Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I Правление Александра I




VI. Внешняя политика России во 2-ой половине Х1Хв.

V. Общественное движение XIXв.

IV. Реформы Александра II

III. Правление Николая I

II. Движение декабристов

I. Правление Александра I

В начале своего царствования Александр I восстановил отмененные Павлом I «Жало­ванные грамоты» дворянству и городам, отменил телесные наказания для дворян и другие реакционные и карательные указы, введенные за годы правления Павла I. Разреша­лось открывать частные типографии, ввозить иностранную литературу из-за границы, был снова разрешен свободный выезд российских граж­дан за границу

Для социально-экономического реформирования страны новый император образовал в 1801 году так называемый Негласный комитет из молодых родовитых дворян: П. Строганова, В. Кочубея, А. Чарторыйского, Н. Новосильцева. При непосредственном участии этих со­ветников в России были проведены некоторые либеральные преобра­зования, и прежде всего в аграрном секторе. Так, при вступлении на престол Александр 1 провозгласил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян в частные руки, которая была очень распростране­на в XVIII веке. Таким образом, был положен конец расширению крепостного права по территории страны. По указу 1801 года была разрешена долгожданная покупка земли недворянам: купцам, мещанам, казенным крестьянам.

В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», который предусматривал возможность выкупа на волю крепостных крестьян с семьей с земельными наделами, целыми деревнями или по­селениями, но при обязательном согласии помещика. За все годы действия этого указа (1803-1858) им смог­ли воспользоваться лишь 152 тыс., или примерно 1,5% крепостных.

В 1802-1811 годах была проведена реформа высших органов уп­равления. Первоначально были созданы 8 министерств, взамен ста­рых петровских коллегий, позже их количество увеличилось до 12. Вся ответственность за решаемые дела ложилась единолично на ми­нистров, что было более удобно для управления. Но вместе с тем уси­лилась бюрократическая сущность государственного аппарата. Дан­ная министерская система просуществовала в России без изменений до 1917 года.

Одним из выдающихся государственных деятелей первых лет правления Александра I, несомненно, был Михаил Михайлович Спе­ранский(1772-1839). В 1808 году по поруче­нию Александра I М.М. Сперанский приступил к работе над обшир­ным планом государственных преобразований. К октябрю 1809 году проект был разработан и представлен Александру I под названием «Введение к уложению государственных законов». Основной целью данного документа было упорядочить устаревшее и хаотичное законодательство, а также приблизить право­вые нормы к требованиям развивающихся рыночных отношений с учетом европейских перемен того времени. Конечно, предполагалось, что реформирование будет проводиться сверху, в интересах самодержавной власти.




В проекте документа не ставился вопрос об отмене крепостного права, но предполагалось ввести ограничения власти помещиков. Так, наказание крестьян следовало осуществлять лишь по решению суда, а объем феодальных повинностей должен был определяться по закону или по взаимным договоренностям. Все эти предложения имели целью при­близить Россию к новым экономическим отношениям. Самым большим достоинством проекта М. М. Сперанского было то, что он разработал стройную систему центральных и местных уч­реждений по принципу разделения всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Предполагалась полная независимость судебной системы, а также ответственность исполнительной власти перед законодательной.

Для эффективной законодательной работы предусматривалось создание двухпалатного парламента, состоящего из Государственного Совета и Государственной Думы. В случае принятия проекта преобразований в России открывался путь быстрого перехода к буржуазной монархии. Александр I был готов утвердить проект Сперанского. Но в результате интриг высших придворных лиц, которые считали проект чрезвычайно радикальным, документ был отклонен государем. Александр I решил пойти только на создание законосовещательного Государственного Совета (1810), в который вошли все министры и высшие сановники, назначаемые им самим.



Некоторые преобразования произошли в начале века в сфере просвещения. Во всех учебных заведениях провозглашался принцип бессословности и бесплатности обучения на низших ступенях. Фор­мировалась стройная система образования из четырех ступеней: приходские одноклассные школы, уездные училища, гимназии и университеты. В 1811 году в Царском Селе был открыт знаменитый лицей. Университетский устав 1803 года обеспечивал высшим учебным заведениям широкие права и независимость во внутренней жизни: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство административ­ных властей и полиции в дела этих учебных заведений и т.д.

До начала 1820-х годов внутренняя политика Александра еще не ощущала на себе явного ужесточения. В 1818 году нескольким сановникам было поручено подготовить проекты указов по отмене крепостного права на достаточно умеренных и выгодных для помещиков условиях. Но крепостное право было отменено лишь в Остзейском крае (Латвия, Эстония).

Постепенно Александр I начал переходить от весьма либе­ральной к жесткой внутренней политике, и самым примечательным событием этого периода было создание военных поселений (1816). Этот шаг был вызван большими финансовыми трудностями государства. Для снижения расходов на армию солдат селили на землю, чтобы они вместе с военной службой занимались земледелием и обеспечивали себя, прежде всего продовольствием и фуражом.

Начиная с 1820 года крепостным крестьянам снова запрещалось подавать жалобы на своих помещиков и восстанавливалась практика ссылки крестьян в Сибирь за различные провинности. Особенно жестокой была дисциплина в армии, где возобновились телесные наказа­ния. Усилилась цензура в печати, началось наступление на самоуправ­ление университетов в Санкт-Петербурге и Казани, были уволены про­грессивные профессора, непокорных студентов сдавали в солдаты.

Такой резкий поворот во внутренней политике связывают с име­нем первого министра правительства А.А. Аракчеева, в руках которо­го сосредоточивалось все гражданское и военное управление и кото­рый, действительно, имел сильное влияние на императора.

Таким образом, внутренняя политика в период правления Александра I достаточно противоречива. С одной стороны - это время либеральных реформ: Александр I восстановил Жалованную грамоту дворянству и городам, вернул из ссылок дворян, отменил пытки как форму дознания, при нем увеличилось число университетов, гимназий, училищ (был открыт Царско-Сельский лицей), был издан указ о вольных хлебопашцах (помещик мог отпускать крестьян на волю, наделив их землей и получив за это выкуп); даровал конституцию Польше, в Прибалтике отменил крепостное право, готовился проект конституции и для России. С другой стороны - многие либеральные реформы не были доведены до конца, а после войны 1812г. и вовсе свернуты, более того, происходит дальнейшее усиление крепостного гнета.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1524; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9691 - | 7414 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.113.29 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.