В качестве датчика тока (рис. 3) в этой системе может быть использован шунт с сопротивлением Rш, падение напряжения на котором пропорционально току якоря. В результате сигнал обратной связи по току
Uо.т=bI,
где b — коэффициент обратной связи по току.
Отметим, что в качестве резистора RШ часто используется обмотка дополнительных полюсов и компенсационная обмотка двигателя.
Рисунок 3 - Схема замкнутой системы П—Д с нелинейной отрицательной обратной связью по току
Сигнал обратной связи Uо.т поступает на узел токоограничения УТО, называемый также узлом токовой отсечки, вместе с сигналом задания тока Uз.т . Этот сигнал определяет уровень тока отсечки Iотс, с которого начинается регулирование (ограничение) тока.
Работа УТО в соответствии с его характеристикой Uо.т.=f(I) происходит следующим образом (рис. 4).
Рисунок 4 – Механические характеристики замкнутой системы
П—Д с нелинейной отрицательной обратной связью по току
При токе в якоре, меньшем заданного тока отсечки, сигнал обратной связи на выходе УТО равен нулю. Другими словами, ЭП в диапазоне тока 0...Iотс является разомкнутым и имеет характеристики, изображенные на рисунке 4, в зоне 1.
|
|
При токе, больше тока отсечки на выходе УТО появляется сигнал отрицательной обратной связи Uо.т=bI ЭП становится замкнутым и начинает работать в зоне 2. Для пояснения вида характеристик ЭП в этой зоне запишем выражение для сигнала рассогласования
Uвх=Uз.с-bI.
Из выражения видно, что при увеличении тока I сигнал Uвх уменьшается, что вызовет уменьшение сигнала Uy и Еп. Это приведет к уменьшению напряжения на двигателе U и соответствующему снижению тока в якоре двигателя. Характеристики двигателя становятся крутопадающими (мягкими), что и отражает эффект регулирования (ограничения) тока и соответственно момента. При увеличении коэффициента усиления системы характеристики в зоне 2 все ближе приближаются к вертикальным линиям. Уровень ограничения тока определяется задающим сигналом (уставкой) Uз.т.