Режимы функционирования ГСЧС. Основные мероприятия, осуществляемые при функционировании режимов ГСЧС

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 “О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя исполнительного и распорядительного органа, организации (объекта) в пределах конкретной территории области (г. Минска), района (города), организации (объекта) устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:

1. Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

2. Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

3. Чрезвычайный режим - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми ГСЧС в зависимости от режима функционирования, являются:

1. В режиме повседневной деятельности:

- наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

- планирование и выполнение государственных экономических и социальных программ, государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

- совершенствование подготовки руководящего состава органов повседневного управления по ЧС, сил и средств системы ГСЧС к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление всех видов страхования.

В режиме повседневной деятельности управление ГСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления по ЧС.

2. В режиме повышенной готовности:

- организация КЧС руководства функционированием системы ГСЧС и ее подсистем, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработка предложений по ее нормализации;

- уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;

- усиление дежурно-диспетчерской службы;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

- проведение первоочередных мероприятий по организации жизнеобеспечения населения и защите окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

- приведение в состояние готовности, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС сил и средств системы ГСЧС.

В режиме повышенной готовности управление ГСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления, а при необходимости – с использованием пунктов управления (подвижных и стационарных).

3. В чрезвычайном режиме:

- частичное или полное введение в действие планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;

- организация защиты населения в полном объеме;

- выдвижение оперативных групп в район ЧС;

- организация ликвидации ЧС;

- определение границ зоны ЧС;

- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования в чрезвычайной ситуации отраслей экономики и объектов, полному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

В режиме чрезвычайной ситуации управление ГСЧС осуществляется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) – в зависимости от развития ЧС.


Структура государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Схема 2.1

Правительство Республики Беларусь


Организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС Схема 2.2

  Правительство Республики Беларусь    
       
    Координирующие органы:   на Республиканском уровне - Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь; - Министерство по чрезвычайным ситуациям; - КЧС Республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;    
  на территориальном уровне КЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;    
  на местном уровне КЧС при исполнительных и распорядительных органах районов (городов);    
  на объектовом уровне КЧС организаций (объектов).    
    Органы повседневного управления: на Республиканском уровне - МЧС, в отраслевых подсистемах – отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;    
  на территориальном уровне - областные и Минское городское управление МЧС;    
  на местном уровне - городские (районные) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;    
  на объектовом уровне - отдел, сектор или работник по ГО и ЧС.    
АИУС ЧС (сбор и передача информации, выработка предложений и передача управленческих решений органам и подразделениям ГСЧС, наблюдение и контроль за радиационной, экологической и гидрометеорологической обстановкой)     Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально-опасных объектов     Силы и средства ликвидации ЧС     Резервы финансовых и материальных ресурсов  
         
Республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС Госкомгидромет Органы и подразделения по ЧС Государственный резерв  
Центры оперативного управления областных и Минского городского управлений МЧС Минприроды Невоенизированные формирования ГО   Отраслевые резервы  
Проматомнадзор Учреждения и подразделения экстренной медицинской помощи Минздрава  
Информационные центры (пункты управлений) министерств, комитетов, объединений, учреждений Институт геологических наук НАН Беларуси Штатные аварийно-спасательные, аварийно - восстановительные подразделения и формирования республиканских органов госуправления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь   Местные резервы  
Государственная лесная охрана Минлесхоза  
Центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС  
Учреждения ветеринарной службы и станции защиты растений Минсельхозпрода Учреждения ветеринарной службы и станции защиты растений Минсельхозпрода  
Дежурно-диспетчерские службы организаций   Производственные резервы  
Профильные НИИ республиканских органов госуправления, осуществляющие надзор за состоянием окружающей среды Территориальные и объектовые аварийно-спасательные формирования общей готовности  
  Сеть наблюдения и лабораторного контроля      
   
                       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: