Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Государственный заказ в системе




Понятие и классификация форм и методов государственного регулирования, их характеристика

ТЕМА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, все меры государственного регулирования экономикинаправлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Сегодня насчитывается несколько сотен самых разнообразных методов и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов.

Под методом регулирования следует понимать способ, прием осуществления регулирующего воздействия, с помощью которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.

Метод может содержать определенный набор инструментов, обеспечивающий его реализацию. При этом в различных условиях один и тот же метод может быть реализован с помощью разнообразных инструментов.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, которые влияют на масштабы его применения.

Регулирующее воздействие государства на экономические и социальные процессы предполагает выбор наиболее приемлемого метода из всей совокупности существующих альтернативных методов, замену одного метода другим.

Множество разнообразных методов требует их определенной систематизации и классификации. Сегодня в экономической литературе представлены различные классификации методов, в основе которых лежат различные классификационные признаки: масштаб применения, содержание метода, тип воздействия и т. д.

Поформе участиягосударства в регулировании экономики и характеру его влияния на объект выделяют административно-распорядительныеиэкономическиеметоды, а также прямыеикосвенные(рис. 3.1). Но при этом следует отметить, что они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания административно-распорядительных и экономических методов государственного регулирования между собой и сложившимся рыночным механизмом.

Методы государственного регулирования экономики

____________↓_________________




↓ ↓

Прямые методы Косвенные методы
Реализуются через субвенции, дотации, заказы и т.д. Реализуются через налоговые ставки, нормы амортизации, пошлины и т.д.

↓ ↓

Административно-распорядительные методы Экономические методы
Основа – сила власти: запрещение, предупреждение, разрешение   Основа – экономические интересы: экономическое поощрение, экономическая ответственность

↓ ↓

Реализуются через законодательные и нормативно-правовые акты, регистрацию, лицензии, стандарты и т. д. Реализуются через финансово-кредитную систему, нормы и нормативы, лимиты, индикаторы и т. д.

Рис. 3.1. Методы государственного регулирования экономики

Административно-распорядительныеметоды базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.).



Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения и т. д. Вразвитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает.

Экономические методырегулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабильность в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, амортизация, цены и т. д.).

Прямыеметоды воздействуют на объект регулирования непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т. д.; косвенные– опосредственно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Путем правильного использования и сочетания методов государство обеспечивает решение стоящих перед ним задач и достижение целей социально-экономического развития страны, обеспечивают высокорезультативность системы государственного регулирования.

Особенности проявления определенных функций управления в системе государственного регулирования экономики, масштабы их применения, а также возможности их реализации посредством близких по своей природе методов регулирования, объединенных в некую совокупность, позволяют говорить о формах государственного регулирования.

На сегодняшний день в системе мер государственного регулирования экономики можно выделить следующие относительно самостоятельные но в то же время тесно увязанные между собой формы:

· планирование, программирование и прогнозирование;

· финансово-кредитное регулирование;

· антимонопольное регулирование;

· дерегулирование экономики.

Важнейшими формами государственного регулирования являютсяпланирование, прогнозированиеипрограммирование.

Планомерное развитие общества – одно из основных дости­жений человеческой цивилизации. С его помощью обеспечива­ется согласованное целенаправленное функционирование всех звеньев хозяйственной системы общества.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее прием­лемого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосудар­ственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационально­го и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответ­ствующем плановом документе (плане).

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самосто­ятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование – это процесс разра­ботки прогноза, построенный на вероятностном, научно обосно­ванном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономерностями общественного развития и действием разнообразных и равнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программированиекак форма государственного регули­рования призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотрас­левых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологи­ческих и других. Оно должно обеспечить комплекс­ный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, носить директивный или индика­тивный характер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

В рамках выделенных форм планирования, прогнозирования, программирования, можно говорить о присущих им методах регулирования, ибо многие из них можно рассматривать как частные, присущие только той или иной конкретной форме. Например, можно говорить о методах планирования, прогнозирования.

