Цели и задачи функционирования национальной экономики

Национальное производство создается и функционирует для того, чтобы удовлетворять возрастающие потребности населения страны. Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение возрастающих потребностей общества, повышение жизненного уровня населения страны.

Главная цель функционирования национальной экономики имеет четко выраженный социальный характер. Достижение главной цели предполагает решение ряда стратегических задач. Среди таковых выделяются:

1) долговременный и устойчивый экономический рост;

2) эффективный уровень занятости населения;

3) стабильный уровень цен, сведение до минимума внутренней и внешней инфляции;

4) сохранение равновесия страны в ее отношениях с внешним миром.

К другим задачам стратегического уровня относятся: защита окружающей среды; структурные сдвиги, экономическая безопасность страны, мировой уровень экономической эффективности.

Выполнение стратегических задач в свою очередь предполагает решение комплекса тактических задач. Генеральная цель, стратегические и тактические задачи образуют «дерево целей» национальной экономики. Сбой в решении любой тактической задачи ставит под угрозу решение соответствующей стратегической задачи. Приходится считаться с тем, что здесь могут обнаружиться и другие правила, или даже противоречия.

Национальные приоритеты развития. Множественность задач развития в условиях ограниченности ресурсов, быстрого изменения внутренних и внешних условий развития обусловливают необходимость определения главных направлений развития. При этом существенно уточняется содержание и темпы реализации тактических стратегических задач.

Оказывается, страна нуждается не в экономическом росте, а в устойчивом экономическом росте. Важно обеспечить не просто экономический рост, а высокое качество экономической динамики. Конкретизировать стратегическую цель и задачи развития применительно к условиям конкретной страны – это означает определить ее национальные приоритеты.

Национальный приоритет – это конкретная стратегическая задача, связанная с дальнейшим развитием страны, предусматривающаяся разрешение возникающих внутренних противоречий и ликвидацию обнаруженного отставания.

Выбор стратегических приоритетов развития экономики страны есть национальное целеполагание.

1.3 Объект, предмет и функции дисциплины
«Национальная экономика Беларуси»

В качестве объекта исследования в курсе «Национальная экономика» выступает национальная хозяйственная система. Это означает, что учитывается обнаруженное единство двух базовых трактовок национальной экономики: развитие экономических процессов рассматривается с учетом состояния общественных производительных сил.

Объектом исследования курса «Национальная экономика» выступает национальная хозяйственная система Республики Беларусь, как независимого и суверенного государства.

С одной стороны, национальная хозяйственная система Беларуси рассматривается как проявление доминирующей модели поведения разнообразных хозяйствующих субъектов, как совокупность форм и методов хозяйствования.

С другой стороны, сложившиеся закономерности развития, институциональные нормы функционирования национальной хозяйственной системы рассматриваются как объективные условия, на фоне которых и происходит повседневно принятие хозяйствующими субъектами экономических решений. При этом очень хотелось считать, что носителем альтернативных решений по использованию ограниченных ресурсов в современных условиях все чаще выступает не экономический, а социальный человек. Сегодня именно социальный человек идентифицируется со своим народом.

Выделение в качестве объекта исследования национальной хозяйственной (экономической) системы обусловливает необходимость выделять ее функциональные подсистемы, отдельные элементы, потенциалы и механизмы. Уход вглубь объекта исследования актуализирует вопросы формирования прогрессивного технологического способа производства.

Предметом учебного курса «Национальная экономика» выступают социально-экономические и институциональные условия устойчивого развития национального воспроизводства в границах суверенного государства Беларусь.

Будучи особым разделом экономической науки, данный курс обязан выполнять методологическую, теоретическую, познавательную, практическую и идеологическую функции. Но если руководствоваться конечной целью познания национальной хозяйственной системы, то следует указать на следующие комплексные функции:

1) проведение позитивного анализа;

2) проведение нормативного анализа.

При позитивном анализе крайне важна теоретическая подготовка и владение соответствующей научной терминологией. Ведь необходимо выполнить диагностику национальной экономики. Выполняя данную функцию, мы определяем основные тенденции и закономерности функционирования экономической системы Беларуси, исследуем национальные факторы развития.

При нормативном анализе предстоит заглянуть в будущее страны, определить стратегические ориентиры ее развития и методы достижения национальных приоритетов (практическая функция). Проведение нормативного анализа предполагает отделение желаемого состояния национальной экономики от возможного. При определении идеала будущего особое значение приобретают сложившаяся система ценностей, представления о социальной справедливости.

