В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 “О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя исполнительного и распорядительного органа, организации (объекта) в пределах конкретной территории области (г. Минска), района (города), организации (объекта) устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:
1. Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
2. Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
3. Чрезвычайный режим - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, проводимыми ГСЧС в зависимости от режима функционирования, являются:
1. В режиме повседневной деятельности:
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение государственных экономических и социальных программ, государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки руководящего состава органов повседневного управления по ЧС, сил и средств системы ГСЧС к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление всех видов страхования.
В режиме повседневной деятельности управление ГСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления по ЧС.
2. В режиме повышенной готовности:
- организация КЧС руководства функционированием системы ГСЧС и ее подсистем, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработка предложений по ее нормализации;
- уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- проведение первоочередных мероприятий по организации жизнеобеспечения населения и защите окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС сил и средств системы ГСЧС.
В режиме повышенной готовности управление ГСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления, а при необходимости – с использованием пунктов управления (подвижных и стационарных).
3. В чрезвычайном режиме:
- частичное или полное введение в действие планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;
- организация защиты населения в полном объеме;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в чрезвычайной ситуации отраслей экономики и объектов, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
В режиме чрезвычайной ситуации управление ГСЧС осуществляется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) – в зависимости от развития ЧС.
Структура государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Схема 2.1
|
Организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС Схема 2.2
Правительство Республики Беларусь | |||||||||||
Координирующие органы: | на Республиканском уровне | - Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь; - Министерство по чрезвычайным ситуациям; - КЧС Республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь; | |||||||||
на территориальном уровне | КЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска; | ||||||||||
на местном уровне | КЧС при исполнительных и распорядительных органах районов (городов); | ||||||||||
на объектовом уровне | КЧС организаций (объектов). | ||||||||||
Органы повседневного управления: | на Республиканском уровне | - МЧС, в отраслевых подсистемах – отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь; | |||||||||
на территориальном уровне | - областные и Минское городское управление МЧС; | ||||||||||
на местном уровне | - городские (районные) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС; | ||||||||||
на объектовом уровне | - отдел, сектор или работник по ГО и ЧС. | ||||||||||
АИУС ЧС (сбор и передача информации, выработка предложений и передача управленческих решений органам и подразделениям ГСЧС, наблюдение и контроль за радиационной, экологической и гидрометеорологической обстановкой) | Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально-опасных объектов | Силы и средства ликвидации ЧС | Резервы финансовых и материальных ресурсов | ||||||||
Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС | Госкомгидромет | Органы и подразделения по ЧС | Государственный резерв | ||||||||
Центры оперативного управления областных и Минского городского управлений МЧС | Минприроды | Невоенизированные формирования ГО | Отраслевые резервы | ||||||||
Проматомнадзор | Учреждения и подразделения экстренной медицинской помощи Минздрава | ||||||||||
Информационные центры (пункты управлений) министерств, комитетов, объединений, учреждений | Институт геологических наук НАН Беларуси | Штатные аварийно-спасательные, аварийно - восстановительные подразделения и формирования республиканских органов госуправления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь | Местные резервы | ||||||||
Государственная лесная охрана Минлесхоза | |||||||||||
Центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС | |||||||||||
Учреждения ветеринарной службы и станции защиты растений Минсельхозпрода | Учреждения ветеринарной службы и станции защиты растений Минсельхозпрода | ||||||||||
Дежурно-диспетчерские службы организаций | Производственные резервы | ||||||||||
Профильные НИИ республиканских органов госуправления, осуществляющие надзор за состоянием окружающей среды | Территориальные и объектовые аварийно-спасательные формирования общей готовности | ||||||||||
Сеть наблюдения и лабораторного контроля | |||||||||||