За последние десятилетия экономика обогатилась разработками по методическому обеспечению планирования и прогнозирования, в том числе и методами планирования и прогнозирования. В настоящее время насчитывается более 150 методов, отличающихся друг от друга степенью сложности, принципом действия, наличием, а также способами получения и обработки информации об объекте и др. Такое многообразие методов определяется многообразием и способностями объектов планирования и прогнозирования. Но выделение методов прогнозирования и методов планирования носит в какойто мере условный характер. На практике методы прогнозирования широко используются при принятии плановых решений и наоборот.

Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе,которая активно воз­действует на социально-экономические процессы и обеспечи­вает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Система воздействует через нало­ги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифферен­цированные проценты за кредит, цены, всевозможные финан­совые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регули­рование и цены.

Бюджетно-налоговоерегулирование представляет совокуп­ность средств, направлений и мероприятий, аккумулирующих и наиболее рационально, по приоритетам распределяющих финансовые ресурсы с целью обеспечения макроэкономичес­кой стабилизации и экономического роста.

Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финансового регулирования экономики. С помощью бюджета государство сосредоточивает в своих руках, распреде­ляет и перераспределяет между отраслями, секторами народ­ного хозяйства и административно-территориальными единицами финансовые ресурсы, необходимые для централизованно­го руководства (регулирования) социально-экономическими процессами в республике. Изъятие и распределение денежных средств в народном хозяйстве должно и может осуществляться через бюджет таким образом, чтобы побуждать предприятия и организации к рациональному использованию материальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.

Налоговые регуляторы – это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты плате­жей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взыска­ния, способы взыскания

Кредитно-денежное регулированиеосуществляется в финансовой сфере и реальном секторе экономики. В условиях становления рыночных отношений кредитно-денежная система Республики Беларусь подверглась коренному реформированию. Это коснулось как институционной структуры банковской системы, так и содержания кредитно-денежного регулирования, денежной и кредитной политики. На сегодняшний день в качестве инструментов регулирования используются традиционные, широко применяемые в рыночной экономике регуляторы и административные меры воздействия.

Неизменным регулятором общественного производства являются цены. Цены формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства они служат инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов. Через цены ограничивается монополистическая деятельность, регулируется и контролируется выпуск социально значимых товаров и услуг.

Частью системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование. Начало антимонопольному регулированию в Республике Беларусь, вставшей на путь построения социально ориентированной модели рыночной экономики, было положено в 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Основные направления антимонопольного регулирования в республике: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Дерегулирование как мера государственного регулирования экономики должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру. Главной формой дерегулирования является разгосударствление, включающее приватизацию, либерализацию цен и рынков, демонополизацию.

В системе государственного регулирования применяются и другие меры государственного вмешательства государства.

При этом формы, методы и инструменты государственного регулирования не являются раз и навсегда данными и неизменными. И даже используемые формы и методы по мере развития экономики, изменения проводимой экономической и социальной политики могут модифицироваться , наполняться новым содержанием. Один и тот же метод может реализовываться с помощью новых инструментов.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 2364; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8835 - | 7643 - или читать все...

Читайте также:

  1. EV-6 же представляет собой просто 64-битный канал обмена между процессором и чипсетом. Каждый процессор в многопроцессорной системе должен иметь свою шину EV-6
  2. II. Государственный строй и внешняя политика
  3. Агрегирование и дезагрегирование решений по системе моделей
  4. Агропромышленной комплекс в системе национальной экономики: состав, структура и проблемы его функционирования
  5. Административное право в правовой системе РФ
  6. Амортизация, стандартизация, сертификация, лицензирование, товарные знаки в системе государственного регулирования
  7. Анализ использования оборудования. Анализ работы оборудования основан на системе показателей, характеризующих его использование по численности
  8. Анализ использования оборудования. Анализ работы оборудования основан на системе показателей, характеризующих его использование по численности
  9. Анализ требований к системе (системный анализ) и формулировка целей при создании ИС и приложений
  10. Аппаратные средства ИТ в системе образования
  11. Арбитражные суды. Введены в Российскую правовую систему на основании конституции, ФКЗ «О судебной системе и об арбитражных судах РФ»
  12. Банковская система РФ и ее элементы. Правовое положение Центрального банка РФ в банковской системе


 

3.83.188.254 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.