В переживаемый нами трансформационный период очень важно:

‑ внимательно отслеживать поведение основных участников мировой экономики, минимизировать зависимость Беларуси от внешних сильных «игроков», добиваться выгодного места в системе международного разделения труда;

‑ умело переносить мировой опыт развития в национальные условия Беларуси; искать методы нейтрализации внутренних и внешних угроз национальной безопасности;

‑ своевременно обнаруживать формы нарастающей нестабильности национальной экономики, ее узкие места, определять перспективные национальные факторы развития;

‑ обозначать пределы и методы государственного регулирования национальной экономики, определять закономерности функционирования экономики в условиях белорусской государственности.

1.4. Методология и теоретическая основа курса
«Национальная экономика Беларуси»

Методология науки включает совокупность разнообразных методов и теоретическую основу.Среди методов исследования выделяются общемировоззренческие, общенаучные и частные приемы познания.

Общемировоззренческие приемы познания национальной экономики Беларуси касаются нравственных начал экономической деятельности. Такие общесистемные приемы анализа основаны также на признании возможностей функционирования экономики Беларуси в рамках суверенного государственного образования. Национальнаяидеяпризнаетсяисследователемкак стабильный и неиссякаемый фактор развития экономики страны и белорусского общества.

Общенаучные приемы познания позволяют накопить теоретический опыт функционирования национальной экономики Беларуси. Они же позволяют выявить закономерности происходящих экономических явлений, установить логику преобразований.

Частные приемы исследования имеют в курсе «Национальная экономика Беларуси» особое значение. Как известно, по своей природе они не являются универсальными. Но в данном случае в этом обнаруживается не их слабость, а особая сила. Такие приемы позволяют полнее учесть специфику того или иного этапа развития страны, максимально соответствовать типу решаемой задаче.

Среди частных методов исследования, востребованных при анализе национальной экономики, следует выделить:

‑ системно-структурный и функциональный анализ;

‑ институциональный анализ;

‑ сравнительный (компаративный) анализ ряда смежных состояний национальной экономики, а также экономик соседних стран;

‑ метод сравнительной статистики;

‑ метод «экономической двойственности»;

‑ равновесный подход, балансовый метод, метод «фактора времени».

Теоретическую основу курса «Национальная экономика Беларуси» образует блок важнейших научных теорий, концепций и положений, которые помогают раскрыть содержание экономических процессов. В первой части теоретической основы данной дисциплины следует выделить такие построения как концепцию валового внутреннего продукта (ВВП), методологию Системы национальных счетов (СНС), общую теорию макроравновесия, современные теории денег и кредита, концепции инфляции, торгового и платежного баланса. Особое значение имеют концепции единства развития производительных сил и производственных отношений, теории экономического роста и постиндустриального развития, структурных сдвигов, а также концепции ограниченности ресурсов, парадигмы институциональной и социальной экономики.

Во второй части (общеобразовательной) теоретической основы следует указать на концепцию размещения производительных сил, теорию государственного регулирования экономики, концепцию государственного и политического устройства страны, концепцию становления и развития гражданского общества, а также концепцию геополитического потенциала страны.

В третьей части теоретической основы (конкретно-исторической) данного курса следует выделить работы белорусских и зарубежных авторов, в которых обобщен новейший опыт переходного периода большой группы бывших социалистических стран. Т. е. следует признать необходимость использования в качестве теоретического инструмента тех положений, которые содержатся в концепциях «транзитивной экономики». Важно, что в таких концепциях содержатся конкретные примеры использованиия достижений мировой экономической науки на национальном уровне.

В четвертой части теоретической основы (историко-логической) следует указать на работы мыслителей и экономистов Белорусской Земли, начиная с ВКЛ и до наших дней, а также зарубежных исследователей, в которых обобщены национальный экономический опыт и практика хозяйствования белорусского народа.

Приведенная выше характеристика задач, функций и теоретической основы курса «Национальная экономика Беларуси» показывает, что необходимо опираться на достижения других экономических дисциплин (например, макроэкономика, денежное обращение и кредит, финансы, экономическая статистика, эконометрика). Сильное подспорье оказывают и общественные науки – такие как философия, политология и социальная психология.

Задания для самоконтроля и самоподготовки

1. Приведите определение национальной экономики. В чем состоит необходимость анализа внутренней структуры национальной экономики?

