожесточением борьбы за рынки сбыта ТНК третьего поколения всячески стремились к получению преимуществ в ценовой конку­ренции, что обусловило широкое использование трансплантантов в каче­стве главенствующей формы ПИИ. Сборочные производства в принимаю­щих странах помогали ТНК обойти импортные пошлины этих стран.

Постепенно появлялись и в начале 80-х годов утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являются:

1. Планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе.

2. Дележ мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК.

3. Координация действий сети своих филиалов на основе новых сетевых информационных технологий, гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность и гибкость всей организационной структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита.

4. Интеграция своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегрирована с другими сетями ТНК.

5. Осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых размещен бизнес ТНК.

Сейчас можно говорить о возникновении и развитии ТНК пятого поколения. ТНК пятого поколения отличаются от предшественников усилившейся экономической мощью и участием в мировой экономике в качестве не зависимого от национальных государств субъекта.

ТНК и организационные формы. Институциональной основой большин­ства крупных ТНК является холдинговая система, основанная на контроле голов­ной компании над дочерними. Контроль может осуществляться как через права собственности, так и через договорные обязательства по отношению к материнской компании.

В последние годы наряду с холдингами бурно развиваются и другие организационные формы ТНК, основанные на совместном предпринимательстве с компаниями принимающих стран, стратегических альянсах с другими ТНК и контрактном праве.

Одной из важных характерных особенностей современной организации ТНК является их способность гибко переносить свой центр управления и штаб-квартиру из одного узла корпоративной сети в другой, легко меняя основную страну "прописки" с целью получения налоговых и других выгод. Это ведет к соревнованию между государствами за привлечение к себе ТНК путем предоставления им наилучших условий и налоговых льгот. Сейчас распространены две основные модели налогообложения ТНК: американская, при которой местом пребывания корпорации считается страна, где она зарегистрирована, и модель ОЭСР, в которой место пребывания определяется по расположению фактического управления корпорацией. В современном мире передовые государства, в которых в основном размещены штаб-квартиры ТНК, находятся в состоянии непрерывной конкурентной борьбы законов и условий для "перетаскивания к себе свободно перемещающегося транснационального капитала. Например, США позволяют своим корпорациям независимо от места их нахождения пользоваться преимуществами американского законодательства о юридических лицах.

Поскольку в настоящее время превалирует сетевая система организации, терминальные звенья современных ТНК представляют собой, говоря языком компьютерных сетевых технологий, своеобразные "порты", открытые для подсоединения к корпоративной сети взаимосвязей новых элементов через механизмы межфирменных транснациональных стратегических альянсов (ТСА). Благодаря этим механизмам все менее четкими становятся границы компаний и промышленных групп, все чаще приобретающих форму "созвездий", включающих связанные между собой, но до известной степени независимые компании различных размеров и отраслей.

К основным технологическим факторам, способствующим расширению межфирменного сотрудничества, относятся: распределение риска, связанного с разработкой и использованием новых технологий; стремление опередить конкурента в коммерческом использовании результатов НИОКР; предотвращение трудностей, связанных с различиями в национальных патентных законодательствах; преодоление трудностей, связанных с лицензией на продажу товара за границей; стремление окупить затраты на проведение дорогостоящих НИОКР; необходимость преодоления протекционистских барьеров; стремление интегрировать отдельные изобретения в рамках новых систем производственного или потребительского назначения; создание единых стандартов и норм на более ранних стадиях разработки процессов или продукта, чтобы избежать необходимость их согласования на более поздних стадиях, что требует дополнительных ресурсов.

Как видно из этого перечня, большинство факторов, стимулирующих стратегические альянсы, относятся к сфере организации и использования результатов НИОКР. Об этой же тенденции свидетельствует и статистика. Число соглашений, связанных с НИОКР и передачей технологии, возрастало большими темпами и уже в начале 90-х годов достигло более половины всех соглашений, в то время как 10 лет назад оно составляло менее 30%. Это вполне естественно в эпоху, когда инновации стали основным конкурентным преимуществом фирм.

Традиционная модель поведения ТНК, при которой инновационные продукты создавались в основном в стране происхождения, а затем экспортировались в зарубежные филиалы, уступает место более рациональному территориальному размещению исследовательских работ с переносом части разработок в страны с лучшими условиями проведения работ данного вида или с дешевыми и достаточно квалифицированными кадрами. В Белой книге Агентства по науке и технологиям Японии отмечается, что за последние 5 лет японские компании открывают свои зарубежные лаборатории примерно один раз в неделю. Всего за рубежом на начало 90-х годов действовали 276 японских исследовательских центра, половина из которых - в США и 1/3 - в Западной Европе.

В последние годы наряду с традиционным вывозом капитала в форме прямых инвестиций ТНК все более практикуют экспорт организационных технологий, ноу-хау и целых фрагментов развившихся в других странах пребывания корпораций или зародившихся и сложившихся в недрах самой ТНК неформальных институтов в сфере организации и управления. Постепенно руководители передовых ТНК стали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социально-культурных институтов, и для обеспечения их непрерывного и успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные модули в принимающие страны.

Пришло время более адекватной оценки вклада общей культуры и идеологии в практические экономические успехи стран и отдельных компаний. При достаточно глубоком рассмотрении оказывается, что внешне совершенно интернациональные естественные науки, инженерия и бизнес тысячами нитей связаны с культурой нации, традицией, религией и господствующей идеологией.

В последние годы в мировой практике получили развитие так называе­мые транснациональные оболочные или пустотелые фирмы (hollow firms), спецификой которых является передача на контрактной основе части пред­приним­ательских функций, прежде всего производственных, сторонним подрядчикам из различных стран. Возникли они в таких отраслях, которые производят потребительские товары: игрушки, одежду, обувь, спортивные из­делия и др. Эти фирмы обладают уже известной торговой маркой и опреде­ляют, какой товар нужно производить конкретному предприятию, как и кому его продавать, т.е. берут на себя все отношения с рынком фирмы-производителя.

Головная компания оставляет за собой только функцию общего управления всем процессом от разработки идеи товара до продажи его окончательному потребителю. Речь идет о продвижении товара под своей торговой маркой, не занимаясь его производством, Например, крупнейший мировой производитель спортивной обуви Nike Inc. (США) с момента своего создания в 1964 г. передает производственные функции на контрактной основе подрядчикам из развивающихся стран. Компания осуществляет исследовательскую, дизайнерскую и маркетинговую деятельность, инвестирует значительную часть своей прибыли на НИОКР и рекламу, а не в основной капитал. Компания Esprit de Corp. (США) занимается бизнесом в сфере производства и реализации одежды на контрактной основе более чем с 150 фабриками, разбросанными по всему миру.

Эта форма интеграции также используется при организации производства и сбыта персональных компьютеров. Фирма Emercson Radio Corh., производящая телевизоры, сосредоточила разработку дизайна, технической спецификации своей продукции и продвижение ее на рынок, а производство осуществляется азиатскими субподрядчиками. Комплектующие покупаются через свои офисы в других странах. Причем компания успешно конкурирует с такими известными вертикально интегрированными фирмами, как Sony и Samsung.

Наиболее важными представляются следствия деятельности ТНК для трансформации мировой экономики. В настоящее время крупней­шие ТНК капиталистического мира принимают глобальный характер. Создав сеть своих филиалов в различных районах земного шара, они приступили к перераспределению международного разделения труда в рамках корпораций, накладывая его на традиционно существовавшие связи между странами, трансформируя, а нередко и деформируя их.

Не претендуя на полноту охвата характеристики ТНК, можно было бы определить следующие особенности, выделяющие их из об­щей массы предприятий, оперирующих на внешних рынках:

- отрыв от национальной почвы, глобальный характер внутри­фирменного планирования, а также операции по снабжению и сбыту, под централизованным частным контролем;

- использование международного единичного разделения тру­да в рамках системы технологически взаимосвязанных предприятий в разных странах мира, обменивающихся незавершенной продукцией по некоммерческим, трансфертным ценам (вид цены, используемый при обмене товарами в рамках МНК и ТНК и предприятий, для расчетов между их подразделениями, расположенными в разных странах);

- раздел рынков между филиалами и их централизованное тех­нологическое обеспечение.

Официально в докладах ЮНКТАД по мировым инвестициям в настоящее время используется следующее определение ТНК:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: