Ния экономики

Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задачаобеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа – это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые.

Национальные и региональные – это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного воздействия. Примеры чрезвычайных программ: программа по восстановлению экономики Южной Кореи, программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ). В Республике Беларусь таким примером может служить Программа неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса (1994-1995 гг.).

Объектами целевых комплексных программ (ЦКП) являются наиболее значимые экономические и социальные проблемы, отрасли, сферы, различные направления научных исследований и другие значимые для национальной экономики программы. Целевые комплексные программы государственного уровня являются весьма значимыми для развития национальной экономики. В Республике Беларусь это научно-технические программы в области экологии, здравоохранения, ресурсо-и энергосбережения, создания новых технологий, материалов, приборов и оборудования, элементной базы и новейших средств электронной вычислительной техники и связи.

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

В программировании комплексно используются элементы государственного регулирования экономики. Формируются цели, определяются порядок и сроки их достижения, органы и конкретные исполнители, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливаются порядок финансирования, контроль за их использованием. Вокруг цели как стержня программы группируются мероприятия, они и составляют содержание программы.

Государственное программирование как инструмент и высшая форма государственного регулирования экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Нидерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др. Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов государственного регулирования для достижения поставленной цели и, в основном, носит индикативный, т.е. рекомендательно-регулирующий характер.

В БССР в составе Союза ССР программирование как инструмент регулирования экономического и социального развития во многом дискредитировало себя. Это объясняется бессистемностью разработки и принятия программ, попытками реализовать большое их количество без учета ресурсного потенциала народного хозяйства и возможностей достижения целей. Параллельно разработанные директивные планы нередко противоречили целям программ. В результате множество программ не было выполнено: например, «Продовольственная программа», программа «Жилье» и др. В директивном планировании так и остались нерешенными взаимоувязка и согласование планов и программ, не были получены ответы на вопросы: «программа» или «план» – что первично, вытекают ли задания плана из программ, либо наоборот? В рамках рыночных отношений программирование как форма регулирования экономики занимает более определенное место.

В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет), программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межгосударственным проблемам.

Среднесрочная программа социально-экономического развития Республики Беларусь является комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития республики и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения.

В 1997 году в республике для повышения значимости и статуса программ как формы государственного регулирования Указом Президента Республики Беларусь был введен институт президентских программ («Жилье», «Бытовая техника», «Информатизация», «Дети Беларуси» и др.).

Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: