double arrow

Государственного регулирования экономики

Важнейшим инструментом и экономическим методом государственного регулирования экономики являетсягосударственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.

Основная цель государственного заказа – удовлетворение общегосударственных потребностей, решение важнейших социальных и экономических проблем. Его можно рассматривать как правовой акт в котором находят отражения задания по объему, стоимости, срокам изготовления и поставкам продукции, выполнению работ, услуг, необходимых для нужд государства.

Государственный заказ реализуется государственным заказчиком путем проведения конкурсного отбора исполнителей с последующим заключением договора между государственным заказчиком и организацией-исполнителем, победительницей конкурса.

Государственный заказ в разных странах называется по разному: государственный заказ, государственный рынок, контрактная система во Франции или федеральная контрактная система в США. Задачи госзаказа состоят в формировании портфеля заказов товаропроизводителю на поставку потребителям заданного количества продукции, выполнение конкретных видов услуг и работ. Он обеспечивает оптимальные пропорции между спросом и предложением, выполнением функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды. Выгодность государственного заказа определяют:

· гарантированный сбыт;

· цены;

· налоговые льготы и др.

В нашей республике формирование и размещение государственного заказа регулируется Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», принятым в 1993 г., другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы закупок на конкурсной основе:

· Закон Республики Беларусь «О государственной программе вооружения и государственном оборонном заказе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 2007 г., № 123, 2/1329);

· Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 23, 1/6218);

· Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 144, 1/7877);

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведении подрядных торгов на строительство объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 42, 5/15702);

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2007 г. № 467 «О некоторых вопросах применения международных договоров при осуществлении государственных закупок» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 93, 5/25040);

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)».

Государственный заказ осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

Поставки и закупки товаров проводятся в целях:

· выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с за-

ключенными Республикой Беларусь договорами;

· выполнения целевых программ, в которых участвует республика;

· создания и поддержания государственных материальных резервов;

· поддержания необходимого уровня обороноспособности и государ-

ственной безопасности;

· ликвидации последствий на ЧАЭС;

· государственной поддержки устойчивого функционирования топлив-

но-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;

· проведения геологоразведочных работ и природоохранных меро-

приятий;

· удовлетворения нужд государственного управления.

Заказы на поставку товаров для государственных нужд размещаются на конкурсной основе. Исключение составляют предприятия-монополисты по производству или продаже некоторых видов товаров: они обязаны заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд. В случае необоснованного уклонения от заключения контракта они несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В качестве мер стимулированияпоставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться:

· кредиты на льготных условиях;

· льготы по налогам и другим платежам в бюджет;

· целевые дотации и субсидии;

· приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми матери-

альными ресурсами;

· другие льготы.


Сейчас читают про: