Тема 12. Рынок факторов производства: земля и капитал

До сих пор мы имели дело с рынками продукции, на которых действуют предприятия-производители, продавцы товаров и услуг и население, выступающее как конечный покупатель продукции. Но для производства товаров и услуг необходимы экономические или производительные ресурсы (факторы производства).

Факторы производства делятся на три основные группы: рабочая сила, капитал, земля.

Рыночная цена на факторы производства, как и на товары, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако ценообразование в этом случае имеет ряд существенных особенностей.

1. Если предложения товаров и услуг поступают от фирм, а спрос на них предъявляют домашние хозяйства, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагаются домашними хозяйствами, являющимися их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках – наоборот.

2. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков товаров, Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса па блага.

Например, спрос на хлопкоуборочные машины существует лишь постольку, поскольку существует спрос на хлопок, который, в свою очередь, формируется под воздействием спроса населения на хлопчатобумажные ткани.

3. Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого каждый фактор имеет две цены: прокатную и капитальную. Прокатная цена представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течение определенного периода (часовая, дневная и прочие ставки заработной платы или аренды оборудования). Капитальная цена – это нынешняя ценность услуг фактора за весь срок его службы.

4. От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников. Так, цена труда одновременно является доходом работника; цена земли – рентным доходом ее собственника; процент на капитал – одновременно «своеобразная цена услуг капитала» и доход его собственника. Поэтому теория ценообразования на факторы производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике.

Согласно неоклассической теории, распределение доходов происходит в соответствии с ценами факторов, которые, как цены любых товаров, зависят от соотношения спроса и предложения. Поскольку рынки факторов тесно переплетены с рынками товаров и услуг, то и цены факторов, в конечном счете, зависят от общей динамики рынков, т.е. от всей экономической активности. Доход фактора (труда, капитала, земли) определяется его ценой и используемым количеством (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Цена фактора (в неоклассической теории)

Линия S на рис. 12.1 изображает предложение фактора. По мере роста цены, уплачиваемой на единицу используемого фактора, его предложение увеличивается. Положительный наклон линии предложения соответствует гипотезе о снижающейся производительности фактора: чем больше он используется, тем менее он производителен и тем дороже обходится. Заметим, что эта гипотеза вовсе не обязательна для объяснения положительного наклона S, как необязателен и сам положительный наклон. В долгосрочном периоде производительность фактора имеет тенденцию возрастать с ходом технического прогресса. Но это верно только в условиях, когда все факторы полностью заняты. Тогда действительно требуются дополнительные затраты, чтобы раздвинуть границы данного фактора. Если же наличный запас фактора превышает его использование, то дополнительные затраты на его увеличение минимальны, отсутствуют, либо даже дают дополнительный доход. Например, каждый директор завода знает, что если его производственные мощности недогружены, то рост их загрузки ведет (при нормальных условиях) к снижению расхода факторов на единицу продукции, то есть факторы становятся дешевле. И так продолжается до тех пор, пока не достигнута нормальная (оптимальная) загрузка, после чего факторы начинают дорожать. Таким образом, неоклассическая теория рассматривает только частный случай полной загрузки факторов. В современных российских условиях, где труд, капитал и земля, как правило, не используются полностью, эта теория нуждается в корректировке.

При слабой загрузке удельные затраты излишнего оборудования и рабочей силы достаточно высоки – факторы стоят дорого, хотя они и недоиспользуются, спрос на них невысок. Между прочим, это одна из причин инфляции затрат в современной российской экономике. Если же увеличить спрос и загрузку, то фактор удешевляется, хотя спрос на него растет, и он все больше используется. При падении цены фактора рост его использования дает намного больший факторный доход.

Например, рабочим можно относительно меньше платить, а их общие доходы возрастут. Удельные затраты основного капитала упадут, позволяя снизить себестоимость, а общая прибыль возрастет. Процент на заемный капитал снизится, а общие доходы банков возрастут. При росте использования незагруженных факторов затратная инфляция ослабевает, и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: