double arrow

Показатели работы в транспортном процессе


Варианты организации транспортного процесса

Организация движения автотранспорта

Важную роль при выполнении грузовых автомобильных перевозок занимает организация движения подвижного состава.

Маршрутом движенияназывается путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. На всех маршрутах транспортный процесс перевозки грузов складывается из последовательно повторяющихся элементов:

· подача ПС к месту погрузки;

· погрузка ПС;

· перемещение груза;

· разгрузка ПС.

Совокупность этих элементов называется циклом перевозки или ездкой.

Время выполнения ездки:

tе = tдв + tп + tр + tпр = lе /vт + tп-р , (2.3)

где tдв – время движения;

tп __ _ время погрузки;

tр – время разгрузки;

tпр –время простоя на оформление документов

lе – длина ездки;

vт – техническая скорость;

tп-р - время погрузки и разгрузки.

Совокупность элементов одного или нескольких циклов перевозки с момента подачи порожнего ПС в пункт погрузки до очередного возврата в этот же пункт образует оборот автомобиля.

Подача подвижного состава от места стоянки и возврат после последнего пункта разгрузки относится не к отдельному циклу перевозок, а к работе подвижного состава за целый день в целом и называется нулевым пробегом.




· Микросистема. Однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю представляет собой простейший вариант организации транспортного процесса. При этом варианте обратный пробег от потребителя к отправителю автомобиль выполняет без груза. На различных комбинациях микросистем основаны все остальные варианты организации транспортного процесса.

· Особо малая система. Однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю с доставкой груза в обратном направлении до отправителя или любого промежуточного пункта. Следует обратить внимание, что в этом случае вид и количество груза, перевозимого в прямом и обратном направлениях, как правило, различны.

· Малая система с челночным движением подвижного состава. Организация транспортного процесса в первом или втором вариантах с использованием нескольких единиц подвижного состава, обслуживающих одного отправителя или потребителя грузов Для этого варианта сложность и требования к организации транспортного процесса существенно выше, т.к. требуется увязка работы нескольких автомобилей.

Во всех трех рассмотренных вариантах автомобиль перемещается от пункта к пункту по одному и тому же маршруту в прямом и обратном направлениях.

Рисунок 2.5 - Челночное движение автомобилей

· Малая система с кольцевым движением ПС. Однократная или многократная перевозка груза от нескольких отправителей к нескольким потребителям, при которой один или несколько автомобилей периодически возвращаются в пункт первой загрузки При этом варианте автомобиль за один оборот делает несколько остановок у отправителей и потребителей грузов. Обязательным требованием к данному варианту организации является необходимость составления графика движения.



Рисунок 2.6 -Кольцевое движение автомобилей

· Малая система с развозом или сбором груза. Развоз и сбор груза от одного отправителя или к одному потребителю

Схема перемещения автомобиля аналогична схеме малой системы с кольцевым движением ПС, но за оборот происходит только одна загрузка автомобиля и постепенная его разгрузка в нескольких пунктах при развозе груза и постепенная многократная загрузка и однократная разгрузка при сборе груза.

Рисунок 2.7 - Развоз или сбор груза

· Средняя система. Обслуживание определенной производственной структуры (предприятие, склад, терминал и т.д.) требует использования нескольких малых систем, работа которых будет подчинена одной цели



Рисунок 2.8 - Транспортный процесс обслуживания производственной

структуры

· Большая система. Интегрированная транспортная система может обслуживать несколько производственных структур или определенный географический регион В данном случае процесс перемещения грузов будет происходить между несколькими производственными предприятиями, складами или терминалами со сбором или развозом груза отправителям и потребителям.

Рисунок 2.9 - Транспортный процесс обслуживания нескольких

производственных структур.

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава установлена система технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), позволяющих оценивать эффективность использования автомобилей.

1. Пробег автомобиля - расстояние, проходимое подвижным составам за определенный период времени. Пробеги могут быть:

· производительный (груженый);

· непроизводительный;

· порожний (холостой);

· нулевой.

Нулевой пробег- это пробег, который необходимо совершить подвижному составу для прибытия из автотранспортной организации (АТО) на первый пункт погрузки и возвращения после последней разгрузки в АТО.

Для повышения эффективности эксплуатации ПС необходимо стремиться к снижению величины непроизводительного пробега.

2. Коэффициентом использования пробега -доля пробега с грузом в общем пробеге определяется по формуле

β = Lг /Lоб . (2.4)

При расчетах обычно различают коэффициент использования пробега за ездку.

βе = lе.г./ (lе.г. + lх), (2.5)

где lе.г -пробег с грузом за ездку;

lх - пробег без груза.

3. Время пребывания в наряде

Tн = Tм + t н , (2.6)

где Tм – время работы на маршруте,

t н - время на выполнения нулевого пробега.

4. Время работы на маршруте

Tм = ∑tдв + ∑ tп-р = (Lг +Lх) / Vт + ∑ tп-р = (Lг +Lх) / Vэ =

= nе [(lе.г. + lх) / Vт + tп-р ] = nе (lе.г.е Vт + tп-р) , (2.7)

где Vт – техническая скорость;

Vэ - эксплуатационная скорость;

nе – количество ездок, выполняемых автомобилем за смену.

5. Количество ездок

nе = Tм / tе = Tм / (βе Vт + tп-р). (2.8)

6. Производительность подвижного состава – это количество груза, перевозимого в единицу времени. Производительность ПС определяют в тоннах –U и в тонно-километрах –W. За одну ездку эти показатели составят:

Uе = qн γ (т) ; (2.9)

Wе = Uе lе.г. (т·км) , (2.10)

где γ – коэффициент использования грузоподъемности

qф – фактическая грузоподъемность.

qн – номинальная грузоподъемность ПС.

γ = qф /qн, (2.11)

Показатель работы автомобиля за смену

Uр.д.=∑ q ф ; (2.12)

Wр.д.= ∑qф lе.г. (2.13)

Количество автотранспорта, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из соотношения

Аэ = Q/Uр.д. (2.14)

Принимается ближайшее большее целое значение.







Сейчас читают про: