Пассажирские самолеты
Классификация и характеристика летательных аппаратов
I. В зависимости от назначения и области использования летательные аппараты подразделяются на:
· пассажирские;
· грузовые;
· комбинированные (грузопассажирские);
· специального назначения (санитарные, сельскохозяйственные, учебно-тренировочные и др.).
II. По типу двигателей:
· поршневые;
· турбовинтовые;
· реактивные.
III. По способу взлета и посадки:
· обычные взлет и посадка;
· вертикальные взлет и посадка;
· короткие взлет и посадка.
IV. По скорости полета различают самолеты:
· дозвуковые, т.е. летающие со скоростями меньше скорости звука (число Маха меньше 1, М < 1);
· сверхзвуковые (число Маха >1);
· гиперзвуковые (М> 5).
Число Маха (по имени ученого Э.Маха) – единица измерения скорости, равная примерно 1200 км/ч.
V. Протяженность беспересадочного полета:
· магистральные самолеты;
· самолеты местных линий (среднее расстояние перелета не превышает 1 тыс.км.)
Магистральные самолеты классифицируются следующим образом:
- дальние (расстояние перелета 6-11 тыс.км.);
- средние (расстояние перелета 2,5- 6 тыс.км.);
- ближние (расстояние перелета 1 – 2,5 км.).
VI. От взлетного веса самолеты делятся на 4 класса:
- вне класса (без ограничения массы) — Ан-124, Ан-225, А-380 и т. п.
- 1-го класса (75 т и более) — Ту-154, Ил-62, Ил-76 и т. п.
- 2-го класса (от 30 до 75 т) — Ан-12, Як-42, Ту-134 и т. п.
- 3-го класса (от 10 до 30 т) — Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Ил-114
- 4-го класса (до 10 т) — Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т Важнейшими технико-эксплуатационными параметрами летательных аппаратов являются:
- вместимость (для пассажирских) и грузоподъемность (для грузовых)
- скорость полета;
- дальность беспересадочного полета.
Начиная с 50-х годов прошлого столетия, в нашей стране был трижды обновлен парк гражданских самолетов. Первое послевоенное поколение гражданских воздушных судов составили самолеты с поршневыми двигателями – Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14.
В 60-х годах появились суда второго поколения – самолеты с турбинными двигателями. Это позволило поднять скорость, пассажировместимость и дальность полета. К судам второго поколения относятся самолеты моделей Ан-24, Ил-18, Ту-114.
Дальнейший прогресс привел к созданию турбореактивных машин третьего поколения. Их скорость приблизилась к скорости звука. Модели самолетов третьего поколения: Ту-134, Ту-104, Як-40, Як-42, Ил-62.
Кроме пассажирских самолетов, строились мощные грузовые воздушные лайнеры. В парке грузовых машин появились самолеты моделей Ан-26 (грузоподъемность 5,5 т.), Ан-12 (12т.), Ан-22 или «Антей» (80т.), Ил-76 (40т). В 1985 году авиаконструктором О.К.Антоновым был создан грузовой самолет Ан-124 «Руслан» грузоподъемностью 150 т.
Позже был создан воздушный гигант Ан-225 «Мрия» грузоподъемностью 250 т для перевозки уникальных тяжеловесных крупногабаритных грузов, например, орбитальных космических кораблей многоразового использования. Скорость этого самолета достигает 800-850 км/ч., дальность полета 4500км, требуемая длина взлетной полосы – 3000 м. Внутри грузовой кабины может помещаться речное судно, а при перевозке снаружи фюзеляжа можно закрепит, например колонну диаметром 10м и длиной 70 м.