2. В чем отличие структурирования национальной экономики с учетом методологии системы национальных счетов от других вариантов?

3. Как соотносятся стратегическая цель и национальные приоритеты национальной экономики?

4. Определите соотношение предмета и объекта курса «Национальная экономика Беларуси»

5. В чем отличие теоретической основы курса «Макроэкономика» и «Национальной экономики Беларуси»?

Литература: [37, 57, 60, 65, 70, 80, 82].


2 Национальная модель экономики.
Типы национальных хозяйственных систем

2.1 Содержание национальной экономической модели
и принципы классификации

Выделение в качестве предмета исследований национальной хозяйственной системыориентирует на выполнение развернутой характеристики условий хозяйствования, доминирующих в стране социально-экономических процессов.

Такой анализ сложившегося в стране экономического строя, форм и методов хозяйствования, выполненный по определенным правилам, есть не что иное, как моделирование национальной экономики.

Модель национальной экономики представляет собой формализованное описание присущих экономике страны явлений и процессов, сложившихся условий хозяйствования, выполненное по определенным правилам.

При определении принципов моделирования (или правил идентификации) национальной экономики есть резон в первую очередь обратить внимание на соотношение ее формы и содержания, на наличие национальной хозяйственной системы. Не случайно в качестве основных признаков, которые принимаются во внимание при идентификации национальной экономики, обычно используются:

а) степень реализации в национальной хозяйственной системе рыночной технологии;

б) уровень развития производительных сил, потенциал отечественного научного комплекса;

в) состояние воспроизводственной структуры, способность к простому и расширенному воспроизводству;

г) емкость внутреннего национального рынка;

д) степень открытости национальной экономики внешнему миру (уровень интеграции); место, которое страна занимает в системе международного разделения труда с учетом возможностей присвоения технической (инновационной) ренты.

Так, с учетом такого критерия как уровень развития производительных сил выделяются традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Но дальнейшая конкретизация технологического признака позволяет выделить на современном отрезке эволюции, например, страны с инновационным характером развития, а также государства, которые прибегли лишь к «следящему режиму НТП» и даже абсолютно инертные.

Если в качестве критерия классификации национальных хозяйственных систем использовать механизм координации, то при таком подходе выделяются традиционная, командная и рыночная экономика. Известно, что национальная экономическая система концентрирует в себе сложившийся в стране механизм формирования и реализации экономических интересов, сама по себе есть культивируемая хозяйственная среда обитания человека. Если вслед за механизмом координации в качестве основных компонентов национальной экономической системы выделить экономический строй и экономическую конституцию, а также хозяйственный механизм и институциональную структуру, то при таком системном подходе открываются весьма конструктивное направление для моделирования национальной экономики.

В итоге на текущий момент при характеристике национальной экономики рыночного типа принято выделять три базовых модели рыночной экономики:

а) либеральная модель рыночной экономики (США, Канада, Англия);

б) западноевропейская модель рыночной экономики стран ЕС (выделяются такие подвиды как «социальное рыночное хозяйство», модель «демократического социализма» и др.);

в) а зиатская модель рыночной экономики (Япония, Юго-Восточная Азия).

Таким образом, использование широкого перечня принципов идентификации экономики страны позволяет точнее определить сущностные и специфические черты национальной экономической модели. В процессе обнаружения национальной специфики широко используются методы современного компаративного анализа экономических систем.

Реальная модель и «модель намерений». Приведенный выше алгоритм идентификации национальной экономики приводит нас к определению контуров, прежде всего, реальной модели. Можно считать, что это и есть первый этап моделирования национальной хозяйственной системы.

При выдвижении позитивной национальной модели концентрируется опыт хозяйствования, уточняются общее направление и параметры социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Обнаруживаются функциональные зависимости, основные тенденции социально-экономического развития страны.

Такая модель есть реальная модель, потому что представляет собой отражение конкретной хозяйственной практики. Многое здесь зависит от уровня развития отечественной экономической науки, а также ее не ангажированности. Тогда можно рассчитывать на убедительную характеристику проявления в экономике страны общего и особенного, на точную классификацию страны и на ее отнесение к соответствующему классу национальных экономик в мировом рейтинге.

В роли нормативной модели выступает некая «модель будущего». Это может быть научно обоснованная и принятая Концепция (программа) социально-экономического развития страны, определяющая на перспективу блок национальных приоритетов. «Модель будущего» есть модель намерений. Ее особая разновидность – это идеологическая модель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: